rss
    Версия для печати

    Можно или нельзя?

    "Доступный плод с древа смерти" - позволим себе фольклорную вольность и назовем так одну из современных медицинских технологий - искусственное прерывание беременности. Прогресс - удивительная вещь. Женщины прошлых времен с болью вопрошали: "Как можно?". Современные женщины, в большинстве своем, в недоумении спрашивают: "Почему нельзя?". Действительно, почему нельзя, если законодательство ряда стран, в том числе и российское, торжественно утверждает "право каждой женщины на искусственное прерывание беременности"? Значит, можно.
    Но здесь нельзя не вспомнить слова апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает" (1 Кор.10,23). Смысл глагола "назидать" в толковом словаре Вл. Даля раскрывается через слова "научать нравственно полезному". Сегодня словосочетание "нравственно полезное" можно отнести к устаревшим понятиям, особенно если находишься в плену плосколинейной прогрессистской модели истории - "устаревшее" прошлое и "передовое" настоящее. Но почему не теряет ценности "устаревшаяю икона XII века по отношению к юпередовому" современному произведению искусства? А может быть, "устаревшее" христианское "нельзя" абортам также несоизмеримо с "передовым" либеральным "можно"? Попробуем сравнить эти два подхода.
     
    Известно, что либеральное "можно" основывается на принципе: "Каждая женщина обладает правом распоряжаться своим телом". Известно также, что либерализм, как правило, - производная натуралистическо-материалистических убеждений. В границах натуралистического материализма человек, будь то мужчина или женщина, - это "тело и только тело" (Ф.Ницше). Таким образом, основополагающий принцип либерального "можно" приобретает вид: "Право тела распоряжаться своим телом". "Масло маслeное" - в этом "содержательность" базового утверждения либерального оправдания аборта. Столь же "содержательным" выглядит дальнейший ряд либеральных суждений о том, что "новое существо не является жизнью". Противопоставление "жизни" и "существования" сохраняется в вопросе "когда же это существо становится человеческой жизнью?". Фундаментальное "открытие" либеральной идеологии - противоречие между правами матери и правами ребенка - опирается на идею естественности состояния "войны всех против всех".
     
    Как известно, в Библии нет изречений, прямо относящихся к обсуждаемой проблеме, за исключением, быть может, одного установления из "Книги Договора", согласно которому человек, толкнувший беременную женщину, что стало причиной выкидыша, обязан заплатить штраф (Исх., 21,22). Тем не менее, христианское "нельзя" абортам небезосновательно. Православное богословие полагает, что при решении сложных нравственных вопросов "на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотившая в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению". В этом плане Благовещение Архангела Гавриила Марии: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами", представляет собой символическую форму христианского понимания начала человеческой жизни.
     
    Этот принцип ставит под сомнение "право женщины на собственное тело", допускающее, что плод есть лишь часть материнской ткани. "Это не ее тело; это тело и жизнь другого человеческого существа, вверенного ей материнским заботам для кормления" (Харакас С. Православие и биоэтика, "Человек", 1994, N2, с. 93).
     
    К каноническим относится суждение св. Василия Великого (IV-V вв.н.э.): "Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению как за убийство". Оценка аборта как "смертоубийства", как нарушения заповеди "не убий" - одно из оснований христианского "нельзя".

    Вставить в блог

    Можно или нельзя?

    1 мая 1996
    "Доступный плод с древа смерти" - позволим себе фольклорную вольность и назовем так одну из современных медицинских технологий - искусственное прерывание беременности. Прогресс - удивительная вещь. Женщины прошлых времен с болью вопрошали: "Как можно?". Современные женщины, в большинстве своем, в недоумении спрашивают: "Почему нельзя?". Действительно, почему нельзя, если законодательство ряда стран, в том числе и российское, торжественно утверждает "право каждой женщины на искусственное прерывание беременности"? Значит, можно.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru