Tweet |
![]() | |
![]() | ![]() |
![]() |
В фильме «Мне не больно» Алексея Балабанова героиня Ренаты Литвиновой, златокудрая красавица-содержанка, полюбила скромного менеджера Мишу. Он был просто хороший человек. К финалу героиня умерла от рака крови. Быть может, любовь возникла потому, что женщина знала о приближающейся смерти. Влюбленный пацан, сотрудник дизайнерской конторы, состоящей из таких же, как он, юнцов, жаждущих любви и денег, попал к деве-диве через объявление в газете. Болящей, честно говоря, и ремонт-то в чужой квартире был ни к чему. Ей просто хотелось общения: скучно помирать в гламурном одиночестве. Умирать страшно. Потому-то и сбежала она из больницы, нарушив все рекомендации симпатичного врача (Сергей Маковецкий). Потому-то и тяготила ее забота респектабельного покровителя (Никита Михалков). Не хочет женщина наблюдать процесс собственного угасания. Не хочет продлевать себе такую жизнь. Она жаждет любить, быть любимой, помогать, чем может, другим.
![]() | |
![]() | ![]() |
![]() |
Например, на банкете ново-русской элиты сгрести в довольно объемную дамскую сумочку часть роскошной закуски, чтобы полуголодные юнцы наелись всласть. Такая дева-дива как бы изначально обречена: уж больно красива, добра, идеальна. Она и есть некий идеал, к которому следует стремиться. Недаром ее любят все, кто знает: Миша, доктор, поклонник. Это дружба-любовь, любовь-надежда, любовь-обладание, любовь-благодарность… Рядом с такою людям становится теплее. Балабанов напоминает зрителю о подзабытых чувствах. Они недолговечны, но возможны. Их нельзя придумать, искусственно удержать. Но именно такие чувства освящают жизнь. Главное, не превратить жизнь мираж, в погоню за утраченным идеалом. Не стать плачущим по Эвридике Орфеем. Тоска по идеалу – достойный сюжет фильма «Мне не больно» и не единственный.
![]() | |
![]() | ![]() |
![]() |
В дизайнерской конторе был свой вполне «земной» уклад: самый общительный Миша (Александр Яценко, Приз Кинотавра «За лучшую мужскую роль»), разговаривал с заказчиками. Самый сильный распределял выручку (Дмитрий Дюжев). Героиня талантливой Инги Оболдиной разрабатывала проект. Со временем архитекторный гений уедет за границу. Приятель детства, бывший десантник (Дюжев), уйдет в очередной запой. Миша после смерти возлюбленной, вряд найдет себе пару. Уж точно не встретит на улицах большого города ту девчонку, быть может, суженную, которую чуть не сбил с ног, опаздывая на свидание к рыжеволосой Жар-птице. Девушка тогда весело воскликнула: «Мне не больно». Может, так и было. Но, похоже, этим «мне не больно» строится сюжет балабановских несоответствий. Повторяя фразу каждый на свой лад, герои фильма тем самым фиксирует какую-то подмену. И уходят в сторону от подлинных чувств. Психологи говорят: частица «не» опускается сознанием. Значит, каждый раз в фильме звучит крик «больно». Но люди стараются быть вежливыми, сильными, не доверяя другому, предпочитают надеть «маску», закрыться, чтобы не причинили ненароком себе или другому еще большую боль.
В балабановском кино смыслы, как правило, лежит на периферии сюжетных ходов. Подлинная история могла бы начаться там, где дан лишь штрих: мелькнувшая ровесница в толпе, не случившаяся драка в кафешке в День десантников, сочувствующий влюбленному охранник хозяина квартиры. Сделай режиссер ставку на хозяине квартиры (аккуратно причесанный под папу Никита Михалков) могли бы получиться балабановские «Жмурки-2», в мелодраме. Но режиссер делает акцент на другом: все в фильме ранит душу и цепляет, и все у героев чуть-чуть мимо цели. Мимо тех высоких смыслов, о которых напоминает главная героиня. Не сохранилась контора. Распалось братство. Воспоминания о пикничке, на котором все были живы и все были вместе, — вот все, что остается от тех дней. И братство, и контора оказываются не то, чтобы липовыми, скорее, придуманными.
Tweet |
Вставить в блог
Про дружбу и любовь. О фильме «Мне не больно»14 сентября 2006
|

Поддержите нас!