rss
    Версия для печати

    Преподобный Никон Оптинский. Материалы к житию выпускника Московского университета

    Продолжаем публикацию кратких биографий студентов, выпускников и преподавателей Московского университета в годы гонений за Христа пострадавших (см. ТД № № 1 8-20, 23). Никон Оптинский — исповедник, скончавшийся в ссылке 25 июня 1931 года, учился в 1905-1906 на физико-математическом факультете Московского университета.
    Николай Митрофанович Беляев родился в Москве 26 сентября 1888 года в благочестивой купеческой семье, четвертым из восьмерых детей. За 6 месяцев до его рождения семью Беляевых посетил св. Иоанн Кронштадтский, который благословил молодую мать и подарил ей свою фотографию с собственноручной подписью. Когда Коле было 8 лет, он заболел какой-то горловой болезнью. Врачи признали его положение безнадежным. С умирающим остались только родители. Он был без сознания, затем дыхание его прекратилось. Его мать не переставая растирала похолодевшее тельце и, проливая горячие слезы, усердно молила св. Николая о помощи. Муж уговаривал не трогать покойника, но Вера Лаврентьевна, не слушая его, продолжала растирать, обливаясь слезами и молясь. И — совершилось чудо... Ребенок вздохнул... Господь по молитвам св. Николая даровал ребенку жизнь. Впоследствии старец Варсонофий особенно подчеркивал таинственное значение этого случая.
     
    Детство Коли прошло в атмосфере христианского благочестия, он был всеобщим любимцем. От природы он был наделен веселым, бойким и энергичным характером, при этом отличался сдержанностью и терпением. Последний год обучения в гимназии совпал с беспорядками 1905 года. В гимназии действовали пропагандисты, и Коля вместе с группой учеников был исключен из гимназии. Выпускные экзамены сдал экстерном и в 1905 году поступил на физико-математический факультет Московского Императорского университета. С 1906 года стал почти ежедневно посещать храм, помогая вместе со своим братом Иваном читать, петь и прислуживать в алтаре.
     
    В 1907 году они с братом приняли решение уйти в монастырь, но не знали в какой. Они изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина Пустынь». Дома их благому решению не препятствовали. Братья получили благословение владыки Трифона Туркестанова, который направил их к о. Варсонофию. Митрополит Трифон сам прошел тот же путь — он в 1884 году после окончания историко-филологического факультета Московского Императорского университета поступил послушником в Оптину пустынь к старцу Амвросию.
     
    24 февраля 1907 Николай Беляев вместе с братом Иваном поступили в Иоанно-Предтеченский скит. Наряду с общими послушаниями отец Варсонофий привлекал его и к работе по письмоводству. В феврале 1908 Николай был назначен помощником библиотекаря. Николай охотно и радостно выполнял все возлагаемое на него. Работал он в трапезной: разметал снег, носил дрова, мыл посуду, подметал пол. В церкви он был помощником пономаря. Работал в саду: носил навоз, копал, сажал. Избалованный и выросший почти в роскоши, непривычный к физическому труду, он не тяготился ничем. Его душа не знала ни уныния, ни недовольства, ни ропота. С октября 1908 года он служит письмоводителем начальника скита отца Варсонофия. Это послушание было основным в продолжении всей его жизни в скиту. Почти все свободное от молитвы время он проводил у старца, помогая вести ему переписку. Старец Варсонофий видел в Николае своего преемника и последователя, подолгу беседовал с ним, наставлял, учил. В 1910 году старцу Варсонофию пришлось перенести несправедливое гонение и перемещение из скита в Коломенский Старо-Голутвин монастырь. Николай тяжело переживал разлуку с любимым старцем, его перевели из скита в монастырь. 1 апреля 1913   г. последовала блаженная кончина старца Варсонофия. Николай не мог присутствовать при погребении: он лежал прикованный тяжелым недугом к постели. В течение последующей жизни в монастыре Николай служил примером безусловного послушания, нелицемерного смирения, мирности, твердости и мудрости. Он был не по годам серьезный, вдумчивый и в тоже время радостный.
     
    Николай рукоположен в монаха с именем Никон 24 мая 1915 года, иеродиакона — 10 апреля 1916 года, иеромонаха — 3 октября 1917 года. В революционное время монастырь испытывал большие финансовые трудности. Отец Никон ревностно трудился, проявляя административные способности и стараясь сохранить монастырь. В 1923 году монастырь превратили в музей. Всем монахам, за исключением двадцати рабочих при музее, было приказано уходить. Прп. Исаакий II, благословил Никона служить в Оптинском Казанском храме и принимать богомольцев. С этого времени он принял на себя не только обязанности духовника, но и старца. Старец Никон духовно окормлял маленькую общину монахинь из закрытой Шамординской обители, жившую в Козельске во главе с матушкой Амвросией, которая написала замечательные, пока не изданные воспоминания. 17 сентября 1919 года без предъявления обвинения о. Никон первый раз был заключен в Козельскую тюрьму. Через некоторое время освобожден. В начале 1924 года закрыли последний оптинский храм. В Козельске отец Никон служил в Успенском храме по приглашению настоятеля или священника. Число духовных детей увеличивалось. Старец Нектарий, отец Исаакий, отец Досифей и отец Мелетий направляли к отцу Никону обращавшихся к ним. Не щадя себя, отец Никон помогал людям. В июле 1927 года отец Никон вновь арестован и заключен в Калужскую следственную тюрьму. 27 января 1928 года этапом отправлен на Соловки, в марте прибыл в город Кемь в лагерь Кемьперпункт. Сообщение с Соловками было прервано из-за циклона, поэтому всех заключенных поместили в лагерь Кемьперпункт, где он провел два с лишним года, работая сторожем складов (из-за болезни он был освобожден от тяжелых физических работ), затем на Попов острове счетоводом в лагерной канцелярии. По окончании срока он получил направление на вольную ссылку в Архангельск, На медосмотре у отца Никона был обнаружен далеко зашедший туберкулез легких, но он не стал просить о перемене места ссылки, а предался воле Божией.
     
    С июня по август 1930 года жил в Архангельске, потом до октября в деревне Вонга в окрестности города Пинега и наконец в деревне Воспола в трех километрах от Пинеги в той же Архангельской области. Здесь он с трудом нашел квартиру в доме пожилой женщины, которая, кроме большой платы деньгами, потребовала выполнять все тяжелые работы в доме. С наступлением зимы 1930 он почувствовал резкое ухудшение здоровья. Хозяйка оказалась злой и не давала ему ни отдыха ни покоя, запрещала даже принимать посетителей. В Пинеге отец Никон встретил отца Петра, который предлагал ему поселиться с ним, но он, считая, что все происходит по воле Божией, уклонялся. Узнав о заболевании туберкулезом, хозяйка стала выгонять его. Сбросив на пол тюфяк и одежду, она вынесла кровать. Посетивший его отец Петр застал его лежащим на двух табуретках, одетым в ватник, шапку и валенки. В тот же день отец Петр перевез его в новое и последнее жилище. Болезнь приняла мучительную форму, но к последним дням страдания уменьшились. Кончина его была тихой, непостыдной, мирной — 25 июня 1931 года.
     
    26 июля 1996 года Деянием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия преподобный Никон Оптинский, исповедник причислен к лику святых.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru