Tweet |
"Наука и техника — это не только открытия, формулы, изобретения, все новые и новые рукотворные чудеса, которым поистине уже несть числа. Это в первую очередь люди — создатели всего этого богатства, такого привлекательного и нужного, но такого небезопасного. Вопрос о том, что движет этими людьми, определяет их духовную ориентацию, веру, идеалы, — очень значим для нас. Ведь, по слову Священного Писания, в руке Божией «и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания» (Прем. 7:16)".
Большое внимание Патриарх уделил нынешнему состоянию и перспективам развития современной российской науки. "Тяжелый кризис, который переживает Россия в последние годы, привел к существенному ослаблению ее научно-технического потенциала. И надо помнить, что если наша страна в самые короткие сроки не сумеет восстановить былое могущество в этой области, в наступающем столетии она столкнется с серьезными испытаниями". Патриарх подчеркнул: "Судьба России в наши дни находится во многом в руках людей, которых принято называть научно-технической интеллигенцией. Не только духовная жизнь этих людей, но и их житейские проблемы, душевное состояние, а также патриотизм, готовность мобилизовать все свои таланты и силы на служение Отечеству — все это не может не волновать Церковь".
Выступивший затем президент Российской Академии наук академик Ю. С. Осипов подчеркнул, что на православном Востоке, в отличие от католического Запада, никогда не возникало острых противоречий между религией и наукой, так как в Православии божественное и человеческое никогда не смешивались. Он отметил, что теперь не только философы и гуманитарии, но и бывшие ранее атеистами физики и математики становятся на путь веры.
Министр Науки (теперь уже бывший) и технологий РФ В. Е. Фортов в своем выступлении показал, что в России Православная Церковь долгое время оставалась единственным хранителем и распространителем научных знаний и в то же время — духовным стержнем, хранителем патриотических сил народа. Из доклада министра следовало, что неплохо бы припомнить этот древний опыт взаимодействия науки и Церкви и распространить его на нынешнее время, что помогло бы решить многие проблемы, стоящие сейчас перед российской фундаментальной и отраслевой наукой. Например, это касается т. н. "утечки мозгов" за рубеж, которая приняла в последнее время поистине катастрофические размеры.
Приведем отрывки из выступлений других участников Соборных слушаний.
Валерий Николаевич Ганичев, Зам. Главы Всемирного Русского Народного Собора, доктор исторических наук, профессор, главный редактор журнала "Роман-газета":
Наука определяет глубину познания мира, но при этом ее нельзя определять как обезличенный набор формул и схем. Наука не может полноценно развиваться при отсутствии духа, она должна служить истине, а не кому-нибудь. И целый ряд констант, которые могут быть фундаментом науки, мы можем найти в вере. Без веры наука не может торжествовать, в вере отражается высшее проявление человеческого сознания.
Епископ Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии:
Любой ученый в своей профессиональной деятельности должен прежде всего руководствоваться принципами христианской нравственности. Особенно это касается таких областей, как новые биотехнологии, ядерная энергетика, охрана окружающей среды, современная медицина. И в этом главный смысл взаимодействия науки и религии. Невозможно объяснить с точки зрения христианского богословия научные открытия, да и не нужно это. Мы не католики, где папа Римский утверждает или не утверждает каждую научную мысль, и от этого часто зависит судьба ученых и целых научных школ. Но мы должны определить нравственные рамки, за которые не должна выходить наука в своих изысканиях.
Надежда Мирошниченко (республика Коми), поэт, журналист:
Только совместными усилиями мы можем решить сейчас проблемы, стоящие перед российским обществом. И они не сводятся лишь ко взаимоотношению науки и религии. Например, десять лет назад мы на русском Севере боролись против проекта поворота северных рек. Тогда это вызвало широкий научный и общественный резонанс. Сейчас стоят другие проблемы. Это и снижение уровня образования, и прозелитизм со стороны баптистов и различных псевдохристианских сект, и возрождение язычества, и как следствие — национализм коренных народов Севера. Только вернувшись в лоно Православия возможно преодолеть все это.
Александр Иванович Половинкин, доктор технических наук, профессор. Бывший (1983 — 1988) ректор Волгоградского политехнического института, ныне проректор Царицынского православного университета преподобного Сергия Радонежского:
Сегодня главное — выбрать правильную стратегию, на основе которой можно постепенно, поэтапно разработать созидательную программу. Ответ на вопрос — "Доколе России бедствовать? Доколе нам быть во многой скверне плоти и духа?" — может быть только один. До тех пор, пока не одолеем врага, сидящего внутри нас. Опасность и сила нашего врага в том, что он невидим и многими неосознаваем. Для его преодоления необходимо осознать умом и сердцем, что есть единственная евангельская истина, а для России есть единственный спасительный путь — восстановление Православия.
Наталья Петровна Бехтерева, академик РАН и РАМН, научный руководитель института мозга человека, руководитель лаборатории нейрофизиологии мышления и сознания:
Сейчас нейрофизиология вплотную подошла к тому, что находится за пределами науки. Что есть душа и какова природа озарения? В исследовании этих феноменов с научной точки зрения важно не скатиться в болото магии, оккультизма и тому подобного. Кроме того, мы столкнулись с феноменом, когда душа как бы покидает тело. Это довольно часто встречается у женщин при родах (до 6 — 10% всех случаев). И тут очень важно знать, что говорят по этому поводу православные богословы.
В следующем номере "ТД" читайте интервью с А. В. Кондрашенко, завлабораторией НИИ экспериментальной физики центра ядерных исследований Арзамас-16
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!