Tweet |
Вечер. По деревне рядом с Убудом идет длинная нарядная толпа. Мужчины облачены в белые саронги (ткань, замотанная вокруг бедер), рубашки и головные уборы, напоминающие искусно завернутую столовую салфетку. Женщины - в кружевные блузки (по местному: «кебайя») и саронги. Большинство из них несет на голове подношения в храм - полуметровые пирамиды фруктов и соломенные коробки с разной едой. Подростки ведут за руку приодетых братьев и сестер. Все, от трехмесячные детей до семидесятилетних старушек, движутся в сторону храма.
- Как часто у вас проводится этот праздник? – спрашиваю мужчину из процессии.
- Раз в полгода, - гордо говорит он.
- О-о! – издаю уважительное междометие и радуюсь, что застала что-то редкое и важное.
Но приходит следующий день и, если не в этой деревне, то в соседней, происходиттоже самое.Через неделю жизни на Бали я уже уверена:балийцы - самая жизнерадостная нация, потому что нет на этом острове дня без праздника.Поводов хватает: открытие нового храма, полнолуние, новолуние, день рождение храма и прочее. Некоторые церемонии растягиваются на три дня, некоторые -даже десять.
До того, как в XIвеке на Бали стал распространяться индуизм (пришедший с Явы), на острове царила вера вдухов:воды, земли, огня, риса,плодородия и многого другого. Чуть измененный индуизм, привнесенный наследниками королевства Махапахит стал смешиваться с анимизмом, в малой степени к этому добавился буддизм. Сегодняшние балийцыверят в карму и реинкарнацию, некоторых индуистских богов, например, Вишну, Брахму и Шиву, но при этом имеют меньше каст, чем в Индии и не имеют касты неприкасаемых. Как и в давние времена осталась вера вдобрых духов (считаются, что они обитают в горах) и злых демонов, что живут под поверхностью океана. При все при этом остальная часть страны (а Индонезия состоит из множества островов) – исповедует ислам.
Дабы отблагодарить первых и умилостивить вторых, в каждой семье каждый день делаются подношения. На маленьких подносах из скрепленных банановых листьев лежат рис, лепестки цветов, кусочки фруктов и печенье, сладкие конфеты – набор варьируется, но всегда сопровождается палочкой благовоний. Эти «подарки» духам все время норовят попасть под ноги и встречаются в самых неожиданных местах: на скалах возле океана, в поле, и так далее, не говоря уже про дороги, домашние дворы, кухни и другие обжитые пространства. Удивительно, но даже иностранец, сняв целиком дом, не может отгородить себя от подношений во дворе. Утром на пороге появится хозяйка с большим подносом и расставит подношения на нужное по ее мнению место. Несколько километров пути для этого не помеха.
Степень участия в создании подношений определяется количеством свободного времени и кошельком. Люди при деньгах могут купить все готовое на рынке: там продают подношения всех размеров и мастей. Те, у кого больше свободного времени и лишних рабочих рук, могут купить составные части: подносы из банановых листьев, лепестки цветов на развес. Ну а те, кому некуда торопиться, коротают вечера на ступенях перед домом, вырезая формочки из банановых листьев вместе с соседями и скрепляя их степлером. Эдакая своеобразная ежедневная форма социализации. Есть в этом занятии что-то из детства: со стороны бессмысленное и одновременно милое. Из времен, когда пеклись «пироги» из земли и веточек, а листики шлина производство «пирожных».
Но самая таинственная часть балийской религии – это календарь. Еще 60 лет он был доступен для толкования только священникам, которые разъясняли его смысл «простым смертным». Сейчас адаптированный календарь висит в каждом доме, мастерской или кафе. Просто потому что жизнь без подсказок астрологии немыслима для балийца. Он должен знать, когда лучше сажать рис, покупать недвижимость, наводить в доме чистоту или даже кремировать умерших родственников. Все подходящие для этого даты прописаны в календаре. В нем обозначен и перечень запрещенных занятий на каждую неделю. Например, резьба по дереву или сбор урожая. Поскольку благоприятные даты для всех одни, гуляя по городу и деревням, можно застать десятки свадеб в один день. На этом информационное значение календаря не кончается: в нем сообщается значение имен, родившихся в этот день малышей, стадии луны, религиозные праздники (конечно же) и прочие сведения.
Количество храмов на Бали заметно превышает количество таковых в России. Хотя бы по тому, что на каждую деревню приходится по три священных места. Первый – «храм зарождения» иначе -puripuseh, в честь основателей деревни (он «смотрит»в сторону самого высокого вулкана на острове -ГунунгАгунг). В середине деревни стоит храм, посвященный многочисленным духам, что оберегают жителей деревни (puradesa). Большинство церемоний проводятся в нем. На выезде из населенного пункта рядом с кладбищем находится храм мертвых (puradalem). Он обращен к морю и зачастую имеет куда более «забытый» вид, чем первые два храма. Может быть потому, что умирают на Бали не так уж часто?
Оценить, насколько серьезно балийцы (даже самые циничные в обычной жизни) относятся к религиозным обрядам очень легко.
Вот пляж Джимбарана, где за многочисленными столами поедают рыбу и мидии туристы. Официант выходит к берегу с подносом и бережно раскладывает дымящиеся подношения на песок. Но уже вечер, а значит прилив. Подношения уносит волна через несколько минут. Но официант неутомим: через две минуты он приносит свежие «подносы» из банановых листьев. Их опять забирает море. А значит, очередной приход официанта неизбежен. Но третья попытка оказывается удачной – подношения уцелевают.
В торговом молле в Денпасаре, месте, максимально устремляющемся от Индонезии в область аэропортовых дьюти-фри, взор, пробегая по прилавкам с люксовыми брэндами очков, привычно зацепляется за старого знакомого на полу – все ту же корзинку с рисом и печеньем.
Tweet |
Вставить в блог
Церемонии везде, церемонии повсюду. Путевые очерки о Бали11 декабря 2012
|
Поддержите нас!