Tweet |
«Слышь, дед, я позвонила Никитке, думала позвать его на блины, а то уж худой он очень, а он мне и говорит: «Бабуля, я сейчас не в Москве, а далеко отсюда — в Китае. Так что к вам в Ершовские выселки никак не смогу приехать. А там Пост начнется…»
— Ну и что? — спросит сегодняшний читатель, — в чем тут «фишка»? Что, во время Великого поста блинов есть нельзя?
Для нашего читателя, уже привыкшего к возможностям связи по мобильному телефону по всему миру, разговор бабушки из маленького села, затерянного где-то в глуши Мещерского края, с внуком, уехавшим за тридевять земель в Китай, не вызовет никакого изумления — банальная ситуация, ничего особенного.
А вот лет семь тому назад, когда я привел некую подобную картину развития мобильной связи в статье в «Компьютерре» о перспективах информационных технологий (1), журнал получил негодующие отклики: «не стоит, мол, столь солидному компьютерному изданию заниматься фантастическими измышлениями». Правда, я тоже тогда еще не мог представить, что все мультимедийные средства смогут поместиться в маленький мобильник, и потому вдобавок предположил некий стационарный терминал.
И уж тем более можно быть абсолютно уверенным, что сорок лет тому назад, в 1967 году, когда Мартин Купер, американский инженер из компании «Моторола», впервые предложил организовать систему связи в виде распределенных в пространстве сот, ни он сам, да и никто из его коллег и предположить не мог, что через 30 лет весь мир будет повсеместно пользоваться такой связью. Да и как можно было такое представить, когда первый сотовый телефон, изготовленный этой компанией в 1973 году, весил больше килограмма, его надо было заряжать не менее 10-ти часов, для того чтобы он проработал в течение двадцати минут. Да и качество связи было не ахти какое — сплошные шумы и пропадание сигнала. И даже получив в следующем 1974 году лицензию на построение такой системы, «Моторола» основное свое внимание затем еще лет 20 уделяла развитию спутниковой системы связи(2).
Но как потом оказалось, именно это предложение Мартина Купера кардинальным образом решило самую сложную проблему, над которой много лет бились во всем мире инженеры и многие фирмы, работающие в области связи и информационных технологий, — так называемую «проблему последней мили».
Дело в том, что связь и информация должны быть каким-то образом подведены к массовому пользователю. В прежнее время (если не уходить в глубь веков к фельдъегерям и голубиной почте) доступ к пользователю обеспечивался проводами: к каждому телефону, телеграфу, факсу надо было тянуть отдельный провод. Это еще хорошо для большого города, где за счет скопления на небольшой площади можно было сразу телефонизировать большое количество квартир, офисов и т. д. А в деревнях, с учетом наших российских расстояний и соответствующих дорог? Вот и получилось, что за все годы советской власти было телефонизировано всего 0,2% всего сельского населения СССР.
С трансляцией радиопередач и телевидения было проще — народу нужно было только принимать одинаковые для всех радиосигналы, а потому, чем мощнее были передатчики и чем выше были антенны, тем больше территории и людей можно было охватить таким обслуживанием. Вот и строились и соревновались между собой во всем мире телевизионные башни, кто выше, как символы прогресса и строительного мастерства.
Но совсем иначе обстояло дело с развитием информационных сетей, в том числе и телефонной связи, где требовалась персональная двусторонняя связь. В этом случае для каждого потребителя нужно было организовать отдельную линию связи. Причем, именно до человека, а не до квартиры, где он живет, или офиса, где он работает, то есть строить для каждого пользователя беспроводную линию — выделять отдельный радиоканал. А для радиоканала нужно выделять некую радиочастоту, которая имеет определенную полосу и которую надо размещать среди других в диапазоне радиочастот. Вот это и стало той самой «проблемой последней мили».
Чтобы представить суть проблемы, возьмем для примера речевую связь. Для качественной (когда можно распознать, кто именно говорит) передачи речи по радиоканалу в аналоговом виде требуется не менее 3,2 кГц полосы на прием и столько же на передачу, то есть надо иметь два таких радиоканала. Между этими каналами необходимо оставлять защитные промежутки в частотном диапазоне, не менее чем в 2,7 раза шире полосы полезного сигнала с каждой стороны, чтобы эти сигналы не перекрывали друг друга (почти по 10 кГц). Поэтому в стандарте на аналоговую телефонную связь было принято выделять по 30 кГц на передачу и столько же на прием. Таким образом, для организации, например, всего тысячи таких телефонных каналов потребовалось бы выделять не менее 60 МГц в полосе радиочастот. Что сопоставимо с передачей десятка телевизионных программ.
Тем более, что к тому времени, когда стали думать о развитии информационного обслуживания, свободных радиочастот не осталось. Все радиодиапазоны были уже полностью до последнего герца распределены между теле- и радиовещанием, авиацией и морским флотом, космическими системами, научными организациями и т. д., да и военные во всех странах забрали себе значительные куски частот. А потребности все возрастали. Тот, кто знаком с нормативными документами Международного союза связи по распределению радиочастот, может подтвердить: все частоты — начиная от единиц килогерц («сверхдлинные волны») и вплоть до сотен гигагерц («крайне высокие частоты») — застолблены и расписаны с точностью до долей герца.
Отсутствие, как говорят, радиочастотного ресурса и стало проблемой «последней мили», — проблемой, которая оставалась многие годы камнем преткновения для множества интересных проектов в области персонального доступа к источникам информации (включая Интернет) и которая была предметом горячих обсуждений на множестве международных конференций. Каких только не было предложений и технических решений! Но все они разбивались и оказывались несостоятельными или из-за их технической сложности, или из-за недопустимой стоимости, или из-за экологической опасности для людей.
Пока не была взята в основу идея Мартина Купера о построении сотовой связи(3). Идея пространственного разделения радиосистем. Что было полной противоположностью прежнему опыту радиоинженеров, которые старались охватить своими сигналами как можно большее пространство, чтобы передавать свои теле- и радиосигналы наибольшему числу абонентов. В сотовой связи все наоборот: чем уже зона охвата радиостанцией пространства, тем больше можно подключить абонентов! Потому что вне зоны первой такой радиостанции можно установить другую, которая будет работать на тех же частотах, что и первая, и они не будут мешать друг другу, если их разнести и ограничить по мощности радиосигнала. Следовательно, при этом не надо ставить мощные передатчики, как на самих радиостанциях, так и в абонентских устройствах — то есть в мобильных телефонах! И значит, они будут меньше потреблять энергии и, следовательно, дольше работать! И эти мобильные телефоны можно делать совсем маленькими! Не то что те первые прототипы, которые ни в какой карман не лезли.
Рис. 1. Взаимное размещение сот с не перекрывающимися по частотам зонами | |
Структура сотовых сетей теоретически очень напоминает пчелиные шестиугольные ячейки, покрывающие заданную территорию. В каждой соте ставятся базовые приемопередающие станции (БС), зона действия которых специально ограничена заданными пространствами. Каждая БС использует набор приемо-передатчиков, работающих на разнесенных по частоте каналах (как правило, таких каналов от 4 до 16 в каждой БС). Эти частоты подбираются так, чтобы они не совпадали с частотами других, соседствующих БС, которые окружают первую БС (см. рис. 1). Поэтому соседние соты не создают помех друг другу. В удаленных же сотах снова можно использовать частоты первой БС. Таким образом, получается, что сеть сотовой связи может иметь Q=(N/7)*K одновременно действующих частотных каналов, где N — общее число выделенных для всей сотовой сети частотных каналов, а К — число БС (сот) в данном городе (районе, территории).
Кроме того, в каждой соте можно использовать направленные антенны, которые могут формировать диаграммы направленности сигналов так, чтобы они не перекрывали друг друга, например, как это показано на следующем рисунке. И тогда можно и в пределах одной соты использовать одни и те же частоты в неперекрывающихся антенных секторах.
Рис. 2. Базовая станция с направленными антеннами, образующими разнесенные в пространстве диаграммы направленности, в которых можно использовать одни и те же частоты |
||
А уж сделать так, чтобы абонентский аппарат, то бишь мобильный телефон сам автоматически выбирал свободную частоту и автоматически переключался на другие частоты при переходе из соты в соту, не составляло особой технической сложности, благо это было уже хорошо освоено в других радиосистемах, в основном военного назначения.
Такое построение успешно решает еще одну немаловажную проблему: неравномерное распределение людей, пользующихся мобильной связью. Очень просто: там, где людей больше (на станциях, стадионах, в центральных районах города, в метро) — там устанавливают больше, но маленьких сот, а там, где людей мало — там можно ставить меньше, но более мощные БС, покрывающие большие территории. А сами БС можно объединять кабельными или радиорелейными линиями, через которые передаются групповые каналы и коммутируются звонки так, как это происходит на районных АТС обычной проводной телефонной сети. С которой, естественно, также организуется двусторонняя связь для того, чтобы передать звонок с мобильного телефона на обычный стационарный телефон и наоборот. Вот и весь «секрет». Ставь базовую станцию, что на крыше здания, что в тоннеле метро, что на невысокой вышке, и мобильная связь обеспечена с достаточно большим количеством индивидуальных каналов.
Рис. 3. Вид реальной базовой станции с шестью секторными антеннами | |
В этом контексте стоит заметить, что одной из наиболее сложных задач в построении сетей сотовой связи является наиболее эффективный выбор местоположения БС и формирование диаграмм направленности ее антенн. Это делается и с помощью расчетов, и с помощью натурных испытаний и выбора наилучшего результата для каждого конкретного случая. Эти работы время от времени повторяются уже на установленных станциях, потому что условия распространения сигналов могут измениться, например, из-за вновь построенного в этой зоне здания или из-за потребности увеличения количества каналов из-за увеличения числа абонентов в данном районе (например, из-за открытия там большого магазина).
В больших городах с многомиллионным населением таких каналов надо много, очень много(4). Свободных же частот в приемлемом радиодиапазоне (200–3000 МГц) нет. Вот и получается, что основным и самым дорогим ресурсом в системах радиосвязи является радиочастотный ресурс (так в Великобритании пять лицензий на сотовую связь были проданы на общую сумму более 35 млрд долларов, а в Германии эта сумма достигла 50 млрд долларов — это только за право пользования этими частотами!). Но сотовые операторы в накладе не остаются: количество пользователей возрастает с каждым днем и можно ожидать, что вскоре каждый житель Земли будет пользоваться этой связью(5).
Рис. 4. Укрупненная схема расположения БС одного из операторов в Санкт-Петербурге |
||
После сказанного не надо, наверное, объяснять, что число каналов является важнейшим ресурсом для любого сотового оператора. Чем больше ему выдана полоса радиочастотного диапазона, тем больше можно организовать каналов связи, тем больше можно привлечь абонентов, тем ниже можно установить тарифы, тем конкурентоспособнее становится бизнес. Правда эта логика верна лишь до определенного предела: следует учесть, что оборудование БС, расходы на его эксплуатацию, арендная плата за установку антенн и БС на зданиях, охрана и ремонт, и т. п. обходятся недешево. Однако при этом надо также учитывать, что в таких системах массового обслуживания эффективно работает «закон больших чисел» — то есть, например, если сотовый оператор сможет инициировать увеличение разговора хотя бы на одну минуту в день, то в результате, как говорил Аркадий Райкин, он получит «бешеные деньги»(6).
Большую роль в развитии систем сотовой связи сыграл переход на цифровой метод передачи сигналов. Во-первых, оцифрованный речевой сигнал можно подвергнуть соответствующей обработке, которая позволяет сокращать требуемую полосу для ее передачи, в том числе, за счет значительного сокращения защитных промежутков между каналами, во-вторых, при цифровой передаче можно эффективно бороться с шумами и помехами, и, в-третьих, что также немаловажно, цифровую передачу легче защитить от постороннего прослушивания. Было предложено несколько вариантов таких стандартов, в результате в европейских странах и у нас в основном стали пользоваться стандартом GSM (Global System for Mobile Communications). В стандарте GSM восемь каналов размещаются в полосе 200 кГц. Скорость передачи сигнала составляет 9,6 кбит/с. В выделенных диапазонах частот (по 25 МГц в каждом) размещается 124 такие полосы, что обеспечивает 992 канала связи. А с учетом того, что эти диапазоны имеются в двух зонах радиочастотного спектра — в области 900 и в области 1800 МГц, то это число надо еще удвоить. Нехитрая арифметика показывает, что тот вышеупомянутый оператор с 10 тысячами БС в Москве может обслужить более 2,8 миллионов абонентов одновременно.
Стандарт GSM 900/1800 получил наибольшее распространение в конце прошлого века и стал ведущим в группе стандартов второго поколения. Цифровая технология позволила легко расширить перечень услуг, предоставляемых абонентам. Операторы GSM-сетей предлагают следующие услуги: телефон, передача коротких текстовых сообщений (SMS), передача электронной почты, передача сигналов в стандарте МРЗ (музыка, фотографии и видеоклипы), беспроводной доступ к Интернету. Хотя непосредственное применение GSM-связи для доступа к Интернету экономически невыгодно, поскольку стоимость доступа в несколько раз выше стоимости модемного соединения. Да и с точки зрения оператора длительные сеансы связи уменьшают количество свободных каналов в системе, что приводит к снижению качества обслуживания абонентов, которым нужно лишь позвонить по телефону. Поэтому доступ к Интернету напрямую через GSM-терминал действующих сотовых сетей не имеет смысла, а для более «емкого» трафика стали использовать каналы передачи данных типа HSCSD, GPRS и EDGE (7).
В настоящее время планируется во всем мире переход на стандарты третьего поколения (G3), основанные на другом виде кодирования сигналов, который является на сегодня самым совершенным и перспективным способом передачи данных— это стандарт CDMA (Code Division Multiplex Access) — множественный доступ с кодовым разделением), предложенный компанией Qualcomm лет 15 тому назад. В CDMA для формирования каналов используются специальные шумоподобные сигналы (ШПС), или сигналы с распределенным спектром (Spread Spectrum), которые ранее широко применялись в радиолокации, навигации и в военных системах связи. Вот этот стандарт позволяет использовать мобильную связь на всю мощь для передачи практически любого типа информации с высокой скоростью и высоким качеством. Причем количество каналов в тех же выделенных полосах радиодиапазона увеличивается в три-четыре раза, а потенциально — в десятки раз. Системы сотовой связи CDMA уже в 2000 году насчитывали 31,5 млн пользователей в 12 странах мира (в основном это сети в Южной Корее и Китае). Сейчас число пользователей сетей CDMA уже выросло, по меньшей мере, в 20 раз.
Официально предусматривается, что в ближайшее историческое время все страны мира перейдут на этот стандарт. Планировали переход на 2003 год, потом на 2005 год, но реальной перспективы на повсеместный переход со стандарта GSM (который, кстати, также продолжает совершенствоваться), пока еще не реализован.
Развитие возможности по передаче цифровой информации с большой скоростью стало отличной базой для внедрения в системы мобильной связи различных информационных сервисов. И чего только не предлагают сегодня изготовители мобильных телефонов, которые и телефонами уже трудно называть. Тут и записная книжка, и калькулятор, и игровая приставка, и фотоаппарат, и плеер, и чего только нет! Поэтому эти маленькие изящные устройства все чаще стали называть смартфонами, коммуникаторами и т. п.
Вот несколько примеров анонсируемых сегодня новинок на рынке мобильных устройств.
Компания Nokia анонсировала телефон Nokia 6290, который является первым 3G смартфоном в этой серии. Nokia 6290 — это современный смартфон с классическим, эргономичным дизайном. Вот такие технические характеристики известны на данный момент:
• Symbian OS S60 3rd Edition Feature Pack 1
• 2-мегапиксельная камера с 4-кратным цифровым увеличением
• 2,2-дюймовый QVGA экран с поддержкой более 16 миллионов цветов
• MP3 музыкальный плейер с превосходным стерео звуком
• батареи хватит на 3,5 часа в режиме разговора или на 10 дней в режиме ожидания
Смартфон поступит в продажу в первом квартале 2007 года и будет стоить около 325 евро.
Японская компания NEC представила концептуальный мобильный телефон, который пока не имеет своего имени.
На сайте Nokia «всплыли» фотографии совершенно нового концепта мобильного телефона, выступающего под псевдонимом «aeon». Как можно видеть на фотографии, поверхность аппарата абсолютно плоская, но это еще не все: верхняя панель является целиком сенсорной. Верхняя часть может отвечать за дисплей, нижняя — за клавиатуру. Кнопки, скорее всего, будут подсвечиваться в активном режиме и исчезать — в режиме покоя. Аппарат выглядит крайне привлекательно, и тем сильнее желание узнать, появятся ли рабочие образцы модели или «aeon» так и останется в стадии концепта.
Компания Nokia готовится порадовать нас Nokia Multimedia Car Kit CK-20W — устройством, позволяющим не только с легкостью общаться, но еще и слушать музыку, а также осуществлять навигацию во время управления автотранспортом. В своем новом беспроводном решении, разработчики, заботящиеся о водителях, включили поддержку Pop-Port, Bluetooth и DSP, для обеспечения максимально качества и удобства работы. Ну и, конечно же, главным достоинством, Nokia Multimedia Car Kit CK-20W являются очень качественное голосовое общение. Музыка будет автоматически приглушаться, когда вы «возьмете трубку», а беспроводные технологии освободят руки от необходимости нажимать на кнопки. Nokia Multimedia Car Kit CK-20W и Nokia Navigation Pack LD-2 (в комплекте с ROUTE 66 и GPS-приемником) должен был появиться в продаже в третьем квартале 2006 года.
У компании Nokia появился новый концептуальный коммуникатор, который, если и не выйдет в серийное производство, приятно удивит ценителей всего необычного.
Модель, названная Nokia 888, выполнена в виде браслета, содержит гибкий сенсорный дисплей и питается от жидкостных аккумуляторов. Кнопок на устройстве не найти — вместо этого коммуникатор поддерживает всевозможные голосовые функции, а кроме этого, способен воспроизводить видео, содержит будильник, GPS-приемник и почтовый клиент. Хотя концептуальная новинка и похожа на браслет, ее, по словам разработчиков, вовсе не обязательно носить на запястье. Устройству можно придать различную форму, причем Nokia 888 в состоянии даже персонализировать и запомнить их.
Но, как и у любой вещи, у мобильной связи есть и свои отрицательные стороны. Только не надо относить к ним время от времени возникающие в СМИ «пугалки» про вредное физиологическое воздействие излучения мобильного телефона на мозг человека. Нет такого влияния! Была проведена масса серьезных исследований и испытаний во многих странах мира, были задействованы самые крупные научные учреждения, выпущена масса статистических и аналитических отчетов. И ни один из них не подтверждает и не находит какого-либо физиологического влияния мобильного телефона на человека и на любые его органы. Если, правда, не бить им по голове или не пытаться раскусить его зубами. Появляющиеся статьи о вредном влиянии являются явно и, безусловно, заказами тех людей, которые или:
а) хотят таким образом разрекламировать свои товары и опорочить товары других или
б) хотят «впарить» (что и происходило) некие устройства, якобы снижающие радиоизлучение в сторону мозга, хотя любой радиоинженер или мало-мальски разбирающийся в физике распространения радиоволн может сказать, что таких устройств в принципе быть не может и, наконец,
в) тех горе журналистов, которые готовы пустить любую чушь, лишь бы быть услышанными.
Но к реальному недостатку мобильной связи я бы мог отнести определенную психологическую зависимость от этой маленькой штучки, которая не позволяет тебе оставаться один на один с собой, которая может зазвонить в любой и, как часто бывает, в самый неподходящий момент. И в то же время отключать его тебе не позволяет или ожидание действительно важного звонка или, просто, чувство обязанности перед другими людьми.
Особенно этим злоупотребляют мамы, повесившие на шейку своего дитя такую штучку и беспрестанно звонящие им в школу: «как дела?», «ты поел?», «тебе не холодно?» и т. п. В некоторых школах, например в Пензе из-за этого запретили приносить мобильники в школы, потому что они мешают сосредотачиваться на уроках. Ну и конечно, этим активно пользуются ревнивые жены/мужья, проверяющие времяпрепровождение своих половин.
Как любое другое устройство, обеспечивающее и облегчающее получение информации мобильный телефон невольно становится препятствием для простого личного человеческого общения: «зачем я поеду к нему, лучше я пошлю ему эСэМэСку и фотки…». Мы уже и так разучились писать письма: есть телефон, и ходить в гости, в театры: у телевизора можно и в шлепанцах посидеть, хочешь посмотреть на меня — вот тебе фото с моего мобильника и т. п. Хуже, когда кто-то «в шутку» или по дурости пытается говорить по мобильному телефону с Богом и делать заставки на экране с иконы — такое шаманство прощать нельзя. Однако уже есть примеры, например, в прессе было сообщение, что Папа Римский благословил кого-то по сотовому телефону, а некоторые религиозные евреи в Израиле рассылают свои молитвы и обращаются с раввинами с помощью SMS. Американский гуру новых учений, Дипак Чопра распространяет основы своего учения на мобильные телефоны «прихожан» — тексты и изображения. В этом смысле более «целомудренно» поступили в некоторых арабских странах. Так в ходу мобильные телефоны, которые показывают направление на Мекку — верующий всегда знает, в каком направлении надо обращать свои молитвы.
Есть еще один недостаток, особенно присущий нам, русским, привычно пренебрегающим предостережениями и законами. Количество ДТП из-за разговора водителя по мобильному телефону составляет у нас сегодня 5% от всех случаев с тяжелыми последствиями. Пользование мобильным телефоном за рулем бывает даже опаснее, чем легкое опьянение водителя. В США были проведено несколько исследований и испытаний, которые доказали, что человек, говорящий по мобильному телефону за рулем, имеет бОльшую вероятность попасть в ДТП, чем водитель, в крови которого было 0,08% алкоголя (это эквивалентно 100 гаммам водки). Причем доказано, что это относится в равной степени и к тем, кто держал телефон у уха, и тем, кто пользовался системой hands-free (типа приведенного выше Nokia Multimedia Car Kit CK-20W). Оказалось, что не занятые руки, а потеря внимания на дорожную ситуацию приводит к такому результату. Канадские ученые на основании реальных статистических данных пришли к выводу, что разговор по мобильнику за рулем увеличивает в 3–6 раз шансы попасть в автокатастрофу. Вот почему во многих странах мира установили очень жесткие наказания за разговор водителя по мобильному телефону.
В заключение еще раз хочется обратить внимание на то, что решение проблемы мобильной связи не потребовало никаких великих изобретений или научных прорывов. Это та инновация, которую можно совершенно справедливо отнести к категории эпохальных инноваций, и которая по своему значению для человечества может сравниться только с такими, как открытие книгопечатания или применение электричества. Причем, интересно, что эта инновация является по существу просто победой здравого смысла. Победой здравого смысла во всех аспектах — в рациональном методе построения сотовых систем связи, в рациональном использовании современных технических достижений, зачастую заимствованных из других областей, в верно организованной конкуренции, являющейся эффективным механизмом развития мобильной связи, в безусловной доходности этого бизнеса и в ценовой доступности этих услуг для массового пользователя и т. д.
Очень трудно найти в наш век техническое достижение равное по масштабам, ценности и полезности мобильной связи. На мой взгляд, данная индустрия массового обслуживания является единственной в наше время областью, которая действительно отвечает потребности человека. Это очень доходный бизнес, но это не бизнес на СМИ, отупляющих человека бесконечной рекламой и порнографией, это не бизнес на слабости человека, которым является продажа сигарет, водки и наркотиков или игорный бизнес. Это честный бизнес, но построенный на жесточайшей конкуренции операторов сотовой связи, которая именно и способствует такому быстрому распространению сотовой связи по стране («не брезгающих» распространением обслуживания даже маленьких деревень — опять из-за действия «закона больших чисел»), и которая по тем же причинам способствует бурному развитию предлагаемых информационных услуг. Подобная же и не менее жесткая конкуренция среди производителей мобильных телефонов заставляет их разрабатывать и предлагать на этом огромном всемирном рынке все более совершенные, более удобные и более умные устройства, которые стали нашими повседневными помощниками и друзьями. Которое, скорее всего, сейчас лежит в вашем кармане или рядом на столе.
Правила общения по мобильному телефону в общественных местах, в деловой среде и частной жизни
Эти рекомендации были сформулированы на основе результатов исследования «Правила мобильного этикета», которое проводилось среди российских пользователей сотовой связи, а также благодаря «Хартии Мобильного этикета», сформулированной и принятой представителями общественности в рамках круглых столов, проведенных в 11 регионах России. В итоге была сформулирована и подписана «Хартия мобильного этикета», к которой присоединились более 120 экспертов в разных регионах России.
- Мы не пользуемся телефоном в самолетах, медицинских учреждениях и везде, где видим сигнал «Пожалуйста, отключите телефон».
- Ведя машину, мы стараемся не отвлекаться на звонки, что делает дорогу безопаснее.
- В театрах, музеях, на выставках мы наслаждаемся впечатлениями, а наш телефон не нарушает тишину внезапным сигналом вызова.
- Нам не сложно установить минимальную громкость звонка там, где мы отдыхаем вместе с другими людьми — например, в ресторане или кафе, в театре или на выставке.
- Мы выбираем рингтоны, которые приятны нам и в то же время не тревожат окружающих.
- Пользоваться чужим телефоном или сообщать его номер без разрешения владельца — не в наших правилах.
1. Статья «CTI в кармане». Опубликовано в журнале «Компьютерра» №29-30 от 27 июля 1999 года.
2. Широко и громко разрекламированная система Иридиум, на которую было затрачено свыше 4 млрд. долларов и которая, как и следовало предполагать, «благополучно» обанкротилась через год после начала ее эксплуатации в 2000 году.
3. Я бы дал бы ему за эту поистине эпохальную инновацию Нобелевскую премию, но даже среди тех, кто работает в области мобильной связи, мало кто знает это имя.
4. Для охвата Москвы (площадь около 700 км2) в пределах МКАД и московского метро только одному из трех действующих здесь операторов сотовой связи потребовалось установить свыше 10 тысяч БС. Сейчас средний темп установки БС— не менее одной станции в день.
5. А помимо телефонной связи операторы предлагают беспроводной доступ к Интернету, абонентами которого, по расчетам аналитиков, в 2008 году будет свыше полутора миллиардов абонентов, по всему миру. Притом, что общее число абонентов мобильной связи, по данным Международного союза электросвязи, к концу 2006 года приблизилось к 2,6 млрд человек, а к 2010 году прогнозируется в размере 4 миллиардов!
6. Это несложно подсчитать. Положим, что у некого московского оператора сотовой связи действует минимальный тариф: 1 минута — рубль и он обслуживает миллион активных абонентов (реально значительно больше!). Если удастся «уговорить» хотя бы 10% из них на лишнюю минуту разговора, то ежемесячный доход этого оператора увеличится на 3 миллиона рублей. И вообще можно представить общий доход такого оператора, если учесть статистические данные одной американской компании, согласно которым в 2005 году мужчины в среднем тратили 571 минуту в месяц на разговоры по мобильному телефону, а женщины — всего (!) 424. Кстати, та же статистика показывает, что эти цифры с каждым годом возрастают процентов на 10–15.
7. Более подробную техническую информацию можно получить из статей на эту тему и на тему стандартов сотовой связи в журнале Компьютера №№ 37 (366) и 38 (367) за 2000 г. Эта информация на сегодня еще не устарела.
Читайте также:
Нанотехнологии - ХХI век
Tweet |
Вставить в блог
Мобильная связь20 февраля 2007
|
Поддержите нас!