Tweet |
Феодоровский городок в пионерском лагере
С 12 по 22 июля недалеко от подмосковного города Руза в пансионате «Алмаз» Московского государственного социального университета прошел уже традиционный общероссийский православный молодежный летний лагерь «Феодоровский городок», организованный Всероссийским православным молодежным движением. В лагере собрались около 200 участников из 24 епархий РПЦ. Естественно, это событие не могло не найти своего освещения на страницах «Татьяниного дня».
Когда один из моих друзей увидел статью о зимнем Феодоровском городке «Православные отдыхают-2», он остроумно заметил: «У вас, как в Голливуде, глядишь, скоро появятся «Православные отдыхают-5», а потом «Феодоровский городок жив» и «Православные возвращаются». «Православные возвращаются» — здорово! Так и назову следующую статью», — воскликнул Павел Меньшиков, присутствовавший при разговоре. Эту статью мы и предлагаем вниманию читателей. — М. Б.
Миф о вечном возвращении
Несмотря на то, что Феодоровский городок проходил только три раза и каждый раз в несколько иной обстановке, для многих постоянных участников он уже стал образом жизни, по крайней мере, важной его составляющей. Мне, например, кажется, что я всю свою жизнь каждое лето и зиму ездил в Феодоровский городок и буду обречен это делать до конца своих дней. Каждый раз, конечно, появляются новые люди, многие из которых становятся друзьями. Это обстоятельство, хотя и создает угрозу нашествия орд гостей в собственную квартиру, но и самому дает возможность бесплатно остановиться почти в каждом крупном российском городе (как и во множестве маленьких городов, поселков и деревень).
Романтика пионерского лагеря
По просьбе многочисленных критиков, упрекавших меня в том, что за описанием многочисленных «мелочей жизни» я опускаю важные методологические разработки, в этот раз бытовые зарисовки будут предельно краткими.
В это лето Феодоровский городок проходил в бывшем пионерском лагере. Это позволило «пожилым» (кому далеко за 20) участникам лагеря вспомнить свою юность, а более молодым поколениям приобщиться к давно прошедшей истории. Палаты, на дверях которых висели списки проживающих и ответственных по комнате, огромная столовая с плакатом: «Все за стол! узнать пора, чем богаты повара», еще более огромный актовый зал с картинками и надписями на стенах: «Вперед с песней!», «Будем петь и веселиться, нам без дела не сидится» и так далее, ежеутренняя коллективная прочистка зубов, очереди в душевую, утренняя и вечерняя линейки (только на них, естественно, не трубил горн и не поднимался флаг, а читались молитвенные правила и разъяснялись организационные вопросы), — для многих все это было ново, а многих пробило на ностальгию. В 12 часов ночи по требованию администрации здание пансионата должно было закрываться. Естественно, что ложиться спать так рано было невозможно, а сидеть в помещении неинтересно, поэтому участники лагеря по доброй пионерской традиции по ночам вылезали через окна. Это обстоятельство, которое, в основном и обыгрывалось в состоявшемся в конце лагеря КВН, породило две коронные фразы: «Шоу Окна» и «Поколение Windows», описывающие сложившуюся ситуацию и ее участников. Впрочем, до маразма, как всегда не дошло: ОРгКомитет («орки») не скатился до облав за нарушителями дисциплины, а последние до детского хулиганства.
Убедившись на опыте прошлого лета, что лекции и семинары в это время года не всегда самая эффективная форма работы, организаторы в этот раз сделали акцент на проведении разного рода учебных игр. О некоторых из них стоит рассказать на страницах «Татьяниного дня». Кроме несомненной пользы, которую принесли эти игры для их участников, они выявили многие проблемы, стоящие сейчас перед Церковью. Каким-то образом (иногда по задумке организаторов, иногда по вине участников) получилось так, что победителей ни в одной игре не оказалось.
«Христиане» и миссионеры
Одной из самых показательных игр в Феодоровском городке была миссионерская игра. Из участников лагеря было отобрано 15 человек, которые должны были по очереди выходить на сцену, рассказывать «историю», как они уверовали во Христа, но православные оттолкнули их от Церкви, и они пришли в «просто христианские» общины (для удобства и большей пользы игры эти участники должны были представлять не какую-то конкретную протестантскую секту или конфессию, а высказывать в той или иной мере общие для всех протестантов аргументы против православия). Затем «просто христиане» задавали «миссионерам» вопросы довольно широкого спектра (от «почему вы почитаете святых и Богородицу?» до «почему у вас в церкви не стоят лавочки?»),
после чего завязывалась полемика. В этом словесном поединке «миссионеры», увы, были на голову разбиты. Во многих случаях «православные» не смогли коротко и убедительно сформулировать свою позицию, трусливо уходили от ответов, показали плохое знание Священного Писания, не всегда держали себя в руках, от бессилия переходя на раздраженный тон, а иногда вместо учения Церкви говорили откровенные ереси. А ведь противодействовали им всего лишь их же собратья по вере, которые только озвучивали всем известные антицерковные доводы. Каково же пришлось бы этим миссионерам, столкнись они с настоящими протестантскими проповедниками?! Конечно, я несколько преувеличиваю, да и наиболее подготовленные участники перед началом игры почему-то ушли в «протестанты». Однако очевидно, что в среде верующей молодежи еще есть существенный недостаток специального миссионерского, да и просто элементарного богословского образования.
После обсуждения каждого вопроса на сцену выходил о. Святослав Худовеков и говорил, как, с его точки зрения, надо было бы отвечать на те или иные аргументы сектантов, показав тем самым яркий мастер-класс не особенно успешно выступавшим участникам. В любом случае, эта миссионерская игра заставила многих задуматься, как они смогут «дать отчет о своем уповании» (1 Пет. 3:15), и о том, сколь глубока и осознана их вера. Также многим эта игра помогла понять, насколько тактичными и доброжелательными надо быть, чтобы своим поведением не оттолкнуть людей от Церкви.
Ангелы и фарисеи
Цель другой игры была еще раз напомнить об известной христианской заповеди: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Для организаторов, очевидно, важнее было не то, чтобы обитатели городка сами участвовали в этой игре, а то, чтобы они впоследствии могли использовать ее при организации других детских православных лагерей.
Фабула игры заключалась в том, что семь душ в этот день якобы предстали на суд Божий. Участники, разбитые на команды, должны были выбрать одну из них, наиболее достойную рая. Для этого группы в сопровождении «ангелов» («орков», завернутых в простыни) должны были обойти каждого «грешника», выслушать его историю, задать один вопрос и в конце вынести свой вердикт. Победителем становится та команда, которая не даст никакого ответа, предоставив посмертную судьбу всех «новопредставленных душ» милосердию Божию.
Истории жизни «грешников», которые предлагались участникам, были составлены таким образом, что, хотя каждого из них по каким-то формальным причинам легко можно было осудить, но были и очень серьезные основания простить. Конечно, поначалу находились люди, которые по-ханжески жестоко рассуждали: вот смотрите, он совершил то-то и то-то, а в том-то и том-то не покаялся, давайте его спросим, если он и с этим не согласится, то точно пойдет в ад, и мы выберем другого. Но потом и они замолчали. Как-то само собой стало ясно, что даже в таких искусственных, выдуманных историях (иногда даже плохо выдуманных) все не так просто и понятно. Каждая человеческая судьба беспредельно сложна, хрупка и трагична. Только Бог, бесконечная Любовь и Мудрость, видит подлинную глубинную суть человека, и значит только Ему может принадлежать суд.
Никто из участников не угадал правильный ответ, но все-таки в большинстве случаев, команды выбрали не самую достойную, а самую несчастную, по их мнению, душу, что, наверное, тоже было правильно. Так что победителей опять не было.
Признаться, я довольно скептически относился к подобного рода играм. Заповеди Божий и истины христианской веры — это все-таки слишком серьезно, чтобы в них играть. И сейчас я не уверен, что описанную выше игру можно предлагать детям, однако в Феодоровском городке она пошла скорее на пользу, чем во вред, заставив многих вновь задуматься над вечными вопросами любви и прощения.
Об этой игре на КВНе участники сочинили следующую страшилку: Лагерь у речки играл в фарисеев — Зверски замучен охранник Андреев. Очевидно, участники лагеря сделали из игры правильные выводы.
Православная Груша созрела
Как обычно, в Феодоровском городке читались лекции (из них следует выделить лекции уже традиционно выступающего в молодежном лагере диакона Андрея Кураева и впервые прибывшего туда протоиерея Максима Козлова). Прошел КВН: в этот раз он даже превзошел все предыдущие. Были почти ежевечерние костры с песнями под гитару и уже не учебными играми. Прошел конкурс стенгазет, многие из которых даже вызвали зависть у главного редактора «ТД», тоже присутствовавшего в Феодоровском городке. Была река Руза, правда в этот раз почти полностью поросшая водорослями, которые неутомимые обитатели городка выдрали только к концу лагеря. Наконец, было много прекрасных людей. Лагерь, безусловно, состоялся вполне удачно, однако у многих, особенно у постоянных участников, осталось ощущение, что Феодоровский городок прошел некоторый этап и должен выйти на какой-то качественно новый уровень. Уже определился круг людей, которые смогут каждый в своем городе организовать и привести за собой многих других. А значит в следующее лето можно устроить что-то по размаху соответствующее Грушинскому фестивалю, где одни могли бы просто приехать со своими палатками, отдохнуть, пообщаться друг с другом, послушать лекции и концерты, а другие организоваться в группы по интересам: журналистика, миссионерство, восстановление храмов, краеведение и так далее. Естественно, это потребует соответствующий уровень организации, до которого, как мне кажется, российское православное молодежное движение уже доросло.
Tweet |
Вставить в блог
Православные возвращаются21 сентября 2003
|
Поддержите нас!