rss
    Версия для печати

    Вифлеем: история почитания

    Вифлеем — главный центр христианских паломничеств в рождественские дни. В иудейской традиции «Дом хлеба» (как переводится название города) стал почитаться еще до основания Иерусалима. Об истории Вифлеема рассказывает диакон Александр Занемонец, преподаватель истории Византии в Университете Хайфы.

    — Отец Александр, когда началось особое почитание Вифлеема?

    — С момента основания Израильского Царства, то есть до основания Иерусалима. Примерно в X веке в Вифлееме родился царь Давид. Он был очень почитаемым человеком, и к Вифлеему относились по-особому именно как к родине этого царя, помазанного по указанию Божию. Было также известно, что Мессия будет из рода Давидова и должен родиться в Вифлееме, это добавляло почитанию города особый мессианский оттенок. Хотя при этом он оставался обычным провинциальным городом на окраине Иудейской пустыни.

    Если проводить параллели с русской историей, в каком-то смысле Вифлеем можно сравнить с Костромой — родиной бояр Романовых. Все юбилеи и годовщины, связанные с царской семьей, праздновались в Костроме. При этом в остальные дни она оставалась обычным губернским городом, не лучше и не хуже остальных.

    Вифлеем возрос в своем значении в I веке до нашей эры при Ироде Великом. Ирод много времени проводил вне Иерусалима. На полпути между столицей и Мертвым морем он построил себе загородный «бункер» Иродион. Путь из Иерусалима в эту загородную резиденцию шел через Вифлеем, что придало городу большую экономическую оживленность. В таком несколько укрепившемся в экономическом плане городе и родился Христос.

    — Христиане начали почитать Вифлеем еще в апостольские времена?

    — Вероятно, да. Хотя, по-видимому, после рождения Господь ни разу не был в Вифлееме. По крайней мере, в Евангелиях на это указаний нет.

    Потом, в IV веке, при царице Елене, когда христианство стало официально разрешенной религией, в городе построили храм Рождества Христова, причем пещера, в которой родился Мессия, оказалась в крипте, в подземной части храма.

    Во времена, когда жил Спаситель, в пещерах уже не жили, зато использовали их как подсобные помещения - подпол, помещение для скота и пр. Поэтому, когда Мария и Иосиф приходят в Вифлеем, их принимают именно в одной из таких пещер-подсобок, приспособленной под хлев.

    Часто мы не находим древних домов, зато обретаем пещеры, которые к ним относились. Поэтому место рождения Спасителя сохранилось до наших дней, но уже не как часть дома, а как одно из помещений базилики.

    От этой базилики сохранились лишь мозаичные полы, потому что в VI веке при императоре Юстиниане храм перестроили. После этого храм перестраивался только внешне, внутри же оставался неизменным.

    Христианская община Вифлеема была невелика и большой храм в городе был не нужен. Можно с уверенностью сказать, что базилику рождества строили прежде всего имея в виду многочисленных паломников, приезжавших в город. А это говорит об особом почитании этого места.

    — Храм и город сильно пострадали после персидского нашествия в 614 года?

    — Тогда пострадала вся Святая земля. Персы старались разрушить всю христианскую инфраструктуру, однако базилику Рождества сохранили. Есть предание, которое рассказывает, почему так произошло. Над входом в храм было помещено изображение момента поклонения волхвов, которые традиционно считались персами и изображались как персы. Персы-завоеватели увидели его и решили: «Раз наши предки почтили это место, негоже нам его разрушать». Так что, благодаря волхвам, храм не был разрушен их потомками.

    Однако вскоре Святая Земля оказалась завоевана арабами-мусульманами. Христиане оказались «каплей» в огромном мусульманском море. Естественно, мусульмане хотели захватить базилику, чтобы использовать помещение, например, держать там скот. Христианская община отстаивала свой храм и постепенно придала ему вид военной крепости. Например, большой и прекрасный вход был обложен камнями, а вместо просторных дверей оставили только маленькую калитку.

    Несмотря на притеснения со стороны мусульман, небольшая христианская община в Вифлееме оставалась всегда.

    Возрождение город переживает уже в XIX в, когда Османская империя ослабевает, а присутствие христиан на святой земле начинает усиливаться.

    В XIX веке строится церковь Николая Чудотворца — приходской храм для местных христиан-арабов, Русская миссия устраивает семинарию для православных арабских девочек — своего рода пединститут.

    На сегодняшний день Вифлеем оказался на территории Палестинской автономии. Христиан в городе становится все меньше и меньше. Еще 30 лет назад их было большинство, но теперь из-за демографического взрыва в арабском мире и уменьшения роли христианства ситуация резко изменилась. Многие арабы-христиане эмигрируют, хотя, по традиции, мэром Вифлеема, как и Назарета, может быть только христианин (неважно, православный или католик).

    — Какую роль играет Вифлеем в жизни страны?

    — Сегодня Вифлеем почти слился с Иерусалимом. В начале XX века в путеводителях писали, что он находится в 20 км от столицы, в середине века это расстояние сократилось до 7 км, а сейчас — до 2 км. Так что идут окраины Иерусалима, потом — овраг, по которому проходит граница между Израилем и Палестинской автономией, — и окраинные районы Вифлеема. Города не сливаются из-за этой политической границы.

    Внутри Палестинской автономии Вифлеем — значимый город, прежде всего из-за своего туристического, паломнического статуса и, конечно же, близости к Иерусалиму. А так — это по-прежнему, как и во времена Христа, один из небольших городов страны. Сейчас в нем проживают всего несколько десятков тысяч человек.

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru