rss
    Версия для печати

    Семь лет — один ответ. Диффузия между технократами и гуманитариями была недостаточной

    Семинар «Наука и культура» действует в Университете уже семь лет, но несмотря на весьма солидный научный и культурный вес его участников, на остроту вопросов, затрагиваемых на его заседаниях, его деятельность, судя по резонансу в обществе, остается «полуподпольной». Сказывается недостат ок освещения «Науки и культуры» средствами массовой информации. Наш корреспондент встретился с Валерием Борисовичем Кудрявцевым — академиком РАН, профессором мехмата МГУ, создателем и бессменным руководителем семинара и задал ему несколько вопросов.
    Семинар возник в 1992 г., в тя ж елое для страны время. В связи: о всеми тяжелыми событиями последних лет мы ощутили острую необходимость создать некоторое «вече», чтобы люди не замкнулись, могли бы искать общие пути и обрести уверенность в будущем. Учитывая традиции университета, мы решили оформить все это в виде открытого семинара. Почему именно эти две компоненты  — наука и культура? Потому, что одной из причин государственной катастрофы было искусственное разнесение технических и гуманитарных наук. Диффузия между технократами и гуманитариями была недостаточной.
     
    В России многие выдающиеся и известные люди владеют гуманитарными ценностями, но практические незнакомы с производством, с научными достижениями. И наоборот: многие представители технической интеллигенции далеки от национальных и мировых культурных ценностей. Семинар собирает очень много людей. Примерно половина его слушателей  — студенты, а другая половина  — старшее поколение, от ассистентов до академиков. Все вместе. Мы приглашаем на заседания семинара представителей точных наук, истории, философии, искусства. Затрагивались, например, такие вопросы: что такое славяне, что такое русские, откуда мы происходим. Роль языкознания, роль русского языка в мировой истории и в современном мире освещал в своем выступлении зав. кафедрой германской филологии проф. М. В. Раевский. По каким принципам жила Русь, русский народ, рассказывал писатель Александр Николаевич Казинцев, зам главного редактора журнала «Наш современник». Принцип организации общества  — на эту тему выступил писатель Вадим Кожинов, который осветил роль социальных идей в истории развития русского общества. Положение киноискусства  — Н. Н. Бурляев и Станислав Говорухин. Роль средств массовой информации, прежде всего телевидения в жизни народа  — Александр Николаевич Круток, ведущий передачи «Русский дом». Роль иностранных спецслужб в развале Советского Союза  — выступил Николай Сергеевич Леонов. Роль советской разведки и контрразведки в охране научных достижений страны и добыча за рубежом ценной научной информации, новых технологических открытий на примере «Манхеттенского проекта». Атомная бомба, кто ее создал  — выступал Владимир Борисович Барковский  — резидент нашей агентуры в Лос-Аламосе, в 40-е годы там, разрабатывалась американская атомная бомба.
     
    Было заседание, специально посвященное 85-летию академика Келдыша. Выступали академик А. А. Самарский  — специалист по атомным технологиям, академик А. Ю. Ишлинский  — специалист по космическим летательным аппаратам, академик Авдуевский  — специалист по ракетостроению. Ими была дана оценка современного состояния и будущего положения, этих областей научно-технической деятельности.
     
    За семь лет мы старались охватить все грани развития общества, выделяя при этом и важные события. Например, расстрел «Белого дома»  — выступление Говорухина, который снял фильм на эту тему. Спорт, шахматное искусство  — выступил Михаил Моисеевич Ботвинник. Это было его последнее выступление при жизни. Литература: Валентин Распутин и Василий Белов рассказывали о тайнах души нашего народа, о том, что там происходит, что можно ожидать, что она претерпела, как им видится развитие нации. Академик Юрий Леонидович Ершов, самый крупный математик России, выступил с докладом на тему: «Европа и Азия. Роль России в сплетении этих цивилизаций. Снятие напряжений и противоречий ».
     
    Состояние театрального искусства: выступил Николай Николаевич Губенко и Жанна Андреевна Болотова. Это было выступление, которое превратилось в небольшой импровизированный концерт. Виктор Розов  — драматург, обладатель Золотой пальмовой ветви в Каннах за фильм «Летят журавли», с ним прошла интересная беседа о непреходящих духовных ценностях народа. И многие, многие другие. Семинар проходит раз в месяц уже в течении семи лет.
     
    — У вас очень много единомышленников, но о проведении ваших семинаров узнать очень не легко. Рекламы явно недостаточно. С чем это связанно? Ощущаете ли вы какое-либо противодействие проведению семинаров в стенах МГУ?
     
    — Да, я думаю, что есть противодействие. Система оповещения у нас такая: молодые участники семинара развешивают на всех факультетах, на всех досках объявлений информационные сообщения. И мы обнаружили, что их срывают. Снова вывешиваем  — снова срывают. Кроме того, технических проблем много. Микрофон получить  — это уже проблема. Было бы хорошо оповещать через какую-то прессу, через «Московский университет», например, может быть, по радио как-то...
     
    — Пробовали ли Вы издать труды вашего семинара в форме вестника или популярного журнала?
     
    — Ректорат нас поддерживает, отношение к нам хорошее. Но на издание у нас нет средств.
     
    — Вы упомянули очень важную тему  — взаимоотношения технократов и гуманитариев. Считаете ли Вы, что нужно расширить для естественных и технических специалистов гуманитарную и философскую компоненту, увеличить количество часов по соответствующим предметам и, может быть, ввести какие-то новые?
     
    — Я предлагал и у себя на факультете, и в ректорате расширить список дисциплин. Обязательно ввести гуманитарную компоненту, обязательно. Отечественную историю и философию отечественную, и не только. Эти предметы нужно знать пошире. И право, историю права. Юридическая грамотность должна быть у выпускника МГУ, неважно какого факультета.
     
    В 1992 г., кроме нашего семинара, был создан Российско-германский институт науки и культуры при МГУ. Тогда развалили Советский Союз и надо было как-то определятся в этом «свободном мире», надо было вспомнить, что есть еще Европа, Америка, надо было как-то мосты наводить. Германия наш традиционный партнер и в то же время оппонент, в некотором смысле учитель, ну и в гуманитарной области, в философии у них колоссальные достижения. Поэтому возникла такая мысль  — наши студенты, обучаясь на своих факультетах, могли бы еще получить дополнительное образование в обл асти информатики, германистики, философии, права, ну и германцев, конечно, обучить нашим дисциплинам. Этот институт существует до сих пор. Директор института  — профессор нашей кафедры Станислав Владимирович Алешин.
     
    — Есть у Вас какой-либо план введения гуманитарных дисциплин. Мы, например, изучали историю партии и марксистско-ленинскую философию. Как к ним относились студенты  — известно. А в последние годы, во времена перестройки, прогулы этих предметов практически не преследовались. Не может ли возникнуть подобная ситуация и с новыми предметами?
     
    — Трудно было в этом случае осуждать студентов, содержание курсов было убогим, неинтересным. Информация была сильно устаревшей. Отсюда и отношение студентов. Надо сделать эти курсы интересными, актуальными, и чтобы читались они талантливыми людьми. Сюда идут самые умные, одаренные и талантливые молодые люди, которые тянутся к различным проявлениям жизни, стремятся быть образованными, гармоничными, надо помочь им в этом. Нельзя ограничивать  — то нельзя, это нельзя, слушай вот только это и ничего больше.
     
    — Очень много зарубежных учебных заведений или тех, кто так себя называет, проникают в российские вузы, в том числе и в МГУ, а уровень преподавания у них значительно ниже. Как тут быть?
     
    — Необходимо проводить политику полного контроля с нашей стороны. Нельзя отдавать наших студентов на откуп неизвестно кому, кто их научит неизвестно чему. Российско-германский институт был создан как раз в противовес подобным явлениям. Причем он был создан первым. Не было еще, например, ни Французского колледжа, ни Еврейского института на факультете журналистики. Первая идея была наша.
     
    — Каким Вы видите современного студента? Как, на Ваш взгляд, он изменился по сравнению со студентом Вашего времени, десяти, двадцатилетней давности?
     
    — Раньше приходил студент более подготовленный. Школа раньше была сильнее. А во-вторых, отбор в Московский Университет шел со всей Руси Великой. А теперь он стал именно Московским Университетом. Почти не государственным. Новому Ломоносову будет трудно сюда попасть. Могу проиллюстрировать на примере нашего факультета: мехмат  — самый сильный факультет МГУ. Более 70% профессоров  — иногородние. Москва дала много меньше. Так было до разгрома Советского Союза. Сейчас, конечно, другая ситуация.
     
    Что касается общих вещей, то я не могу сказать, что ценности сильно поменялись. Я имею дело с тремя факультетами  — мехматом, ВМК, физиками. И там по-прежнему люди увлечены учебой, наукой. Конечно, они стали более прагматичны. Это проявляется, например, в том, что на чисто научные кафедры резко упал приток студентов. Например, на кафедру топологии и геометрии в прошлом году пришел только один студент. А на прикладные кафедры у нас конкурс.
     
    — Как Вы оцениваете общее состояние российской науки?
     
    — Очевидно, что наука в России разрушается. Этот процесс идет по всем направлениям: финансирования, создания условий, материально-техническом обеспечение, конференции и т.п. Все гаснет. Хотя отдельные островки, конечно выживают. За счет «полевых командиров» еще что-то держится. Отдельные ученые выигрывают какие-то гранты, заказы, но на государство, в такой форме, как оно сейчас существует, полагаться нельзя.
     
    — Сейчас вошло в моду коммерческое образование, зачастую очень низкого уровня. А еще недавно говорили, что за этим будущее.
     
    — Будущего у этой идеи нет и быть не может. Образование должно быть массовым и общедоступным. Не в наших условиях говорить об этом. На Западе, может быть, богатое общество и может себе это позволить. На кого рассчитано образование, за которое нужно платить 1200 долларов в семестр, при том, что зарплата профессора у нас меньше 100 долларов в месяц? На криминалитет, коррумпированное чиновничество. В далеком  — далеком будущем, как конкурентная форма это может быть допустимо. Должен быть конкурс знаний, а не кошельков.
     
    — Каким Вы видите будущее Московского Университета? Разделяете ли Вы оптимизм ректора?
     
    — Нельзя рассматривать будущее университета отдельно от будущего страны. Как в стране будет, так и в университете будет. Страна будет развиваться  — университет будет развиваться. Страна будет угасать  — и университет вместе с ней.
     
    P.S. На майское заседание семинара «Наука и культура» планируется пригласить Чрезвычайного и полномочного посла Союзной Республики Югославия в России Болеслава Милошевича.

    Вставить в блог

    Семь лет — один ответ. Диффузия между технократами и гуманитариями была недостаточной

    1 мая 1999
    Семинар «Наука и культура» действует в Университете уже семь лет, но несмотря на весьма солидный научный и культурный вес его участников, на остроту вопросов, затрагиваемых на его заседаниях, его деятельность, судя по резонансу в обществе, остается «полуподпольной». Сказывается недостат ок освещения «Науки и культуры» средствами массовой информации. Наш корреспондент встретился с Валерием Борисовичем Кудрявцевым — академиком РАН, профессором мехмата МГУ, создателем и бессменным руководителем семинара и задал ему несколько вопросов.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru