rss
    Версия для печати

    Точка отсчета

    Мы продолжаем рассказ о событиях Перового Международного кинофорума-конференции «Духовные традиции и кинематограф христианского мира вчера, сегодня, завтра», состоявшийся в феврале этот года в Москве по инициативе СК России, Российского фонда культуры и Международного объединения кинематографистов славянский и православных народов
    Слушать и слышать
     
    Подобные форумы проходят регулярно в разных странах мира. Они не бывают многолюдными, хотя открыты для всех. Здесь люди пытаются воспринимать себя и меняющийся мир на фоне вечности. Следует заметить, что там, где речь идет о «духовности», споров, кривотолков и разномыслия бывает не меньше, чем в среде заядлых плюралистов. Важно другое: участников конференции в Доме ветеранов кино «Матвеевское» всерьез, волновали вопросы о свободе подлинной и мнимой, об ответственности художника перед зрителем.
     
    В приветственном слове Никита Михалков сказал: «Я думаю, сейчас идет естественный процесс активизации, если хотите, той самой борьбы божественного и дьявольского, которая обнажилась на фоне рухнувшей системы. В этой борьбе каждому необходимо спокойно оглядеться и выяснить, для кого он живет».
     
    Кинорежиссер Реваз Чхеидзе подчеркнул, как важно сегодня говорить о духовности и вере: «Прошло много лет с тех пор, как Карл Маркс бросил лозунг о том, что «религия  — это опиум для народа». Вы знаете, до какой степени дошло отрицание религии в советском государс тве, в сущности произошла подмена веры новой формой религии  — религией коммунизма, породившей и насилие и жестокость. Евангельское равенство людей перед Богом невозможно автоматически перенести в мир людей. Я слышал, что Сталин в конце жизни Сказал: «Строили социализм, а построили казарму».
     
    Украинский кинорежиссер и великий оператор современности Юрий Ильенко сам для себя с удивлением обнаружил, что душа его была христианкой, когда он сам об этом и не подозревал. Работая над книгой по кинорежиссуре, он, наконец, понял, что тот мировоззренческий фундамент, на который ложатся его теоретические и практические размышления, есть не что иное, как «Книга Бытия». Возможно, для кинематографиста ключевым понятием стал стих 4: «...и отделил Бог свет от тьмы». Не световая ли природа лежит в основе кинематографа? В парадоксальном докладе сербского киноведа Божидара Зечевича «Православие и современное кино» развивается мысль о понимании истории мира и человеческой жизни как бесконечного фильма. Сам акт творения, мерцание света, инстинкт открытия тайн бытия, проблема тонкой материи, нетелесного, поиск невидимого в видимом, считает автор, испокон веков свойственны «святосавскому» богословию. Благодаря кино под влиянием выдающегося таланта возникает явление необъяснимого и непознаваемого. Так случается в фильмах Тарковского или Паскалевича.
     
    О сущем и насущном
     
    На ежедневных пленарных заседаниях участники конференции выступали с сообщениями, вступали в дискуссии, пытаясь уточнить для себя принципиальные вопросы. Александр Сокуров обратился магистру богословия Михаилу Дунаеву, автору книг о русской литературе и живописи, с вопросом: «Изучает ли кто-нибудь из служителей Церкви современное состояние нашего общества, искусства и киноискусство?.. Почему я, режиссер России, должен получать приз из рук Папы Римского?»
    Делясь впечатлениями от недавней поездки в Ватикан, Сокуров сказал: «Я увидел удивительную гармонию, подтвержденную великим трудом, увидел, как католический мир нежно и осторожно относится к искусству и его истории. Я не заметил следов разрушения, которое вижу на каждом шагу на Родине. Куда бы мы ни посмотрели  — в философии, в музыке, в литературе  — везде на глаза попадаются руины. Мне хочется, чтобы кто-то из наших православных, по-настоящему образованных людей попытался осознать, что собой представляют современные визуальные картинки, живущие в пространстве и времени. Я думаю, что именно со стороны телевидения и кинематографа по обществу и Церкви будет нанесен самый разрушительный удар. Крупные, сильные акции американской киноиндустрии уже не и моют отношения к нравственной проблематике, это мощное волеизъявление профессиональных цехов. Если этому не будет поставлен буфер, наш проигрыш необратим».

    Михаил Дунаев отметил, что у Церкви сегодня, к сожалению, не хватает сил заниматься осмыслением творчества современных кинематографистов. Были попытки со стороны Церкви сказать свое слово в отношении показа некоторых фильмов и программ на телевидении, но голос Церкви прозвучал слабо.
     
    Касаясь проблемы разрушительного действия кино и телевидения, Дунаев подчеркнул: « Сегодня в нашем обществе смещены многие понятия,  — сказал Дунаев.  — Например, понятие свободы часто подменяется вседозволенностью, которая появляется при условии, всем хорошо известном. Оно точно сформулировано Достоевским: «Если Бога нет, то все позволено». Вседозволенность появляется именно в безбожном обществе. Если нет Веры, то и все наши разговоры бессмысленны. Только Вера определяет осмысленность человеческого бытия, Вера в то, что человек создан Творцом как соработник и процесс создания мира еще не завершен. Из такого миропонимания следует, что от усилия каждого человека, тем более художника, зависит многое.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru