Tweet |
Наталья Викторовна Лазько, врач-психиатр, кандидат мед. наук, сотрудник института судебной психиатрии им. Сербского, специалист с двадцатилетним опытом работы. Уже несколько лет она проводит психологические консультации в стенах университетского храма.
- Сейчас постоянно говорят о том, что из-за финансового кризиса может возрасти преступность. Это уже заметно?
- У меня складывается впечатление, что в СМИ стали очень неграмотно говорить о кризисе: говоря повседневным языком, «накручивать» людей. Таким способом можно, конечно, вызывать напряжённость, тревогу, и может возрасти агрессия. Хотелось бы, чтобы средства массовой информации очень аккуратно говорили об этом. Вообще беда наших СМИ, когда положительной информации нет. Почему постоянно говорят о том, что плохо? Скажите о том, что хорошо! Скажите, что справились с ситуацией в этом регионе, в другом регионе, нашли такой-то выход, спонсировали такие-то и такие-то фирмы. Людей надо психологически поддерживать хорошей информацией о том, что есть хорошие люди, хорошие дела - они ведь действительно есть! Есть хорошее и между группами людей, и на государственном уровне, но почему-то об этом мы слышим очень мало. Вот это проблема.
- На что обращает внимание психиатр во время медкомиссии, которая проводится с поступающими на работу в милицию, метрополитен и другие организации, где человек несет ответственность за жизнь других людей?
- При приёме на работу психиатр стоит перед решением одного вопроса: здоров желающий устроиться на работу или нет. В его обязанность входит определение наличия или отсутствия психического расстройства. Вот и всё, что он обязан и может сделать, имея какие-то объективные и субъективные данные. В каждом случае могут быть разные мнения, впечатления; если случаются какие-то проколы, то индивидуально разбираются, в чём тут дело.
- Означает ли отсутствие психического расстройства, что человек агрессию не проявит?
- Конечно, нет. Проявления агрессивности свойственны каждому человеку в разной форме, в разной степени выраженности. Те же алкогольные напитки, которые растормаживают, - один из факторов, провоцирующих на подобные поступки. Кроме того, человек может быть характерологически склонен к подобного рода вспышкам злости, гнева, он может быть драчлив: это не психическое расстройство, это качество личности. А если он не выспался, долго не ел, то стрессонеустойчивость повышается. Ещё могут быть какие-то субъективные факторы: огорчения, переживания.
- На Ваш взгляд, священник должен обладать элементарными знаниями в психологии и психиатрии?
- Элементарными - да, потому что случаи бывают разные. Не секрет, что в храм приходят люди душевно больные, которые там себя нормально ощущают. Бывает, что они беседуют с батюшками о своих проблемах. И в некоторых случаях батюшки не говорят о необходимости посетить врача; только один из многих может об этом сказать, имея какой-то свой опыт и видя, что здесь не всё в порядке с психическим здоровьем.
Конечно, какая-то элементарная подготовка для духовенства была бы хороша, тем более что сейчас в законе о психиатрической помощи есть ограничения к активному осмотру душевнобольных. Получается, что люди нездоровые сами не хотят лечиться - не считают нужным, а страдают от этого и их близки, и другие люди. А если батюшка благословит, то есть надежда, что человек сам придёт, будет искать возможности консультаций, хотя бы частных, даже анонимных. Тогда ему можно будет назначить лечение и как-то помочь выровнять его состояние.
- Как Вы считаете, полезно было бы проводить медкомиссию, в том числе психологическую экспертизу, для будущих священнослужителей?
- Это вопрос в этическом отношении непростой. Почему бы и нет, учитывая, что священнослужители будут работать с людьми, и психологическая нагрузка весьма высока? Даже уповая на благодать священства, мы не должны забывать о возможностях человека. Пусть это обсуждает священноначалие: возможно, такая медкомиссия и будет иметь место.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!