Все монастыри очень разные. Некоторые из них, известные на весь мир, ещё издали поражают своим величием и красотой русского Православия, веками стоят маяками веры на просторах России, являясь объектами паломничества для тысяч православных люден, а их названия на слуху далее у неверующих. Но помимо них существуют десятки монастырей, неизвестных многим и не поражающих своими размерами, в размерах которых тем не менее иногда далее сильнее ощущается истинная вера. Здесь не бывает случайных людей, не захаживают туристы, выполняющие очередной пункт экскурсионной программы, они часто не восстановлены целиком, и там в тишине, острее чувствуешь Бога.
Tweet |
Когда меня пригласили в Богородице-Рождественский Бобренёв Мужской монастырь на престольный праздник, я долго раздумывал, ехать ли мне. Находящийся под Коломной, в двух километрах от ближайшей железнодорожной станции, в селе старое Бобренёво, он казался мне слишком далёким, чтобы ехать туда больным. Но мне пообещали, что доставят туда и обратно на машине, и я согласился, несмотря на температуру и кашель, — уж очень хотелось взглянуть на обитель, о которой мне столько рассказали.
Этому монастырю более шестисот лет. Он стоит на берегу Москвы-реки, а возле него находится пруд, который когда-то был озером. Как мне сказали, в весеннее время вода поднимается к самым стенам монастыря из Коломны на него открывается великолепный вид.
Его история, также, как и название, неразрывно связана с Куликовской битвой. Окончательную победу в бою русскому воинству принёс засадный полк, вступивший в схватку в самый ответственный момент. Этим полком командовал воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец, который и стал впоследствии главным строителем монастыря, заложенного в 1381 году великим князем Дмитрием Донским по обету, данному им после победы.
Вместе со Старо-Голутвинским монастырём, расположенным в устье Москвы-Реки, эта обитель долгое время являлась «сторожем» Москвы и Коломны. Существовала даже легенда о подземном ходе под Москвой-рекой к монастырю, который был форпостом Коломны на юго-востоке. В монастыре были сооружены каменная холодная церковь во имя Рождества Богородицы с двумя колоколами и каменное здание с церковью, во имя входа в Иерусалим, с кельею для игумена и одиннадцатью кельями для братии.
Позже была построена колокольня. За сотни лет своего существования монастырь неоднократно перестраивался, облагораживался, украшался и даже после стихийных бедствий вроде эпидемии моровой язвы неизменно восстанавливался. На рубеже XIX-XX веков монастырь широко оказывал медицинскую помощь окрестному населению и даже коломенским жителям, а в 1903 году игуменом Варлаамом была открыта церковно-приходская школа, которая разместилась в отдельном монастырском здании.
Лихие годы не пощадили и этот светоч веры — в 1929 году монастырь был закрыт, а его территория оказалась в ведении совхоза «Сергиевский». В соборе Феодоровской церкви разместили склад минеральных удобрений, в братском корпусе — квартиры для рабочих совхоза, в настоятельском — тоже квартиры, начальную школу и медпункт.
Но сказано в Писании «не давайте святыни псам» — вскоре монастырский комплекс начал разрушаться. К 1987 году он находился в аварийном состоянии, и его в конце концов превратили в свалку, куда свозили падёжный скот, битое стекло и прочий мусор. Бог поругаем не бывает, и в марте 1991 Святейший Патриарх и священный Синод благословили открытие Бобринёва монастыря, в котором и начались ремонтно-восстановительные работы.
Почти полторы тысячи рейсов пришлось совершить скольким «Намазам», чтобы вывести тяжкое наследие советской власти — тонны мусора, скопившегося в стенах обители.
Уже в 1992 году Божественную Литургию в стенах монастыря отслужил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Работы ведутся до сих пор, несмотря на все сложности, уже видны результаты: отреставрирован Богородице-Рождественский Собор, в котором проводятся богослужения, некоторые другие здания, часть монастырской ограды.
Когда попадаешь туда, то первое что охватывает тебя — это чувство покоя, умиротворения. Стоящий в селе уже более шестисот лет, монастырь всем своим видом напоминает о прошлом и являет собой надежду на лучшее будущее. Он восстановлен действительно пока лишь только частично. На башнях монастырской ограды идиллически растёт трава, одна церковь стоит в лесах, возле ограды и на территории обители встречаются стройматериалы.
Однако во всём вокруг чувствуется ухоженность. Видно, что всё сделано с любовью и поддерживается в порядке и благости. Клумбы с цветами возле храма, чисто подметённые дорожки, чистота и порядок внутри жилого здания. Уставший после службы и приёма почётных гостей, среди которых и епископ Видновский Тихон, настоятель монастыря игумен отец Игнатий показывает на теплицу, примостившуюся в глубине: «Вот, сами кормимся...». Власть предержащие отключили монастырю электричество за неуплату и не желают включать обратно, несмотря на многочисленные просьбы. Средств не хватает на многое, жизнь сейчас тяжелая, но руки не опускаются, восстановление идёт, хотя, может быть, и не такими темпами, как хотелось бы. На трапезе для почётных гостей присутствовало несколько чиновников из областной администрации, они обещали помочь монастырю, но слова чиновников, увы, слишком часто оказываются ветром. Будем надеяться, что на этот раз нас не обманут.
Во всём архитектурном ансамбле монастыря, несмотря на весьма печальные последствия десятилетий запустения, чувствуется история, тихая русская красота, умиротворённость и покой.
Вскоре после приезда у меня прошла головная боль, стало легче дышать, улучшилось настроение, а уезжал я уже нехотя, было желание ещё немного остаться в этом месте, которое соединило в себе и воинскую доблесть, и христианское смирение, выдержав и эпидемии, и упадки, и поругание и продолжая светить истинным, немерцающим светом.
Tweet |
Вставить в блог
Жизнь Бобреневой обители1 декабря 2000
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.