rss
    Версия для печати

    Младенцы, убитые в Вифлееме. Интервью через века

    11 января, в четвертый день после Праздника Рождества Христова, Православная Церковь вспоминает о младенцах, которые по приказу Ирода были убиты в Вифлееме. Если с Иродом все более-менее понятно («Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался…»), то как принять, что это убийство было допущено Богом, более того, что его косвенной причиной (а разве не так?) было рождение Спасителя и что невинные дети были, фактически, убиты вместо Христа?

    Об этом массовом убийстве младенцев можно сказать: бессмысленное и беспощадное. Сколько детей было убито – неясно. Предание говорит о 14 000 (колоссальная цифра, возможно, символическая – как указание на множественность), некоторые археологические данные  позволяют говорить о 200 младенцах, другие источники – о двух десятках. Так или иначе, сам факт убийства детей – ужасная трагедия.

    Лучше всего искать ответы на эти вопросы у толкователей Священного Писания. Авторитетнейшим из них Церковь признает святителя Иоанна Златоуста. Мы взяли его толкование на Евангелие от Матфея и постарались там найти ответы на интересующие нас вопросы. В конце концов, если нередко святых отцов, чьи творения мы читаем сегодня, называют нашими собеседниками, то почему бы не представить поиск ответов на вопросы об убийстве Вифлеемских младенцев в форме интервью?

    - История с убийством Вифлеемских младенцев – большой соблазн. Как Господь допустил, чтобы воинам Ирода удалось убить невинных детей?  Да еще и чтобы это убийство было связано с таким радостным и долгожданным событием, как рождение Спасителя…

    - Многие очень неразумно судят об этих детях, и возмущаются несправедливостью их избиения, причем одни выражают свои сомнения довольно скромно, а другие с большой дерзостью…

    Если порицают то, что избиение детей попущено Промыслом, то пусть порицают его и за смерть воинов, которые стерегли Петра. Как здесь, после бегства Отрока, избиваются другие дети вместо искомого, так и там, когда ангел освободил Петра от темницы и уз, точно такой же - и по имени и по нравам - тиран, не найдя Павла, вместо него предал смерти стерегших его воинов. Но что это, скажешь ты? Это не решение, а только усложнение вопроса. Я и сам это знаю; но для того и предлагаю это, чтобы на все такого рода вопросы дать одно решение.

    Какое можно дать решение удовлетворительнее того, что не Христос был причиной смерти детей, но жестокость царя; равно и не Петр был причиной смерти воинов, но безумие Ирода? В самом деле, если бы этот последний нашел подрытую стену, или разломанные двери, тогда он, пожалуй, имел бы право винить в беспечности воинов, стерегших апостола. Но раз все оставалось в надлежащем порядке, - и двери были заперты, и оковы остались на руках стражей (ведь они были связаны вместе с Петром), то он мог бы без сомнения заключить отсюда, если бы только здраво рассудить мог о происшедшем, что это не есть дело силы человеческой, или какого-либо обмана, а дело божественной и чудодейственной силы, и благоговеть перед Сделавшим это, а не восставать на стражей. Для того все это Бог и совершил таким образом, чтобы не только не подвергнуть наказанию стражей, но чтобы через них и самого царя привести к истине. Если ж он оказался нечувствительным, то разве небрежность больного падает на премудрого Врача душ, Который все употребил для его блага?

    - Какое отношение это имеет к случаю с Иродом?

    - То же самое можно сказать и здесь. Для чего ты, Ирод, будучи поруган волхвами, разгневался? Или ты не знал, что рождение было божественное? Не ты ли призвал архиереев? Не ты ли собирал книжников? Не приводили ли призванные с собой перед твое судилище и пророка, давно уже о том предсказавшего? Не видел ли ты, что древнее согласно с новым? Не слышал ли, что и звезда служила волхвам? Не устыдился ли ты ревности варваров? Не удивлялся ли их дерзновению? Не ужаснулся ли пророческой истины? Не мог ли заключить от прошедшего к последующему. После всего этого, почему же ты не размыслил, что это произведено не обманом волхвов, но силой Божьей, которая все устраивает надлежащим образом? Но если ты и обманут волхвами, то чем же виноваты дети, нимало тебя не оскорбившие?

    Избиение младенцев, Кодекс Гертруды, X векИзбиение младенцев, Кодекс Гертруды, X век

    - Хорошо, вина Ирода доказана, да и из Евангелия понятно, что причиной приказа убить младенцев была его злость. Но ведь Бог допустил, чтобы приказ был выполнен,  а разве убийство младенцев – справедливо?

    -  Укажу вам на то самое правило, о котором я непрестанно говорю и в церкви, и на торжище, и во всяком месте, - правило, которое, - желаю я, - чтобы и вы тщательно соблюдали, поскольку оно дает нам решение на все подобные недоумения. Что же это за правило? В чем оно заключается? То, что обижающих много, а обижаемого нет ни одного.

    - В каком смысле?

    - Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды. Чтобы мои слова были понятнее, я объясню их примером. Положим, что какой-нибудь раб должен своему господину большую сумму денег; допустим далее, что этот раб обижен бесчестными людьми, и какая-нибудь часть его имения отнята. Итак, если бы этот господин, имея возможность удержать похитителя и лихоимца, вместо того, чтобы возвратить рабу похищенные у него деньги, зачел их за долг свой, то обижен ли был бы раб? Никак. А что если бы господин отдал ему еще более похищенного? Не приобрел ли бы он еще более чем потерял. Это для всех очевидно. Точно также и мы должны думать и о своих страданиях: этими страданиями мы или заглаживаем наши грехи, или же, если не имеем грехов, получаем за них блистательнейшие венцы… чтобы более приблизить слово к предмету нашего исследования, напомним о Давиде, который, видя Семея, нападавшего на него, издевавшегося над его несчастьем и осыпавшего его бесчисленными ругательствами, удержал военачальников, хотевших убить его, говоря: "оставьте его, пусть злословит", дабы видел "Господь смирение мое, и" возвратил "благостью за теперешнее злословие" (2 Цар. 16:11-12). И в Псалмах воспевая, сказал: "посмотри на врагов моих, как много их, и какой лютой ненавистью они ненавидят меня, и прости все грехи мои" (Псал. 24:18-18). И Лазарь достиг покоя потому, что в настоящей жизни претерпевал бесчисленные бедствия.

    Итак, те, которые кажутся обиженными, не обижены на самом деле, если только все несчастья переносят с мужеством; напротив, еще более приобретают, получают ли удары от самого Бога, или от дьявола.

    Избиение младенцев. Даниэле да ВольтерраИзбиение младенцев. Даниэле да Вольтерра

    - Понятно, но какое отношение это имеет к младенцам, которые только-только родились? Они-то ведь еще не успели нагрешить, так и страдать им вроде как не за что… Да и кто знает, не вырос ли бы из них какой-нибудь великий ученый или праведник?

    - Разве ты не слышал сказанного мной, что если нет грехов, то за здешние страдания там воздается награда?.. Ты скажешь, что они (дети, - прим. ред) совершили бы многие, а может быть, и великие дела, если бы продолжилась их жизнь. Но Бог не малую предлагает им награду за то, что они лишились жизни по такой причине; иначе Он и не попустил бы ранней их смерти, если бы они могли сделаться великими. Если уже Бог с таким долготерпением попускает жить и тем, которые всю жизнь проводят во зле, то тем более не попустил бы умереть так этим детям, если бы предвидел, что они совершат что-либо великое.

    - Иными словами, ранняя смерть – верный признак того, что эти младенцы получили Спасение? И ранняя смерть – это, в данном случае, награда?

    - Таковы наши основания; впрочем, это не все, но есть и другие сокровеннейшие, которые совершенно знает только Сам устраивающий это. Итак, предоставив Ему совершеннейшее ведение об этом, обратим внимание на последующее, и из несчастий других научимся все переносить мужественно.

    Дуччо ди Буонисенья. Избиение младенцевДуччо ди Буонисенья. Избиение младенцев


    - И можно сказать, что убийство младенцев было предсказано заранее?

    - Об этом вы можете узнать из истории Иосифа, которую передавать здесь мы не считаем нужным - с одной стороны, чтобы не удлинить нашего слова, с другой - чтобы не прерывать порядка. "Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Матф. 2:17-18). Так как евангелист повествованием об этом насильственном, несправедливом, лютом и беззаконном избиении исполнил ужасом слушателя, то он же и утешает его, говоря, что это не потому случилось, чтобы Бог не мог воспрепятствовать, или не предвидел этого, но что Он предвидел и предвозвестил об этом устами пророка. Итак, не смущайся и не падай духом, когда взираешь на Его неизреченный Промысел, который ясно можно усматривать как в Его действии, так и в попущении. Это самое и Христос дал разуметь ученикам, когда однажды, в беседе с ними, предвозвестив им о судилищах, узах, о вражде всей вселенной и о непримиримой брани, сказал для их воодушевления и утешения: "не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего" (Матф. 10:29). Этими словами Он хотел показать, что без Его ведома ничего не бывает, но что Он знает все, хотя и не делает всего. Поэтому, говорит, не смущайтесь и не бойтесь. Если Тот, Кто знает ваши страдания и может отвратить их, однако же, не отвращает, то без сомнения потому, что промышляет и печется о вас. Так должны мы рассуждать и в собственных искушениях, и мы отсюда получим немалое утешение.

    - Что означают слова «Рахиль плачет о детях своих?». Почему именно Рахиль?

    - Рахиль была мать Вениаминова, и по смерти погребена на пути ипподрома (Быт. 35:19) близ Рамы. Итак, поскольку и гроб ее был близ Рамы, и это место досталось в удел Вениамину, сыну ее (Рама была в колене Вениамина), то и по родоначальнику, и по месту погребения евангелист справедливо называет избитых детей - детьми Рахили.

    - И все-таки то, что Рождество Христово сопровождало такое страшное убийство – это как-то трудно вместить и понять…

    -Не должно смущаться, когда обстоятельства кажутся несообразными с обетованием Божьим. Смотри вот, какое было начало, когда пришел Господь для спасения Своего народа, или лучше - для спасения всей вселенной. Мать бежит, отец подвергается несносным страданиям, совершается убийство, всех убийств тягчайшее; всюду плач, рыдание и вопль многий. Но не смущайся! Господь, в яснейшее доказательство Своей силы, обыкновенно исполняет Свои намерения средствами, всегда противоположными. Так и учеников Своих Он воздвиг, научил и предуготовил ко всяким подвигам, совершая это ради большего чуда средствами противоположными. Потому и они, будучи истязаемы, гонимы и претерпевая бесчисленные бедствия, остались победителями над теми, которые истязали и гнали их.

    Вставить в блог

    Младенцы, убитые в Вифлееме. Интервью через века

    Младенцы, убитые в Вифлееме. Интервью через века

    11 января 2013
    11 января, в четвертый день после Праздника Рождества Христова, Православная Церковь вспоминает о младенцах, которые по приказу Ирода были убиты в Вифлееме. Если с Иродом все более-менее понятно («Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался…»), то как принять, что это убийство было допущено Богом, более того, что его косвенной причиной (а разве не так?) было рождение Спасителя и что невинные дети были, фактически, убиты вместо Христа?
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru