rss
    Версия для печати

    Православные отдыхают-2

    С 16 по 21 февраля недалеко от подмосковного города Рузы в пансионате Московского государственного социального университета прошел общероссийский православный молодежный зимний лагерь «Феодоровский городок», организованный Всероссийским православным молодежным движением. В лагере собрались около 103 участников из 24 епархий РПЦ. Рассказ о летнем Феодоровском городке «Православные отдыхают?» (см. «ТД» № 48) вызвал широкий отклик читателей. В этот раз мы публикуем записки того же автора о зимнем молодежном лагере.

    С 16 по 21 февраля недалеко от подмосковного города Рузы в пансионате Московского государственного социального университета прошел общероссийский православный молодежный зимний лагерь «Феодоровский городок», организованный Всероссийским православным молодежным движением. В лагере собрались около 103 участников из 24 епархий РПЦ. Рассказ о летнем Феодоровском городке «Православные отдыхают?» (см. «ТД» № 48) вызвал широкий отклик читателей. В этот раз мы публикуем записки того же автора о зимнем молодежном лагере.

    Псевдоплазмодий начинает мигрировать

    В коре деревьев обитают удивительные существа — слизевики (Dictyostehum discoidium). Вернее, слизевик — это целая колония одноклеточных организмов, миксамеб. До определенного времени каждая из них живет своей жизнью: мирно пасется в древесной коре, поедает бактерий, размножается делением. Но в какой-то момент, когда пищи становится мало, миксамебы уже не могут жить друг без друга и сползаются в одно место, образуя странное тело, похожее на личинку — псевдоплазмодий. Слизевик выползает на поверхность дерева, снова меняет форму, становясь похожим на шарик, подвешенный на тонкой ножке, и наконец «взрывается», разбрасывая миксамеб, его составляющих. Все начинается сначала.

    Как столь примитивные одноклеточные существа находят друг друга, и как им удается слиться в единое целое и произвести столь сложные действия и трансформации? «Тайна веков, закон жизни», — сказал бы Шестипалый из повести Пелевина.

    Об удивительной жизни слизевиков я узнал в зимнем Феодоровском городке от диакона Михаила Першина, который даже выпустил о них своеобразную стенгазету. Как заметил о. Михаил, состоявшийся молодежный слет чем-то был похож на жизненный цикл слизевика. Люди жили каждый в своем городе, занимались самыми разнообразными делами, но в какой-то момент сорвались с места, собрались вместе в пансионате под Рузой, на какое-то время стали единым целым, сделали общее дело и снова разошлись каждый в свою сторону. Причины, которые двигали этими юношами и девушками, молодыми и не очень, мало чем отличались от причин, по которым миксамебы сливаются в псевдоплазмоид: это тот же голод, в данном случае недостаток общения и новых идей. Однако конечный результат жизни слизевика и Феодоровского городка противоположный: прожив часть своей жизни в едином с собратьями теле, миксамеба меняет место обитания, но сама не меняется. Человеческое общение приводит к обратному: люди возвращаются на прежнее место, но сами становятся другими. Каждый человек посылается нам Богом, и встреча с ним неизбежно меняет и нашу судьбу. Так и в Феодоровском городке нельзя было безнаказанно встретиться с таким множеством прекрасных и талантливых людей и вернуться домой без новых идей, более глубокого взгляда на мир и желания действовать, чтобы изменить его к лучшему. Это гораздо важнее, чем «ценные методические указания», которые послушно записывали в тетрадки старательные девушки и юноши на лекциях, хотя и последнее тоже, наверное, важно.

    Как отдыхать на «курсах организаторов молодежного служения»

    Итак, православные снова отдыхали. Хотя какой-либо отдых устроителями зимнего Феодоровского городка особенно и не предусматривался, как сразу же предупредили меня в Оргкомитете. Почти все время дня было заполнено самыми разнообразнейшими лекциями и семинарами, с краткими перерывами на еду и обмен впечатлениями. Даже дневной сон, очевидно, предусматривался непосредственно на занятиях (о чем, впрочем, еще пойдет речь). Итак, организаторы жестоко лишили дневного отдыха участников Феодоровского городка, но они забыли, что существует еще и ночь, спать в которую совершенно необязательно, а в такой чудесной компании просто преступно. Это обстоятельство, а также то, что река Руза почему-то замерзла, и в ней невозможно было купаться, и то, что люди жили в пансионате, а не в палатках, определили некоторые отличия зимнего городка от летнего.

    Особенности зимнего отдыха

    Главной из них была, безусловно, какая-то более домашняя обстановка зимнего городка, по сравнению с летним. Летом, когда мы жили в огромных МЧСовских палатках, пели песни под гитару вокруг одного для всего лагеря костра, и большую часть времени над нами было одно на всех голубое или звездное небо, легко было чувствовать свое единство со всем множеством собравшихся тут людей, но сложно (по крайней мере, для таких необщительных людей, как я) познакомиться с кем-то поближе. Тогда я обменялся адресами с некоторыми участниками лагеря, но наша близкая дружба началась уже потом, когда мы стали переписываться. В зимнем же городке все, за редким исключением, жили в двухместных комнатках, в которые, как не старайся, не затолкаешь больше двадцати человек. Гулять днем не хватало времени, а ночью пансионат предательски закрывался. Поэтому почти сразу же образовались относительно небольшие, но сплоченные компании, которые по ночам собирались у кого-то в комнате, пили чай и говорили «за жизнь». Некоторые, вроде меня, каждую ночь бывали в разных компаниях.

    В зимнем Феодоровском городке собрались как те, кто уже был там летом, так и те, кто не знал даже, что члены ОРГкомитета называются «орками», а комната, где сей Московский ОРГкомитет находится, — «моргом». Кстати, и в зимнем городке «морг» был, пожалуй, самой неудобной для жизни комнатой, в нем мало того, что стояло три кровати вместо двух, так еще и на полу на весьма громоздкой, неэстетичного вида пенке ночевал ваш покорный слуга. Нашествию иноплеменников «морг» в этот раз подвергалось из-за наличия в нем компьютера, на котором крутилось кино. Фильмы «Властелин колец — 2» и «Братва и кольцо» (пародия на «Братство кольца») в жилище орков оказались как нельзя более к месту Неожиданно актуальной стала и «Матрица», которую большинство зрителей просмотрело, наверное, раз в пятый: нашелся специалист, о. Святослав Худоверков, который прочитал своеобразную лекцию о связи этого фильма с учением Кастанеды.

    Сложно даже представить, насколько расширился мир людей, вовлеченных в ВПМД. Недавно, когда меня не было дома, мне позвонила какая-то девушка из Новосибирска. Еще полгода назад, узнав об этом от домочадцев, я бы очень удивился: «Странно, какая девушка из Новосибирска (!) могла мне звонить?!». Теперь же я подумал: «Интересно, какая из моих знакомых новосибирских девушек решила мне позвонить?» Россия действительно необъятна, и везде у нас есть родные и близкие люди.

    Православная художественная самодеятельность

    При всей важности, которую в этот раз придали организаторы лекциям и семинарам, они все же не смогли отказать в себе удовольствии содействовать в раскрытии талантов, которыми так богата православная молодежь. В зимнем Феодоровском городке «процвели» сразу несколько видов искусств. В этот раз народное творчество было и устным и письменным. Довольно скоро при входе в

    столовую появились листы, на которых желающие могли оставить юмористические комментарии ко всему происходящему в городке. Едва ли не главной темой этих стенгазет стали выступления одного, пожалуй, излишне добросовестного лектора. Сам я на этих лекциях не присутствовал, но те, кто там был рассказывали мне, что они были похожи на первые страницы учебника «Английский для начинающих». «Это — стол. Стол — на полу. Это — чашка. Чашка — на столе. Это — потолок. Он — над чашкой, над столом и над полом». Кому-то эти лекции напомнили пьесы Э. Ионеско с банальностями, доведенными до абсурда Однако многие, наоборот, были этими выступлениями вполне довольны, считая, что как раз они-то и были не излиянием «воды», а «по делу». Тем не менее, на листках у столовой появилось: «Продаю кассеты с лекциями № №: не спится», «Клонирую двойников для посещения лекций № №» и так далее.

    Досталось и диакону Михаилу Першину, окунувшемуся, очевидно, в слишком глубокие бездны онтологии, да еще и озадачившему публику, далекую от микробиологии, своими размышлениями о вышеупомянутых миксамебах и псевдоплазмодиях. Напротив его изображения было приведено стихотворение В. Соловьева:

    Жизнь, — говорил он, становясь
    Меж зеленеющих могилок, —
    Метафизическая связь
    Трансцендентальных предпосылок.

    На листках висело еще много всего остроумных надписей, которых я приводить не буду, отчасти из-за их множества, отчасти из-за неполиткорректности или непонятности для непосвященных многих из них.

    Как всегда в первый день состоялся концерт участников. Даже я, имевший к моменту начала Феодоровского столь серьезный повод для печали, что почитал своим долгом хранить кислую мину на лице, с большим трудом справлялся со своей задачей и несколько раз рассмеялся. Был и КВН, в этот раз один, но зато, как положено, с жюри, четырьмя командами, несколькими конкурсами и так далее. То, что на нем происходило, у меня даже не поворачивается язык назвать самодеятельностью: настолько этот КВН был на уровне тех, что показывают по телевидению. Не было на нем разве, что пошлых и глупых шуточек и кривляний, характерных для телевизионных КВНов. Опять-таки даже у меня, человека невосприимчивого к юмору, остались в памяти советы, как «почувствовать себя звездой» (самый лучший из них — «залезть на новогоднюю елку»), Герасим, путешествующий с собачкой My-My на «Титанике» и ценные подробные методологические советы по передвижению стула с одного места на другое (пародия на того же усыпляющего лектора). Впрочем, председатель жюри, а заодно и всего ВПМД, Олег Решетников был не менее остроумен при объявлении победителей, а номинаций было так много, что каждая из команд победила в трех-четырех из них, и никто не был в обиде.

    Песни, которые пелись на зимнем Феодоровском городке, были такого же широкого репертуара, что и на летнем, хотя Шевчука, наверное, было побольше, а иеромонаха Романа поменьше. Людей, владеющих гитарами, также было несколько больше, чем летом, и у слушателей был выбор, к кому из них забуриться в следующую ночь.

    Как водится, жгли костер, и собравшиеся вокруг него играли на гитарах и валяли друг друга в снегу.

    Короче говоря, городок получился. Так, может быть, хватит сил летом устроить что-нибудь грандиозное, сравнимое с Грушинским фестивалем.

    Вставить в блог

    Православные отдыхают-2

    2 апреля 2003
    С 16 по 21 февраля недалеко от подмосковного города Рузы в пансионате Московского государственного социального университета прошел общероссийский православный молодежный зимний лагерь «Феодоровский городок», организованный Всероссийским православным молодежным движением. В лагере собрались около 103 участников из 24 епархий РПЦ. Рассказ о летнем Феодоровском городке «Православные отдыхают?» (см. «ТД» № 48) вызвал широкий отклик читателей. В этот раз мы публикуем записки того же автора о зимнем молодежном лагере.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru