Tweet |
«Татьянинский вечер» с неброским названием «Из истории Православия в Университете», состоявшийся 9 апреля, думаю, запомнился многим, как одно из важнейших событий последнего времени.
Главное слово на нем произнес доктор физико-математических наук, профессор Владимир Николаевич Щелкачев, чье имя и фотографию студенческих лет читатели газеты могли видеть в публикации «За Христа пострадавшие» («ТД», № 20). Теперь он — единственный оставшийся в живых свидетель из 48 обвиненных по делу о «церковно-контрреволюционной организации» (ее главой считался А. Ф. Лосев), которой, конечно же, никогда не было. Все осужденные впоследствии были реабилитированы. Тогда Владимиру Николаевичу шел 23 год, он с отличием закончил Московский университет и оказался первым из не принятых в аспирантуру по «отводу» комсомольской организации. Сейчас этому одухотворенному сухощавому человеку, каждый жест которого отличается изяществом и благородством, пошел 91-й год...
Впервые вечер проходил в совместном помещении храма и Музея истории МГУ, в фойе на втором этаже, где усилиями сотрудников Свято-Тихоновского института и прихожан храма была подготовлена первая фотоэкспозиция «За Христа пострадавшие». Доктор технических наук Николай Евгеньевич Емельянов, ближайший помощник ректора Свято-Тихоновского Института протоиерея Владимира Воробьева по истории новомучеников российских, принес еще 10 фотографий преподавателей и студентов Университета, о трагической судьбе которых стало известно буквально в последние недели. Мы надеемся опубликовать материал о них в ближайших номерах «ТД».
Владимир Николаевич Щелкачев, увидев фотографии людей, с большинством из которых он был не только близок, но и прошел через Лубянку и Бутырки, не смог скрыть волнения и проговорил стоя без малого 2 часа. Обращаясь одновременно и к сидящим в зале, и к смотрящим на него с портретов: Александру Борисовичу Салтыкову, Александру Владимировичу Сузину, Ивану Васильевичу Попову и другим. К тем, кто в свое время преподавал ему математические формулы, потом обучал его тюремной азбуке жестов и на ухо рассказывал смысл православного богослужения. Так, профессор Сузин, читавший лекции по палеонтологии в камере, перескакивая через «миллиончики лет», подбадривал тех, кому предстояло «всего-навсего» 5-10 лет лагерей.
Свое выступление Владимир Николаевич начал с покаяния в том, что в студенческие годы ему дважды пришлось участвовать в репетиции университетского оркестра в помещении храма святой мученицы Татианы. Ясное повествование о религиозной жизни Университета в те годы, когда ректором был кровавый Вышинский, будущий прокурор громких сталинских процессов, Владимир Николаевич перемежал с личными воспоминаниями, которые вспыхивали в памяти. «Это было великое счастье и милость Божия, что мне пришлось столько перенести», — заключил он.
Вечер стал свидетельством о Христе своей жизнью и памятью о людях, которых давно нет с нами, но присутствие которых ощущал, смеем надеяться, каждый из слушавших. «Наш долг узнать о том, что такое быть православным человеком в обстоятельствах, когда Господь испытывает нашу веру, что такое быть русским интеллигентом в 20-30-40-е годы, быть верным отечественной традиции, а не тому наносному «интернационалу», который насаждался в душах», — сказал настоятель Университетской церкви священник Максим Козлов. Профессор Емельянов в своем выступлении обозначил три ненаписанные страницы в истории Православия XX века: тайное монашество, тайное священство и добровольное изгнанничество близких и духовных чад священнослужителей, репрессированных и осужденных за веру. К этой теме решено вернуться на одном из ближайших «Татьянинских вечеров».
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!