rss
    Версия для печати

    «Маленький ослик»: прыжок через сверхчеловека. Попытка философского истолкования известного мультфильма

    «ТД» изначально стремился охватить разные сферы человеческой культуры. В этом номере мы попытаемся заполнить еще один пробел и обратиться к такому замечательному и незаслуженно презираемому в серьезных журналах жанру, как мультипликация. Многие с детства помнят остроумные мультфильмы про Маленького Ослика и его друзей. Автор публикуемого ниже эссе попытался дать одному из них нравственную и «философскую» интерпретацию. Мы просим читателей с юмором отнестись к этой несколько странной попытке, отчасти представив в свое оправдание опыт византийского писателя XIV века Алексея Макремволита, обращавшегося с богословскими комментариями к рассказу Лукиана о другом (правда менее симпатичном) осле.
    Маленький ослик хочет стать бабочкой. Психологически это желание вполне объяснимо. Ослов издревле и довольно справедливо считают тупыми, упрямыми и неповоротливыми животным. Ослиная морда также не отличается красотой, а его пение вызывает единственное желание — заткнуть уши. Да и сама жизнь этого вьючного животного тяжела и многострадальна, а его труд изнурителен и неблагодарен. Если бы осел мог мыслить, он, наверное, позавидовал бы участи такого прекрасного и такого свободного существа, как бабочка.
     
    Маленький Ослик из столь знакомого всем мультфильма, в отличие от своих природных собратьев, не обременен никаким тяжелым трудом, живет в уютном домике с добрыми бабушкой и дедушкой, совсем не глуп и не упрям, прекрасно умеет петь и очень симпатичен. Однако он все равно недоволен своей участью и хочет стать бабочкой. «Человек — это то, что нужно превзойти», — говорил Заратустра из книги Ф. Ницше. Эта мысль в своей «ослиной» интерпретации близка и Маленькому Ослику, жаждущему совершить «экзистенциальный прыжок» к более совершенной форме существования, которой обладает бабочка.
     
    Первоначально его задача оказывается невыполнимой. Столь сложную проблему не удается разрешить механически. Обмотавшись нитками, Ослик не становится куколкой, из которой должна вылупиться бабочка, зато он становится всеобщим посмешищем. Пример Маленького Ослика прекрасно показывает, насколько смешно и духовно бесплодно любое религиозное или какое-либо иное лицемерие. Мало обмотаться нитками, чтобы стать бабочкой, — нужно в самом себе изменить что-то очень важное, без чего жизнь не может преобразиться.
     
    Затем Маленькому Ослику встречается престарелая Гусеница. Она предлагает свой способ превратиться в бабочку. Ссылаясь на опыт некоего «знакомого бегемота», в конечном итоге якобы «взлетевшего в небо», Гусеница дает Ослику воистину сатанинский совет «делать все наоборот». Не случайно это лежащее на листке насекомое даже своим внешним видом напоминает змея-искусителя. Очень любопытно, что, советуя, как стать бабочкой, Гусеница сама так и не становится ей. Подобно тому, как личинка — это несостоявшаяся бабочка, так и сатана — несостоявшийся, вернее, падший ангел. Как гусеница учит тому, что не может, да и не желает осуществить сама, так и дьявол говорит: «будете, как боги» (Быт. 3:5), потеряв незадолго до того свое ангельское достоинство. Маленький Ослик следует совету Гусеницы, хотя бабочки и отговаривают от этого. Жизнь показывает абсурдность и гибельность его выбора. Маленький Ослик не обретает свободы и не становится бабочкой.
     
    Более того, необходимость действовать с «точностью до наоборот» заставляет его совершать противоестественные поступки, делая пленником тягостной логики абсурда. Маленький Ослик вынужден от доброй и заботливой бабушки уйти жить к Крокодилу (здесь, правда, нигилизм Ослика невольно идет во благо: его безумные утверждения — «ты вовсе не злой… ты меня не съешь… ты моя бабушка» — заставляют Крокодила сделать первый шаг на пути к покаянию: у него пропадает аппетит). В этом эпизоде мультфильм про Ослика очень близок евангельской притче о блудном сыне, в поисках свободы бросившем родной дом и ставшем жалким рабом, питающимся объедками, оставшимися после кормежки свиней своего жестокого хозяина. Парадоксальным образом, желая превратиться в бабочку, Маленький Ослик становится внуком Крокодила. Так и человек всякий раз, когда без Бога пытается сделаться богом, попадает в лапки лукавого и опускается ниже скотского состояния.
     
    Подобно дантовскому герою, Маленький Ослик остался один в «сумрачном лесу». И вот глубокой ночью он сподобился чудесного явления: прекрасная бабочка сидит на краю гнезда, которое он свил себе для ночлега, и плачет о том, что она не маленький ослик. В этот момент Ослик наконец находит ответ на вопрос, который столь долго мучил его. Он осознает вдруг свое неповторимое место в этом мире, свои чудесные дарования, а главное — ту несомненную истину, что его кто-то любит и ценит.
     
    Только Бог по-настоящему любит и ценит человека, только в Нем раскрывается его истинное предназначение быть царем этого мира и наследником вечной жизни и радости.
     
    Маленький ослик тем и хорош,
     
    Что на себя он похож.
     
    Только в очах Божиих человек становится похожим на себя самого. Вот на какие размышления наводит веселый детский мультфильм.

    Вставить в блог

    «Маленький ослик»: прыжок через сверхчеловека. Попытка философского истолкования известного мультфильма

    10 апреля 2001
    «ТД» изначально стремился охватить разные сферы человеческой культуры. В этом номере мы попытаемся заполнить еще один пробел и обратиться к такому замечательному и незаслуженно презираемому в серьезных журналах жанру, как мультипликация. Многие с детства помнят остроумные мультфильмы про Маленького Ослика и его друзей. Автор публикуемого ниже эссе попытался дать одному из них нравственную и «философскую» интерпретацию. Мы просим читателей с юмором отнестись к этой несколько странной попытке, отчасти представив в свое оправдание опыт византийского писателя XIV века Алексея Макремволита, обращавшегося с богословскими комментариями к рассказу Лукиана о другом (правда менее симпатичном) осле.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru