Каждый вступавший в перерывах между партсобраниями и занятиями занимался тем, что вместе с другими несчастными расклеивал, раздавал, распихивал по почтовым ящикам огромную гору печатной продукции типа газеты «Русский Порядок», листовок с призывами русским по крови объединяться и прочих нетленною агитационного отдела. Позанимавшись этим определенное время, человек либо переходил в следующий разряд — убеждённых фанатов дела, либо начинал тихо отлынивать от почётной обязанности впятером расклеить за вечер тысячу листовок (один мажет клеем, другой держит, третий прикрепляет на стену, ещё двое-трое следят, чтобы их не обидели). Наряду с этим действительно большой бедой РНЕ стал вождизм: появляющиеся всюду портреты Александра Петровича, его же светлые лики на фоне знаменитого знамени на карманных календариках, его бесконечное цитирование, его усы, навевающие нехорошие исторические ассоциации... К этому привыкали, как привыкают к назойливой мухе, но неприятный осадок всё равно оставался.
Tweet |
«Если вдруг ворвутся ко мне в офис и приставят автомат к голове, я не попрошу прощения у евреев»
Несмотря на всё больше проявляющиеся недостатки, РНЕ выигрывало судебные дела, касающиеся своей чести и достоинства, например, в Ставрополье засудило журналистку-демократку Галину Туз, дерзко сравнившую движение с германскими фашистами 30-х. РНЕ обязало газету «Ставропольская Правда» выплатить крупный денежный штраф, что и было сделано. Однако эффект как от этого, так и от других не менее успешных процессов был смазан происшествием, нанесшем такой удар по организации, от которого она не оправилась до самой смерти.
Однажды в погожий ясный день в центральный офис РНЕ ворвались вооруженные люди в масках и, положив лицом в пол охрану и для острастки слегка попинав её, зашли в кабинет к Бнркашову. Они представились еврейской боевой организацией, потребовали у вождя извинений перед евреями, кавказцами и прочими инородцами. Просьба была подкреплена лёгким щекотанием уха автоматом с откидным прикладом. Включив видеокамеру, гости внимательно выслушали, как Баркашов униженно просил прощения у своих заклятых врагов, а потом испарились в английском стиле: не прощаясь и не оставляя никаких следов. Этот случай наделал переполоху: кто-то испугался, кто-то поспешил сделать на этом собственный политический капитал (например, некий Аратов разразился в своей газете передовицей с заглавием «Если вдруг ворвутся ко мне в офис и приставят автомат к голове, я не попрошу прощения у евреев»), но основная реакция у всех была резко отрицательной. С шумом треснул и развалился имидж героя-мученика, не сломавшегося в демократических застенках, бескомпромиссного борца за дело русского народа. Сама плёнка была показана только узкому кругу лиц, но её стенограмма попала в прессу, что также популярности РНЕ не прибавило. Надо сказать, что еврейские боевики оказались липовыми: налицо был оживлённый обмен мнениями между Баркашовым и Федеральной службой охраны, а точнее, её тогдашним шефом. Кроме того, вождя стали всё больше и больше упрекать в бездеятельности: имея на руках какую-то определённую силу, возможности и резервы, он ограничивался пространными угрозами в адрес многочисленных политических оппонентов и стратегических противников, что лишь провоцировало смех: ведь когда в сто десятый раз тебе обещают что вот-вот, уже скоро, буквально сейчас начнётся, и надо лишь немного подождать, это совсем перестаёт вдохновлять. Кончилось тем, что деятельные, действительно патриотически настроенные люди, которых в РНЕ всё ещё было немало, чувствовали себя зажатыми рамками движения и либо бездействовали, либо уходили из организации. Помимо всего этого у вождя стала прогрессировать «звёздная болезнь»: он начал заигрываться астрологией и оккультизмом, вещая, что звёзды пророчат ему быть великим правителем России, а когда поползли слухи, вскоре подтвердившиеся, что он принял буддизм, это стало последней каплей.
Маска
Вообще, следует заметить, что Православная вера, на которую так любило ссылаться РНЕ, была всего лишь вывеской, за которой скрывалось всё что угодно, начиная от сектантов и заканчивая деятельностью представителей вовсе уж нехристианских конфессий. В патриотической среде России есть одна любопытная тенденция: представители различных политических объединений, заявляющие о своей приверженности русской вере, тут же принимаются критиковать Русскую Православную Церковь и её Предстоятеля, святейшего Патриарха Алексия II, выдумывая взамен разное безумие типа «древлеправославия», а то и создавая собственную «истинно христианскую» веру.** Не избежала той же участи и РНЕ, то «возвращаясь к средневековому православию», то публикуя статеечки о безусловном арийском происхождении Иисуса Христа, то общаясь с вовсе уж непонятными «священнослужителями» из катакомб, пещер и т.д. (честно говоря, по виду их можно было решить о канализации). Эти «пастыри», толкающие проповеди, в которых было больше призывов к геноциду еврейского населения, чем к Богу, никак не могли воспитывать истинно духовные чувства в бойцах. Хотя на местах, в принципе, было по-разному: ребята и храмы православные помогали восстанавливать, и на службы ходили — всё было индивидуально. РНЕ было всё-таки не единой организацией, поэтому можно говорить лишь о тенденциях, а вот они к концу девяностых приняли какое-то вовсе уж не православное направление.
В агонии
В 1998 году сильный удар по движению нанёс мэр Москвы Юрий Лужков, запретивший проведение в декабре второго всероссийского съезда РНЕ, к которому тщательно готовились, пошив форму, уточняя списки приглашенных и даже отпечатав пригласительные билеты. Совет командиров настаивал на том, что съезд необходимо провести любой ценой, даже устроив беспорядки и силой прорвавшись к заранее оцепленному милицией зданию, которое было арендовано для съезда. Баркашов отказывался, утверждая, что его обязательно после этого посадят.
Однако и этого было недостаточно неугомонному мэру, объявившему крестовый поход против «русского фашизма». Он добился запрещения Московского регионального отделения РНЕ, чем перевёл его на полупартизанское существование. Вообще, надо отмстить тактику руководства движения по отношению к министерству юстиции: ещё сначала девяностых повелось так, что каждое региональное отделение регистрировалось в местных органах юстиции как самостоятельная единица, что давало простор для оперативных комбинаций с законами, а также защиту от лобовой атаки: запретить одновременно всю организацию было невозможно. Но, обезглавив движение и вогнав этим в ступор руководство. Лужков не остановился на этом и оставил бойцов московской организации без собственного штаба — нескольких избушек в знаменитом лесопарке «Терлецкая Дубрава», что в Новогирееве, напустив на них пожарную инспекцию. Загнанные бесстрашным воителем в угол, практически лишенные возможности набирать пополнение, в то время как отток кадров всё нарастал, командиры мрачно прислушивались к вестям из регионов, которые, увы, тоже были малоутешительными. Ставропольская краевая организация практически откололась от движения, откровенно плюя на приказы и распоряжения, не желая делиться своими доходами, другие организации либо тихо загибались (иногда три-четыре человека представляли вес движение в регионе), либо занимались самодеятельностью.
В декабре 1999 года организация попыталась в последний раз встряхнуть дряхлеющими мышцами, организовав патриотический блок «Спас», с которым и попробовала пробиться в Государственную Думу, но потерпела позорное поражение, не сумев даже зарегистрировать своё мертворожденное дитя. Это был последний привет от некогда сильной организации. Впрочем, с выборами у неё всегда были проблемы: за много лет баллотирования на различные посты и в разные краевые собрания успеха она добивалась очень редко.
Идея фикс
Если подвести итог десятилетнему существованию «Русского национального единства», то станет видно, что движение, привлекавшее многих, в том числе большое количество молодёжи, своими идеями, военизированной формой и широкими возможностями физического совершенствования (от занятий по строевой подготовке, стрельбе и рукопашному бою и прыжков с парашютом до вполне профессионального натаскивания для решения определённых тактических задач), имевшее широкую поддержку в силовых структурах и реальную возможность изменить ситуацию в стране, умерло естественной смертью, не выдержав давления бюрократизма и внутренних склок, которые были бесконечны, как речи командиров на политзанятиях, и бессмысленны, потому что практически ни к каким результатам не приводили. Кроме того, оказалась дискредитирована сама идея русского национализма под знамёнами Православия. То, что пытаются сейчас сделать создатели «Национального Возрождения», практически неосуществимо, так как у населения России исчерпан кредит доверия к организациям подобного склада, какие бы правильные лозунги они ни провозглашали. Во время мятежа осенью 1993 года, кроме упоминавшейся выше безусловно благородной работы, подразделение РНЕ выполнило ещё одну, весьма спорную функцию. Атрибутика движения оттолкнула от Верховного Совета слишком много людей, в другом случае вставших бы на его защиту, в том числе и военных. Никакой генерал у нас в России не поведёт свои войска на защиту любого, пускай и очень благородного дела, если его символом является «гамматический крест», имеющий столь мрачную и кровавую историю в нашей стране. Слишком поздно они осознали то, что свастика, вскидывание рук и прочая атрибутика движения, а также антисемитизм ассоциировались у народа прежде всего с фашизмом, а не с «древнерусской символикой» и самосознанием, как не раз пытались уверить всех партийные публицисты на страницах изданий движения. Слишком поздно расстались с этим. Попытка сформировать в Думе фракцию здорового националистического движения запоздала во времени. Пик успеха лозунгов, подобных тем, что выдвигает «Возрождение», прошёл несколько лет назад. А пустующую нишу, рассчитанную на электорат с умеренным патриотизмом и не склоняющийся ни к коммунизму, ни уж тем более к демократии, заняло синтетическое «Единство», войдя в струю и получив большинство вфедеральном Собрании. Однако благоприятная для «Возрождения» ситуация в том, что они дистанцировалась от оголтелых нацистов, на жаргоне называемыми «жидоедами», не выдают на-гора радикальных лозунгов, не впадают в архаизмы и, ориентируясь на Православие, не входят в конфликт с РПЦ, как это случается со многими партиями сходной направленности. У него к тому же есть преимущество: имея большой опыт агитационной работы, накопленный за многие годы, а также найдя свою нишу среди партий и движений национал-патриотического направления, он при правильном развитии и реальных действиях сможет через некоторое время попасть в здание на Охотном Ряду, а в будущем, возможно, стать более или менее реальной силой. Ему надо только обязательно учесть ошибки, допущенные в прошлом партией-прародительницей и не наделать новых, так как необходимость в движении такого плана всё равно остается. Ведь только через любовь к своей Родине, своей Нации, своей Земле возможно возрождение величия государства, а с ним и других народов, судьба которых тесно связана с Великой Россией.
* Когда однажды Баркашов форменным образом растворился в воздухе, по Москве гуляли самые разные слухи: что он вместе с ближайшими соратниками расстрелян на стадионе Ас-марал, что он скрылся в посольстве Ливии, что он сбежал в Приднестровье... Некоторые уверяли даже, что Александр Петрович скрывается в посольстве Израиля, откуда скоро и улетит в свой родной киббуц под Тель-Авивом.
** Следует отметить, что твердых православии позиций придерживаются очень немногие движения — к примеру, НПФ «ПАМЯТЬ».
Tweet |
Вставить в блог
Агония «русского порядка» (завершающая часть)1 января 2001
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.