Tweet |
Чуть левее дороги в студгородок Севастопольского государственного технического университета стоит щит с надписью: «На этом месте строится храм святой мученицы Татьяны», чуть поодаль высится одноэтажное здание с некоторыми признаками строительства. И ни души вокруг. Иду туда. Навстречу выходит сторож и разглядывает меня с сомнением. Представляюсь. Наконец он соглашается провести меня внутрь храма.
— Как видите, тип храма — греческий. Такие строили во II — III веках.
— А почему греческий а не купольный?
— Ну, если честно, чтобы подешевле было.
— И давно строитесь?
— С позапрошлого года.
Мы стоим внутри.
В алтарной части одиноко возвышается стремянка. Прямо над ней в крыше — большое отверстие (крышу еще не настелили до конца), и после вчерашнего дождя весь пол залит водой.
— Ректорат университета вам не помогает?
— Помогает. Морально.
— То есть рядом со студгородком строится церковь покровительницы студентов, а ректор не принимает в этом участие?
— Нет, в чем-то принимает. По инициативе ректора на выделили землю, а до этого мы девять лет были на Херсонесе. Потом оттуда ушли, а ректор нас, получается, приютил, чего мог в принципе и не делать.
— А почему ушли?
— Ну, там… в общем… поговорите лучше с отцом Александром, он настоятель. Приходите в воскресенье, у нас по субботам и воскресеньям службы — молебны и панихиды.
В воскресенье возле церкви я опять ни кого не увидела, но служба шла, внутри было сорок человек. Эта безмолвная толпа, собравшаяся в недостроенной церкви с прорехами в крыше и голыми неоштукатуренными стенами напомнила мне собрание первых христиан. Пока я ждала окончания молебна, чтобы поговорить с настоятелем, к храму подъехала машина с ракушечником.
— Кто же вам помогает?
— Никто, — разводит руками о. Александр, — сами строим. Прихожане строят на свои деньги. Вот рабочих наняли. Вообще, храм временный, он относительно недорого обошелся. Видите, между плитами бетон, его можно будет выбить, а плиты — перевезти на новое место.
— И что там будет, на новом месте?
— Будет… Ой, не стану говорить, а то скажут: «Ну, отче, загнул». Хочу, чтобы храм был миссионерского типа, чтобы люди приходили к вере сознательно. Хорошо бы школу приходскую открыть, небольшую… классов на двенадцать. Пойдемте, я вам покажу, где будет стоять котел.
— Для чего — котел?
— Греться. Тут холодно зимой, ветер. Будете забегать, греться. А вы знаете, храм красивый будет, когда достроят. Приходите посмотреть.
Мы возвращаемся. По дороге я спрашиваю, будут ли расписывать храм.
— Да дорого. Нам бы достроить.
А потом останавливается и оборачивается ко мне:
— А хорошо бы…
Храм стоит на возвышенности, так что здесь даже в самую тихую погоду дует ветер. Кругом — степь, холмы, только у самого горизонта синеет море. Мы останавливаемся.
— Вы посмотрите, какое место. Воздушное! Правда, хорошо?
Я соглашаюсь, что да, действительно хорошо.
— А как вы начинали?
— На Херсонесе. На улице. Прямо перед Владимирским собором. В феврале. Первая служба проходила там. Потом мы и людей в море крестили.
Я мельком подумала, какой верой надо обладать, чтобы полезть в море в феврале.
Хотя, кажется, они здесь все энтузиасты. Первые христиане. Он, видимо, подумал о том же:
— Вы знаете, мы здесь как первые христиане. Даже храм у нас греческий.
Самосвал медленно разгружался. Рабочие таскают желтые глыбы ракушечника. В куче песка возится девочка лет семи. Проходя мимо нее, отец Александр замечает:
— Что это ты, Машенька, без дела сидишь? Помогла бы дядям камушки таскать.
И смеется.
Tweet |
Вставить в блог
«Первые христиане» из Севастополя10 апреля 2001
|
Поддержите нас!