rss
    Версия для печати

    За Христа пострадавшие

    Продолжаем публикацию кратких биографий студентов, выпускников и преподавателей Московского университета, в годы гонений за Христа пострадавших (см. ТД № 18, 20, 23, 29, 30).
    Священномученник архиепископ Петр (Зверев Василий Константинович) (1878  — 25.01.1929)
     
    Сын московского протоиерея. Окончил классическую гимназию, учился в 1885 — 1887 гг. на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1902 г. окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. На последнем курсе был рукоположен во иеромонаха. После окончания Академии состоял на духовно-учительской службе.
     
    С 1919 г.  — епископ, а с 1925 г.  — архиепископ Воронежский. Арестовывался в 1918, 1921, 1926 гг. В ссылке в поселке Кызыл-Орда в Средней Азии с 1922 по 1924 гг. В Соловецком лагере с 1927 г. до кончины в 1929. В лагере работал счетоводом на продуктовом складе. В 1928 г. на о. Анзер составил акафист преп, Герману Соловецкому.
     
    После отъезда с Соловков священномученика архиеп. Илариона (Троицкого) стал старшим архиереем на Соловках. В церкви его поминали «Высоко-преосвященнейшим Петром, архиепископом Соловецким». Скончался владыка Петр на острове Анзер в Голгофо — Распятском скиту от тифа 25 января, на праздник Царицы Небесной «Утоли моя печали». Похоронили его сначала в общей могиле, а потом, получив разрешение, заключенные перезахоронили его отдельно против алтаря Воскресенского храма. Со смертью владыки кончилась эпидемия тифа.
     
    На склоне Голгофо-Распятского скита, где погребены многие новомученики, долгое время не было ни одного креста, созданного руками человеческими. Но Господь отметил это место нерукотворным, около 15 метров высоты, крестом. Среди низкорослых и корявых деревьев выросла высокая береза, от ствола которой в разные стороны выросли две могучие ветви, на концах украшенные многими мелкими изогнутыми веточками  — получился живой расцветший крест.
     
    На заседании 9-10 февраля 1999 г. Синодальная Комиссия по канонизации святых Русской православной церкви приняла решение о прославлении священномученика Петра, архиеп. Воронежского.
     
    Архиепископ Сергий (Голубцов Павел Александрович) (16.04.1906-16.06.1982)
     
    Сын профессора Московской Духовной Академии по кафедре церковной археологии и литургики А. П. Голубцова. В 1928-1930 обучался в Московском Университете по теории и истории изобразительных искусств на этнологическом факультете (сохранилась зачетка).
     
    В марте 1930 во время обучения на 3-м курсе был выслан на 3 года в Архангельскую область за выражение возмущения среди сокурсников в связи с закрытием и сносом храмов.
     
    В 1941-1945 гг. на фронтах Великой Отечественной войны в звании водителя-сержанта автомобильного полка. В 1945-1951 гг. учился в Московской Духовной Семинарии и Академии. В 1951-1955 гг. преподавал в МДА церковную археологию и древнееврейский язык, одновременно вел реставрационные работы в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, в Успенском храме Ново-Девичьего монастыря, в Елоховском соборе в Москве и в академическом храме. С 1950 г. — иеромонах, с 1955  — епископ, в 1963 -1968 гг. архиепископ Новгородский и Старорусский. В 1968 г. уволен за штат по болезни и поселен в Троице-Сергиевой лавре. До конца жизни духовник лавры.
     
    Мы повторно публикуем краткую биографию Архиепископа Сергия, так как по технической ошибке в ТД №30 были пропущены сведения о пережитых им репрессиях.
     
    Иерей Королев Александр Васильевич (1897 -?)

    Родился в Москве в семье служащих. В 1916  — 1918 гг. учился в Московском университете на физико-математическом факультете. С 1922 г. — диакон, с 1925 г. — священник. Вел дневник с записями о новомучениках, что послужило одним из обвинений, предъявленных о. Александру на следствии. Арестован 5.06.1931. Осужден 16.07.1931 на 5 лет ИТЛ.
     
    Дальнейшая судьба не известна.
     
    Саблер Владимир Карлович (1847  — 1930?)
     
    Сын штаб-лекаря и дворянки Тульской губ. Окончил юридический факультет Московского Университета. За работу «О значении давности в уголовном праве» был удостоен звания магистра.
     
    После недолговременной профессорской деятельности в Московском университете был привлечен К. П. Победоносцевым к службе по духовному ведомству» в должности юрисконсульта.
     
    В 1905 г. В. К. Саблер покидает службу в Синоде и назначается членом Государственного Совета. Настоящие причины ухода В. К. Саблера не выяснены. Главным мотивом расхождения В. К. Саблера с К. П. Победоносцевым был вопрос о предстоящих неминуемых преобразованиях в Русской Церкви, включая восстановление Патриаршества.
     
    С 1911 по 1913— обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода. Обер-прокурорство В. К. Саблера продолжалось до предреволюционного времени, когда на этом посту его сменил А.  Д. Самарин (см. ТД № 2 0).
     
    В. К. Саблер отличался щедрой благотворительностью. В имении Саблеров, в 15 верстах от Каширы, расположенном в прекрасной, живописной местности на берегу Оки, была создана женская богословская семинария, рассчитанная на 500 девушек, с 6-летним курсом обучения. Окончившим семинарию предоставлялось право преподавания Закона Божия в общеобразовательных школах. Протопресвитер о. Г. Шав ельский писал, что В. К. Саблер, «как ни один из его предшественников и преемников, оказал решительное влияние на склад и характер всей церковной жизни предшествовавшего революции времени».
     
    Арестовывался в 1918 и 1925 годах. В 1926 г. был сослан в Тверь. Его приютили в церковной сторожке. Бывшему оберпрокурору Синода приходилось голодать. «Когда друзья приносили ему кусочек черного хлеба, маститый 85-летний старец плакал от чувства благодарности».

    Скончался в 1929 или начале 1930-х Иеромонах Павел (Черемухин Петр Александрович) (1905  — 1991).
     
    Родился в семье учителя. В 1923  — 1928 гг. учился на физико-математическом факультете МГУ, по окончании работал ассистентом кафедры теоретической механики Московского текстильного института. За все время своего студенчества и последующей работы в институте, будучи глубоко религиозным человеком, совмещал свои занятия с активным участием в церковной жизни своего прихода; хорошо зная устав православного богослужения, пел в церковном хоре. Изучал творения святых отцов, читал религиозно-философскую литературу и, встречаясь с друзьями, особенно любил беседовать на религиозные темы.
     
    9 ноября 1930 г. был арестован (по постановлению, подписанному зам. председателя ОГПУ Г. Ягодой) по обвинению в участии в церковной контрреволюционной организации. Судя по ставшим теперь известными протоколам допросов, во время заключения держался очень достойно, открыто высказывая свои религиозные убеждения. Во время одного из допросов (11 апреля 1931 г.) следователь спросил о его отношении к советской власти: «Советскую власть признаю как попущение Божие, ибо все в мире происходит или по воле Божией, или по Его попущению. Что касается коммунистов, то считаю их неверие заблуждением, как и неверие всякого другого человека». Подписывая составленный следователем протокол допроса, П. А. отметил: «Протокол написан с моих слов, но неправильно, так как упоминавшееся мной несколько раз имя Божие надо начинать писать не с малой буквы «б», а с большой буквы «Б».
     
    Был приговорен к высылке на 3 года в Казахстан. Во время ссылки в г. Алма-Ате работал сотрудником республиканского Гидрометцентра, был прихожанином Никольского собора.
     
    По окончании ссылки стал работать ассистентом кафедры теоретической механики Сталинградского транспортного института. Перед самым началом войны успел защитить диссертацию на степень кандидата физико-математических наук. Участвуя в рытье окопов под Сталинградом, попал в плен. Был отвезен в Киев. После освобождения Киева от немецких войск работал доцентом Киевского строительного института. В находившемся вблизи института храме Петр Александрович читал часы перед Литургией и шестопсалмие во время Всенощной. Это было замечено студентами, и дошло до сведения начальства. Исключенный из института без права продолжения педагогической работы, уехал в Печорскую лавру и принял там монашеский постриг. В самом конце 1940-х или в начале 1950-х гг. поступил в Ленинградскую Духовную Академию, которую окончил настолько успешно, что священноначалие решило оставить его в Академии для проведения педагогической и богословской работы. Но для этого требовалось согласие Ленинградского уполномоченного по церковным делам. Уполномоченному не понравилось, что П. А., кроме богословского образования, имел еще и светское университетское образование и ученую степень к.ф.-м.н. Не в интересах уполномоченного было подкреплять Духовную Академию такими новыми кадрами, и в ходатайстве Академии было отказано.
     
    Иеромонах Павел был приглашен на служение в кладбищенский храм г. Ташкента. Владея свободно греческим языком, П. А. изучал по первоисточникам творения особо почитаемого им св. Григория Паламы и опубликовал результаты своей работы.
     
    В конце жизни ему пришлось горько раскаиваться в серьезной жизненной ошибке, повлекшей за собой запрещение в служении. Умер в Ташкенте 21 ноября 1991 г.
     
    Эта краткая биография написана д.т.н. проф. В. Н. Щелкачевым  — другом иеромонаха Павла, репрессированным вместе с ним по одному делу (см. о нем ТД № № 2 0, 29).
     
    Мелехов Дмитрий Евгеньевич (23.02.1899  — 13.05.1979)

    Родился в семье потомственного священника (репрессированного в 1923 за неподчинение указу об изъятии церковных ценностей). В 1926 окончил медицинский факультет Московского университета. В 20-е годы  — активный участник евангелического кружка, за что был арестован. Духовный сын отца Сергия Мечева, расстрелянного в 1942 (см. ТД N19).
     
    В 1951-56 гг.  — директор Московского института психиатрии. С 1959 г. — доктор медицинских наук, профессор. С 1926 г. до кончины работал в Московской городской больнице им. П. Б. Ганнушкина.

    Дмитрий Евгеньевич  — один из основателей «социальной психиатрии», изучающей социальные аспекты психических заболеваний. В своих трудах развивал основанное на православной традиции понимание психических заболеваний и подходы к их диагностике и лечению. Еще при жизни Д. Е. шесть его учеников стали докторами мед. наук, 20  — кандидатами.
     
    Литература:
    1. Страстотерпец Петр, архиепископ Соловецкий // Русский паломник, № 1 1-12. — 1995. — С. 89  — 105.
    2. Медведев А. Столетие Дмитрия Евгеньевича Мелехова // Альфа и омега, № 2 (20).-1999. — С. 305-307.
    3. Архив ПСТБИ. База данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви 20 века (http:// pstbi.orthodox.ru).

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru