Tweet |
Иногда во сне я вижу себя - состарившейся, сидящей в кресле за чтением писем. Вскрываю конверт и читаю: «Мамочка моя, дорогая мама, помнишь, я болела? Ты сидела ночи у моей кровати, а когда заболели Сеня и Лёник, вы с папой по очереди вставали - каждый час, по будильнику, потому что не спать вам уже невозможно было, глаза слипались, - и мерили температуру. И потом, когда Сеню увезли на скорой и папа все ехал сзади на машине и молился... Помнишь, как в реанимации ты каждую ночь дежурила в коридоре: Сеня так долго не выздоравливал, и все, что было потом, - осложнения, долгое лечение, наконец, операция... И как во время операции папа стоял неотступно перед иконами - боялся оставить ребенка на миг без молитвы! Скорби такого рода всегда внезапны и сокрушительны, но вы выстояли, а вместе с вами и мы, мамочка, папочка...». Во сне меня охватывают умиление и радость: ничто не уходит в никуда, жизнь приносит добрые плоды.
Любить чтобы жить
Скорби родителей, связанные с рождением и воспитанием потомства, часто незаметные самим детям, бывают столь жгучими и болезненными, что, кажется, едва ли можно и пережить их... Тем не менее, они - родительский долг. Самопожертвование, всепрощение, полное принятие своих детей, безусловная любовь к ним - вот те чувства, которые питают отношения поколений, уберегают от грядущего со всех сторон равнодушия, несчастий в семейной жизни. Супруги, горячо любящие своих детей, могут ли они разлюбить друг друга? А дети, выросшие в тепле любви и мирной радости, какое богатство они получат на всю свою жизнь, какое наследство!
Господи, помоги! Как же нам сделать так, чтобы наши семьи, словно маленькие солнца, обогревали все вокруг себя, чтобы в их теплой и мягкой почве смело тянулись ввысь детские сердца, возвращая должное Создателю - свои бессмертные души?
Советское время почти уничтожило семью. Пока в СССР жили люди, пусть отступники от веры, за которых возносилась церковная молитва, чьи предки взошли в Небесное Царствие, семья была жива. В памяти народа были примеры дедов, крепких уставных семей. Но по мере удаления общества от Бога, смены поколений, помнящих Бога, на совершенных безбожников и семьи становились лишь подобиями таковых. Так случилось, что за мое поколение и помолиться бывает некому. Вот, идем по жизни, словно по минному полю. А миноискатель один - любовь Христова.
Возрождение семьи возможно только во Христе. В этом - моя вера и мой горький опыт. Как только вера в Бога ослабевает, нас начинают трясти обыкновенные мирские страсти: ревность, обиды, гнев, недоверие. И только живя полнокровной жизнью вместе с Церковью, внимательно следя за душой, возможно сохранить то совершенство отношений в семье, к которому нас призывает Евангелие:
(Еф. 5:25)
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
потому что муж есть жены, как и Христос Церкви, и Он же Спаситель тела.
Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего -
либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Неудивительно, что большая часть текста этого отрывка из апостольских посланий обращена к мужу. Образ матери получил особенное значение только в советское послевоенное время, и все воспитание поколений фактически легло на женские плечи. Но нам не следует забывать, что в христианстве первично отцовство, а материнство без правильного мужского попечения о семействе невозможно, как в дореволюционное время невозможно было представить себе женскую педагогику в мужской гимназии. Более того, источником любви в семье считается именно муж, его вера и верность Богу - тот единственный созидающий фактор семьи, без которого, как без краеугольного камня все здание рушится.
День Матери
В 1998-м году появился указ президента Ельцина об установлении Дня Матери. Сухие строки полагают празднование его в последнюю неделю ноября. За десятилетие, прошедшее с тех пор, появились определенные традиции праздника: акции в поддержку многодетных семей, солдатских вдов и матерей, женщин - ветеранов ВОВ и прочее. Два с половиной года назад я была награждена знаком отличия «За материнскую доблесть», поэтому успела поучаствовать в ряде мероприятий, посвященных матерям. Первое, что поражает в таких праздниках, - то, что материнство преподносится как героизм и служит объектом восторгов и преувеличенно хвалебных словес. Атмосфера праздника перенасыщена эмоциями гордости и похвальбы. Но между тем, дети - это Божие благословение, и принимать с благодарностью плод чрева - нормальное состояние семьи! Жаль, никогда еще мне не доводилось слышать эту мысль в День Матери.
Второе, что неприятно поражает, - полное непонимание роли женщины в доме. Зачастую мамы-героини, особенно атеистического склада, попечительницы приемных детей, семейных детдомов преподносят себя как владычиц и полноправных глав своих семей. Им звучат неуемные восхваления, а мужья появляются на этих шоу весьма редко. Совершенно противоестественно, что материнство преподносится как героизм и служит объектом восторгов и преувеличенно хвалебных словес, - гораздо более изобильных, чем реальная помощь матерям.
Говоря о Дне Матери, хочется напомнить, что материнство не самодостаточно, и если в нашем обществе привыкнут воспринимать мать сумасшедшей подвижницей, рождающей детей вопреки здравому смыслу и реалиям жизни, то добра из этого получится немного. Стоит ли чествовать материнство, тяготеющее к установленному советским обществом образцу, в соответствии с которым воспитанием занимается мать, а отец ограничивается в лучшем случае совместным просмотром с детьми телевизора? И без того плоды женского воспитания налицо.
Я прекрасно понимаю, что государство пытается стимулировать рождаемость, повышать статус многодетных и приемных семей, всячески оказывает им помощь. На этом фоне как раз и уместно разрушать стереотип героического материнства и умаления важности отцовства. Как это сделать? Откровенно говоря, сложно представить. Может быть, повышая в людях духовную грамотность, шире знакомя детей и взрослых с основами христианской и традиционной семейной этики, привлекая к празднованию Дня Матери отцов и особо поощряя их участие в проводящихся акциях? Поможет издание брошюр, разъясняющих смысл супружества. Нашим мужчинам так важно понять, что без их жертвенной любви, без веры и надежды во Христе никакое материнство и воспитание детей невозможно! Празднование Дня Матери становится лишь робкой надеждой на возрождение семьи без осознания этой истины, как бы фантастично она не звучала на государственном уровне.
Читать также:
Киндер, кюхе, кирхе
Женщина создана, чтобы украшать жизньTweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Оставить праздник или нет - не тот вопрос.
Основной посыл редакции какой?
У меня вчера сын пришел из школы и рассказал, как в атеистической "советской" школе неверующая учительница рассказала притчу о беседе Бога с детской душой. Я пошлю тебе ангела-хранителя... А как его будут звать? Не важно какое у него будет имя, но ты будешь называть его мамой.
Учительница плакала и рассказывала о том, что ее мама в этом году умерла. А мой сын смотрел на меня вчера совсем другими глазами...
В храме на Жен Мироносиц мы из года в год слышим лекцию о том, что надо быть "домохозяйкой" и заниматься цветами, а иного толка от нас нет...
Может позволим все же празднику остаться? Мне бы так хотелось, чтобы сын сейчас на меня с любовью смотрел, я, боюсь, до старости не доживу.