rss
    Версия для печати

    «Окно в Европу-99»: итоги кинофестиваля в Выборге

    С 9 по 15 августа в Выборге проходил VII традиционный фестиваль российского кино, получивший в этом году статус государственного, поскольку проводится он в основном на деньги, выделенные властями из областного и городского бюджета. Это второй после Сочинского «Кинотавра» представительный смотр отечественного кино, включивший в программы кинопоказов наиболее заметные игровые, неигровые и анимационные фильмы года. Учредителями фестиваля являются Госкино, Союз кинематографистов России и Москвы, Гильдии режиссеров и Русско-Европейская киноассоциация.
    Фестивалей не может быть много.Они необходимы, особенно в провинции, как одна из форм культурной жизни. К такому выводу пришли гости и участники Выборгской киноинициативы «Окно в Европу-99». «Выборгский феномен» — так охарактеризовали СМИ Выборгский кинофестиваль за переполненные залы кинотеатров. Пожалуй, именно этот фестиваль, родившийся в момент окончательного развала проката, доказал на деле, что наш зритель хочет смотреть российское кино. Режиссер Валерий Огородников прилетел из Локарно 16 августа, на следующий день после закрытия фестиваля, чтобы представить зрителям Выборга фильм «Барак»,получивший Гран-при.Он был потрясен овацией, которую устроили выборжане после просмотра. Такого волнения, по его словам, он не пережил даже в зале локарнского киноцентра, где собралось три с половиной тысячи человек, и где фильм получил вторую награду конкурса «Серебряного леопарда».
     
    «Барак», изысканно снятый Юрием Клименко, это многосюжетная композиция с блестящими актерскими работами и точно схваченной атмосферой послевоенного времени, посвящен нашим родителям. Он получил на двух фестивалях, прошедших параллельно, шесть наград. В Локарно, помимо «Серебряного леопарда», его отметило христианское и молодежное жюри. В Выборге, помимо Гран-При, он взял «Белого слона», Приз Гильдии киноведов и кинокритиков, и «Бронзовую сову», Приз зрительских симпатий, разделив успех с мелодрамой Рауфа Кубаева «Белый танец» («Золотая сова»)и с внеконкурсным фильмом Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок»(«Серебряная сова»).
     
    В результате опроса кинематографистов и критиков, работавших на фестивале, «Барак» вышел на второе место. Первое место занял фильм Александра Сокурова о Гитлере — «Молох».Третье место поделили анимационный «Фараон»Сергея Овчарова и сказка «нового времени» «Фара»Абая Карпыкова.
     
    Выборгская конкурсная программа впервые в этом году состояла из трех блоков: анимация, неигровое и игровое кино, всего 24 фильма. Ее судило жюри из десяти человек, после многочасовых дебатов оно вынесло решение: помимо традиционного Гран-при, присудить два специальных призакинофильмам «Фара»(реж. Абай Карпыков) — «за доброту и сердечность в воплощении человеческих отношений» и «Притяжение солнца»(реж. Игорь Апасян) — «за серьезное осмысление вечных вопросов жизни и смерти».
     
    Приз за режиссуру отдали кинорежиссеру Сергею Овчарову (фильм «Фараон»). Приз за лучшую рольприсужден посмертно — Иннокентию Михайловичу Смоктуновскому (кинофильм «Притяжение солнца»).
     
    Приз за лучший документальный фильмотдали картине «Евгений Онегин. Глава X» (реж. Марианна Таврог). За лучший анимационныйфильм — кинофильму «Чуча» (реж. Гарри Бардин).
    Не только Выборгский фестиваль подводил глобальные киноитоги и в спорах определял лучший фильм. На Сочинском «Кинотавре» в мае разразился настоящий скандал, поскольку директор «Ленфильма» и продюсер кинокартины «Молох» Виктор Сергеев на торжественной церемонии вручения призов отказался получать Гран-При фестиваля, объявив, что решение жюри, присудившего главный приз фестиваля «Золотую розу» фильму Александра Рогожкина «Блокпост», продиктовано соображениями политическими, а не художественными.
     
    В рамках XXI Московского Международного кинофестиваля со скандалом впервые разделились Российские кинопрограммы и Форум кинематографий стран СНГ и Балтии — «Россия, которую мы обрели» и «XX век. Эпилог». Таким образом, еще раз подтвердилось разрушение культурной основы некогда единого многонационального советского кино. На многочисленных и многолюдных круглых столах, симпозиумах и дискуссиях, посвященных проблемам постсоветского кино, в рамках разных фестивалей, был подвергнут сомнению сам факт существования «великого советского кинематографа». Глядя на прошлое «из сегодня», кинематографисты решили, что советский период отмечен отдельными великими именами и отдельными великими картинами. Кинематограф же в целом был весьма посредственный. Заметим, однако, что в советские времена существовала киноиндустрия — необходимое условие для развития национального кинематографа.
     
    Впереди еще подведение последних итогов — присуждение Национальной премии кинокритки и кинопрессы «Золотой овен» и премии российской киноакадемии «Ника 99».

    Вставить в блог

    «Окно в Европу-99»: итоги кинофестиваля в Выборге

    1 сентября 1999
    С 9 по 15 августа в Выборге проходил VII традиционный фестиваль российского кино, получивший в этом году статус государственного, поскольку проводится он в основном на деньги, выделенные властями из областного и городского бюджета. Это второй после Сочинского «Кинотавра» представительный смотр отечественного кино, включивший в программы кинопоказов наиболее заметные игровые, неигровые и анимационные фильмы года. Учредителями фестиваля являются Госкино, Союз кинематографистов России и Москвы, Гильдии режиссеров и Русско-Европейская киноассоциация.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru