Tweet |
«ИЗЪЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ, в ocoбенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше", — в этом известном ленинском письме от 19 марта 1922 года ("Членам Политбюро. Строго секретно") ярко выражена одна из главных установок большевиков. Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу — полное и беспощадное уничтожение Православной Церкви.
Через два десятилетия деятельность по разрушению зримой структуры Церкви была близка к завершению. К 1939 году по всей стране оставались незакрытыми менее 100 храмов из 60000, действовавших в 1917. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы "показания" для ареста, который мог произойти в любое время. Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии. Однако и этот отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки не означал прекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались и в послевоенный период. Массовое освобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей и мирян произошло только в 1955-1957 годах. А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины из десяти тысяч церквей, действовавших в 1953 году.
В статье делается попытка оценить по годам количество пострадавших за веру иерархов, клириков и мирян Русской Православной Церкви — жертв большевистского режима с 1917 по 1952 годы.
КОМПЬЮТЕРНАЯ БАЗА ДАННЫХ О ГОНЕНИЯХ
Систематический сбор материалов и разработка базы данных о гонениях на Русскую Православную Церковь начались в 1990 года в информационной секции Братства во имя Всемилостивого Спаса, которая была впоследствии преобразована в кафедру информатики Свято-Тихоновского института. Было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия "сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском богословском институте".
Сведения о гонениях постоянно собираются, обрабатываются, систематизируются и вводятся в базу данных, где к марту 1998 года было накоплено более 10000 биографических справок и около 1400 фотографий. В этой работе, почти полностью выполненной энтузиастами в свободное от основной работы время, приняли участие с разной интенсивностью в течение 7 лет более 40 человек.
Биографические материалы располагаются в базе данных по единой схеме: имя, священный сан или наименование церковного служения, фотография, дата и место рождения, сведения об образовании, рукоположении, постриге, работе, местах служения и проживания, сведения об арестах, ссылках, пребывании в заключении, сведения о кончине, погребении и о всецерковной или местной канонизации (если она проведена). В качестве комментария к каждому блоку может даваться рассказ о тех или иных ярких эпизодах жизни или обстоятельствах кончины пострадавшего за веру.
Подобная структура размещения данных позволяет быстро получать информацию по самым разнообразным тематическим запросам (например, выявить всех пострадавших выпускников Московского государственного университета — см. "Татьянин День", № № 1 8-20, 22 за 1998, — или, например, священников Воронежской епархии, расстрелянных в 1937 году). Из базы данных регулярно выдаются справки по запросам различных организаций и частных лиц, информация в базе постоянно проверяется и пополняется. В 1996 году был организован доступ к базе в международной компьютерной сети Internet (адрес: http://www.pstbi.ccas.ru).
Результатом данной работы явилась подготовка издания биографического справочника "За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956". Настоящее издание представляет из себя два тома по 700 страниц в каждом с многочисленными фотографиями. Издание является уникальным как по объему (содержащим более 9 тысяч имен пострадавших), так и по содержанию, поскольку в немалой степени базируется на труднодоступных и малоизвестных материалах. При этом список источников приводится в конце каждой биографической статьи в книге (равно как и в компьютерной базе данных).
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в ПСТБИ был передан архив данных (около 2000 имен), собранный Синодальной Комиссией по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, работавшей под руководством Высокопреосвященного Владимира (Сабодана), тогда митрополита Ростовского и Новочеркасского.
Помимо материалов, собранных Синодальной комиссией (главным образом, писем родственников и очевидцев), непосредственно нашим Институтом было получено более тысячи писем. Ценность этих свидетельств особенно высока, так как самих свидетелей остается сейчас все меньше и меньше. Главным же в количественном отношении источником явились ставшие сейчас доступными архивные материалы: документы из Центрального архива ФСБ РФ, ГА РФ, а также документы местных городских архивов и краеведческих музеев, других государственных и частных хранилищ. Здесь одно дело может принести сведения о десятках и сотнях пострадавших. В некоторых областях нашлись даже общие списки осужденных по церковным делам, составленные в свое время исполнительными сотрудниками НКВД-МВД-КГБ. Там сразу многие сотни жертв. Как правило, эти списки представляют из себя лишь скупые колонки дат: арестован, осужден, расстрелян.
Следующий источник — опубликованные материалы. Здесь особенно хочется выделить вышедший уже в двух томах труд иеромонаха Дамаскина (Орловского) "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия" и книгу "История Русской Церкви, 1917-1997" протоиерея Владислава Цыпина.
В нашей работе также широко использовались неопубликованные рукописи; аудио- и видеозаписи; материалы, собранные сотрудниками Свято-Тихоновского института и присланные отдельными исследователями-энтузиастами.
Работа над базой данных и над книгой поставила вопрос об отборе лиц, которых можно считать пострадавшими за веру и Церковь. В базу данных включались сведения о представителях Русской Православной Церкви, осужденных по так называемым церковным делам (дела, связанные с вскрытиями мощей, с изъятием церковных ценностей, дела о всевозможных мифических "контрреволюционных организациях церковников"). Учитывались также сведения о православных клириках, осужденных и по уголовным делам, фабрикация которых была одним из способов компрометации преданных Церкви людей. Значительное число людей было казнено и вовсе без всякого суда и следствия (особенно в годы гражданской войны). В книгу были включены также сведения о лицах, добровольно отправившихся в ссылку вслед за своими духовными отцами, родными и близкими.
НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX ВЕКЕ
В дореволюционной России было около 100000 монашествующих и более 110000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630000 человек (Энциклопедический словарь "Россия", Брокгауз и Ефрон, С-Пб., 1898, с. 86).Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквях и монастырях России в канун революции, так посвященных в дальнейшем, вплоть до 1940-50-х годов. В 1937 году секретарь ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков писал Сталину о существовавших религиозных объединениях как о "широко разветвленной враждебной советской власти легальной организации в 600000 человек по всему СССР". И это после 20 лет кровавого террора против Церкви!
Таким образом, счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, их было от 500000 до миллиона православных людей, за Христа пострадавших. Сейчас у нас в базе данных около 10000 имен. Таким образом, можно говорить о том, что у нас собраны сведения приблизительно об 1/50 или 1/100 части пострадавших.
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА РЕПРЕССИЙ
На графике репрессий по одной оси откладываются годы от 1917 до 1951, по другой — количество репрессий (зафиксированных в базе данных), умноженное на коэффициент, равный отношению общего числа репрессий к числу репрессий, введенному в базу данных. Получаем график оценки общего числа репрессий по годам. (График представляет число репрессий: арестов и расстрелов, а не число репрессированных.) Так, в лагерях в 1939 году находились сотни тысяч осужденных за веру, в частности, все арестованные и нерасстрелянные в 1937 и 38 годах. Как правило, все арестованные по церковным делам в 20-е и 30-е годы оставались лишенными в правах до 80-х.
Коэффициент, на который нужно умножать фиксированное в базе данных число репрессий, будет уточняться в процессе определения общего числа репрессий. Если общее число репрессированных за веру людей — 500000 (нижняя оценка), то этот коэффициент равен 50 (500000: 10000), если 1 миллион — 100. Мы при построении графика выбрали коэффициент 50. Например, в 1922 году в базе данных есть сведения о 215 пострадавших (аресты, ссылки или расстрелы) и 35 казненных, поэтому на графике отложено 10750 (верхний график) — как оценка общего числа людей, подвергшихся репрессиям в 1922 году, и 1750 (нижний график) — оценка общего числа расстрелов в 1922.
Если бы у нас были сведения о всех пострадавших, мы смогли бы точно представить по годам количество репрессий и изучить этот процесс. Ввиду разнообразия источников информации эта выборка представляется достаточно представительной.
(Окончание следует.)
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!