Tweet |
Петушиные бои - самое демократичное хобби на острове, так или иначе затрагивающее всех, у кого могут расти усы. Хотя с 1981 года бои в Индонезии приобрели статус нелегальных (как разновидность азартных игр), на всем Бали они устраиваются без каких-либо помех. Правда, как пишет писатель Фред Айземан-младший в одной статье, крупные бои на публичных аренах с многомиллионными ставками ушли с принятием закона в прошлое.
![Арена в деревне Пеженг. Перерыв на подбор новых пар Арена в деревне Пеженг. Перерыв на подбор новых пар](/data/2012/12/27/1233909858/7.jpg)
Официально есть лишь один повод для проведения боев – религиозная церемония. В балийской религии существует особый род духов, подношения которым требуют пролития крови животных. В такие дни позволяется проводить бой даже на территории храма.
У петушиных боев нет рекламы: можно прожить на острове неделю, месяц, два и так и не увидеть петушиной драки. Самый верный способ узнать, где будет бой – обратиться к владельцам петухов. Их нетрудно найти, потому что все они совершают один и тот же ритуал: выходят на улицу с пернатыми под мышкой и, садясь на корточки в круг, общаются с соседями – точь-в-точь как описывал в своем очерке известный американский антрополог Клиффорд Гирц в 1972 году («Глубокая игра: заметки о петушиных боях на Бали»). Та нежность, с которой они треплют петухам перья, не проявляется у балийцев больше ни к каким животным.
Не каждому петуху выпадает честь сражения на ринге. Половина птиц безмятежно проживает свои дни, бегая по пыльным дорогам и поедая всякую дрянь. Петухов же, которые растут «для дела» содержат в спартанских условиях, а точнее в одиночных плетеных клетках. В них они едят и гуляют: назад-вперед, как пойманные преступники. Когда пробивает час X, хозяин крепит клетки к мопеду и отправляется к месту боя. Место и время обычно передается путем сарафанного радио.
![Обычно площадка рядом с боем заставлена скутерами – это еще один способ узнать о событии Обычно площадка рядом с боем заставлена скутерами – это еще один способ узнать о событии](/data/2012/12/27/1233909884/1.jpg)
Помню, прожив на Бали две недели, и так и не застав ни одной петушиной драки, мы подошли к мужчинам с птицами в руках и стали задавать вопросы: где? когда? как? Те посоветовали ехать утром в деревню Пеженг, к востоку от Убуда. На следующий день мы беспечно проехали ее мимо, приняв циклопическое скопление скутеров за признак религиозного празднества. «Не могут же церемония и бои проходить в одной деревне одновременно», - рассуждала я, еще не зная, что на Бали одно не мешает другому. Но как раз там и шли петушиные бои. Подобно, соревнованиям, эти мероприятия бывают местечкового и глобального значения. Те, на которые мы попали впервые, были самого серьезного масштаба. Они собрали все мужское население в радиусе 5-7 километров.
![Петушиные бои в деревне Пеженг Петушиные бои в деревне Пеженг](/data/2012/12/27/1233909886/2.jpg)
Внутри крытого амфитеатра происходила, ни много, ни мало, сцена из жизни Древнего Рима. Сотни голосов скандировали что-то, трясли пачками денег и жадно смотрели в центр круга. Лозунг «Хлеба и зрелищ!» кажется, никогда не устареет для нашего человечества. В это время на арене петухи изо всех сил били друг друга лапами и отчаянно клевались, то взлетая над соперником, то опускаясь на землю.
![Поединок Поединок](/data/2012/12/27/1233909880/3.jpg)
Позади них взволнованно носились их владельцы, выкрикивая ободрительные фразы для выплеска напряжения. Наконец, один петух устало прилег на землю (символ проигрыша), и, тем самым, закончился последний раунд. Напряжение ушло, и часть публики стала отсчитывать проигранные деньги.
![Зритель считает выигрыш Зритель считает выигрыш](/data/2012/12/27/1233909882/5.jpg)
Женщин среди нее не было, они выполняли сугубо практическую функцию разноса еды и напитков. И это тот небольшой сдвиг, что произошел за последние 10-15 лет – судя по очерку Гирца, прежде слабый пол вообще не допускался к месту боя.
![Одна из немногих присутствующих женщин разносит фрукты Одна из немногих присутствующих женщин разносит фрукты](/data/2012/12/27/1233909832/8.jpg)
![Сумка для хранения лезвий Сумка для хранения лезвий](/data/2012/12/27/1233909828/6.jpg)
На арене тем временем организовывали новые петушиные пары. Мужчины-участники, сидя на корточках по парам, сводили своих петухов, наблюдая за реакцией (бойцов стараются подбирать равных по темпераменту). Затем специальный человек кропотливо привязал петухам лезвие к лапе (шпору) и начался новый ритуал: озвучивание ставок.
![Мужчины делают ставки Мужчины делают ставки](/data/2012/12/27/1233909830/4.jpg)
Животных по очереди приподнимали над рингом, как товар на рынке, в то время, как часть зрителей яростно решаламатериальную сторону вопроса. Потом все замерло.
Новые петухи не стремились вступать в драку и разбежались по разным углам. Их поймали, и, сделав несколько неприятных щипков для поднятия боевого духа, засунули под соломенный колпак.Драка завязалась.
Бои каждой пары шли в несколько заходов, и победителем выходил тот, кто чаще оставался на ногах к концу драки. В первый раунд иногда кажется, что выиграет именно вот этот: что поактивнее или покрупнее, но победа в первые минуты часто ничего не значит, случается, что менее активный и неказистый с виду петух ведет себя куда увереннее.
![Бои меньшего масштаба в другой деревне вблизи Убуда. Здесь они проводились почти каждый день Бои меньшего масштаба в другой деревне вблизи Убуда. Здесь они проводились почти каждый день](/data/2012/12/27/1233909824/9.jpg)
![Зрители Зрители](/data/2012/12/27/1233909826/10.jpg)
Хотя Гирц пишет, что бой всегда заканчивается смертью одного из петухов, сейчас, спустя 40 лет, это нельзя утверждать столь же категорично. Судя по нескольким боям в разных деревнях, я поняла, что проигравший куда чаще остается раненым, чем мертвым.
![К лапе привязывают «шпору» К лапе привязывают «шпору»](/data/2012/12/27/1233909852/11.jpg)
Само же зрелище, жесткое, но завораживающее, собирает странную категорию людей. Часть участников и зрителей, конечно, обыкновенные мужчины, которых видишь на улице каждый день, но часть – куда маргинальнее простых Ваянов и Кетутов.
![Участник Участник](/data/2012/12/27/1233909854/12.jpg)
Их кожа покрыта татуировками и глубокими шрамами, руки – увесистыми перстями и браслетами - кажется, что сегодня распустили одну городскую тюрьму. Есть мнение, что петушиные бои позволяют сублимировать агрессию в безопасное русло и тем самым предупреждать часть преступлений. Может быть, оно и так. Может, иначе весь этот маргинальный контингент занимался бы совершенно другими делами. Несмотря на кровавый характер этой «процедуры», это все же важная часть балийской культуры.
Tweet |
Вставить в блог
![]() |
Петушиные бои. Записки очевидца27 декабря 2012
|
![](/images/donate/td-logo.png)
Поддержите нас!