rss
    Версия для печати

    «Мрак в умах» после «Сумерек кумиров». Сердитое письмо студента 70-х студенту 90-х

    «ТД» постоянно подчеркивает, что может не разделять мыслей авторов публикаций. Тем не менее некоторые статьи не были напечатаны в газете по причине их чрезмерной резкости или провокационности. Между тем они могли послужить началом плодотворной дискуссии по тем или иным проблемам. Ряд подобных материалов в «ТД» открывает статья нашего постоянного автора Ирины Силуяновой.

    В 70-х годах гуманитарное университетское студенчество приводила в восхищение информация о том, что вплоть до середины XIX века японцы не знали слова «развитие» и не подозревали о тех смыслах, которые это понятие в себе содержало.

    В 70-х годах гуманитарное университетское студенчество, несмотря на тотальную оккупацию проблем развития марксистской диалектикой, все же знало о том, что именно христианство обогатило европейскую культуру этим понятием, наполнившим смыслом историю и человеческую жизнь.

    За 70 лет богатейший смысл христиански понимаемого «развития» был выхолощен однозначно прямолинейным термином «прогресс». При этом эсхатологические предостережения и пророчества в лучшем случае оказывались «вздохами угнетенных тварей» и «духом бездушных порядков» (К. Маркс), в худшем — «неисправимой ложью» и признаком «вырождения и упадка» (Ф. Ницше).

    Тем не менее, наше настоящее свидетельствует, что эсхатологические предостережения не могут быть «сняты» прогрессистскими концепциями развития. Более того, по иронии истории последние лишь выполнили и до сих пор выполняют роль эффективнейшего средства, приводящего к вырождению и упадку как целые культурно-географические регионы, как и отдельную личность.

    За доказательствами, к сожалению, далеко ходить не надо. Среди сегодняшнего российского студенчества появился новый тип молодого человека. Внешне он явно не здоров. При более близком знакомстве оказывается, что у него атеистически отягощенная наследственность и, начиная с 1993 года, он систематически получает ударные дозы препарата под именем «правовое сознание». «Я ни во что не верю и на все имею право»,  — твердит он, демонстрируя речевой симптом своего патологического состояния.

    Как же называется данное заболевание? Это — еще не описанная психиатрией разновидность умопомрачения. Молодой человек, страдающий этим недугом, не понимает никаких смыслов, кроме экономического, не признает никаких авторитетов, кроме силовых, никаких запретов и правил, никаких ценностей. Дерзостные проекты Ницше о будущих нигилистах — «господах земли», обернулись умопомрачением «рабов» либерально понятой свободы.

    И здесь нельзя не засвидетельствовать поразительного факта — реальности «прогрессивного развития» греха неведения. Две тысячи лет назад Спаситель молился за кричащих «распни Его»: « Отче.прости им, ибо не ведают, что делают»'(Лк. 23:34). Те, за которых Он молился, действительно пребывали в грехе неведения. Они видели только суд и распятие и не ведали о грядущем Воскресении. Воскресение Господне было еще впереди... Те молодые люди, которые пребывают в грехе неведения сегодня, — знают о распятии и о Воскресении. Они «торчат» от «энтэвешного» (как созвучно с кэгэбешным!) «про это»и про «искушения Христа». Они «торчат» от НТВ «сегодня утром» — «сегодня днем» — «сегодня вечером» и не в состоянии понять, почему их жизнь даже на уровне разговорно-бытового языка, даже на уровне понедельного отсчета времени измеряется Воскресеньем! Понимают ли они, какой мрак подступает к энтэвешным «хозяевам «и «рабам» — теперь, когда ни один православный человек, уже осознанно не включающий эту программу, не сможет даже промолвить: «Прости им, Господи, не ведают, что творят»? Непонимающее всезнание как признак умопомрачения...

    В 70-е годы Андрей Вознесенский, характеризуя российское общество говорил: «Расформированное поколение — мы в одиночку к Истине идем». Действительно, молодые люди 70-х были разными: кто хипповал, кто диссиденствовал, кто учился, кто битломанил, кто боролся за светлое будущее. Но всех объединяло одно — вера в Истину, какой бы она ни была, за какими бы «туманами» она ни скрывалась. Новый тип молодого человека, с признаками умопомрачения, в лучшем случае процедит ницшеанское «истина — это полезная ложь», в худшем — явно напрягаясь, посмотрит на тебя со снисходительным удивлением... А если его еще и склонировать?! Свидетельствую, что именно этот новый тип молодого человека поддерживает все «прогрессивные» эксперименты прогрессивной науки, освобождающей всех и вся от каких-то там морально-этических проблем!

    Социологические опросы последних лет позволяют судить о масштабах подобного явления. Например, 51,5% и 44,8% российских врачей в возрасте соответственно 41-50 и 51-65 лет на вопрос социологического опроса «Считаете ли Вы допустимой эвтаназию?» ответили «никогда об этом не думал (а)», наряду с вариантами «да»и «нет». Положительный ответ был дан 49% молодых врачей в возрасте 21-30 лет («Человек», №2, 1994). Понимают ли они, молодые врачи, что эвтаназия — это превращенная форма убийства и самоубийства одновременно? Понимают ли они, что у смерти человека есть не только своя видимая «физика», но и чрезвычайно значимая для культуры невидимая «метафизика»? Непонимающее всезнание как признак умопомрачения...

    Есть ли выход, или, как модно нынче говорить, есть ли шанс у нового типа молодых людей, вырваться из мрака непонимания? На Университетском храме св. мученицы Татианы были выбиты слова: «Свет Христов просвещает всех». Но это надо понимать... Что же сделать, чтобы понимать? Августин Блаженный подсказывал — верить, ибо «верую, чтобы понимать».

    Вставить в блог

    «Мрак в умах» после «Сумерек кумиров». Сердитое письмо студента 70-х студенту 90-х

    1 мая 1998
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru