rss
    Версия для печати

    Беседы об Афоне (ч.2): Я б в паломники пошел...

    В продолжение беседы с реставратором Александром Горматюком рассказ о том, как совершается паломничество на Святую гору Афон и почему туда не пускают женщин.

    Справка:

    Горматюк Александр Анатольевич - художник-реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения, сотрудник Всероссийского художественного реставрационного центра им. ак. И.Э. Грабаря, член Ассоциации искусствоведов и Московского союза художников, член ICOM - международной ассоциации музеев при ЮНЕСКО, руководитель реставрационной группы Российского института египтологии в Каире РИЕК  (полевая  реставрация археологических объектов, Миссии в Фаюме и Луксоре), лауреат премии Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за труд “Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III”.

    Я б в паломники пошел...

    - Александр Анатольевич, а как паломники попадают на Афон? Говорят, что это не очень-то просто...

     - Обычно на Афон приезжают по приглашению монастыря, в который направляется паломник, чаще всего визу дают на 4 дня. Этим занимается специальная служба в порту Уранополя. Без визы на Афон попасть нельзя, ее проверяют при посадке на корабль. Цена для студентов - 10 евро, а для обычных людей - 25.

    Когда человек приезжает от паломнической службы, чаще всего он останавливается на несколько дней в русском монастыре. Бывалые, те, кто приезжал несколько раз, уже стараются путешествовать, заводят знакомства. Хотя все по-разному: кому-то важно помолиться на всех службах в Пантелеимоновом монастыре, кому-то важно подняться на вершину горы Афон, кому-то посетить святые места и поклониться святыням: в Великой лавре - частице Креста Господня, в Ивероне - Иверской иконе, в Андреевском скиту - главе св. Андрея Первозванного, в Ватопеде - поясу Пресвятой Богородицы и главе св. Иоанна Златоуста, посетить сербский монастырь Хиландар, где произрастает лоза Неманичей.

    Лоза связана с историей поставления первого сербского Патриарха.

    Это было во время правления Стефана I Немани в XII в., когда власть господарей была сильна, Сербия благоденствовала, и даже Византия, уже бывшая на краю гибели, обращалась к ним за помощью. У Стефана было три сына, один из них, наследник престола Раско, уехал путешествовать, и через какое-то время стало известно, что он на Афоне.

    Стефан послал своих воинов за сыном. Его нашли в Горном Русике как раз на всенощном бдении (в месте, где началось Русское монашеское общежитие на Афоне). Воины хотели дождаться конца службы, но она тянулась долго, и они заснули на стасидиях. В это время духовник постригает Раско в монахи. На утро новопостриженный монах сбрасывает с башни царские одежды воинам, чтобы они предали отцу - сына больше нет, а есть монах Савва.

    В этой истории было еще много событий: Стефан I отрекается от престола, постригается с именем Симеон и встречается с сыном на Афоне, где они возводят сербский монастырь Хиландар. В 1200 году Симеон скончался, а через некоторое время Савва возвращается в Сербию и становится ее первым патриархом Саввой Сербским . Когда Савва пожелал перевезти мощи отца в монастырь Студенец, братия Хиландара сильно скорбела. Игумену явился во сне Симеон, сказав, что мощи надо вернуть в Сербию, а для братии из могилки вырастит виноградная лоза. Вскоре из камня по южной стене храма, там, где стоял его гроб, выросла виноградная лоза. Сейчас она обвивает южный вход в храм и беседку перед ним.

    Считается, что эта лоза и виноград помогают больным и бесплодным. От нее отламывают веточки и берут виноград. В XVI веке к этому чудотворному средству прибегал сам Иван Грозный. Сохранились даже записи о его пожертвованиях монастырю.

    Паломники стараются помолиться у почитаемых афонских икон Пресвятой Богородицы: у Герондиссы в Пантократоре, Иверской в Ивероне, «Достойно есть» в Протате, Троеручицы в Хиландаре, Скоропослушницы в Дохиаре, Всецарицы в Ватопеде.


     Пристань в Уранополи
     Св. Иоанн Богослов. Роспись паруса  Пристань в Уранополи

     

    Женщины на Афоне

    - Скажите, а почему все же женщинам отказано в посещении этого святого места?

    - Считается, что первые монахи на Святой горе поселились в IV веке. Раньше недалеко от того места, где сейчас Великая лавра, был город Уранополис (Небесный град), посвященный языческой богине Диане, где жили только девственницы, и мужчинам под страхом смерти запрещалось входить в город. По одному из мифов Дафна, дочь царя Аркадия, преследуемая богом Аполлоном, возжелавшим ее красоты, искала защиты в Уранополисе, и, сойдя на берег, превратилась в лавровое дерево - символ победы над плотью. Символично, что именно так называется порт-пристань настоящего Афона, место, где большинство впервые вступают на эту землю. Так или иначе, но в дохристианские времена эта территория была своего рода женским монашеским поселением, куда не могли попасть мужчины, теперь все поменялось, (смеется) и сейчас на Афоне только мужчины. Хотя все это относительно, по крайней мере, не смертельно, как в былые времена.

    Например, одного афонского инока спросили в интервью: «Что бы Вы сделали, если бы в келью зашла женщина? - Ну, кофе бы предложил, - ответил он. - Что, что? - не поверил журналист. - Надо ж проявить гостеприимство, - продолжил старец».

    На самом деле во время войны, а в послевоенные годы особенно, на Афоне укрывались целые семьи. В русском Ильинском скиту была самая лучшая в Греции амбулатория, куда, конечно, привозили и женщин для операций, поскольку только здесь им могли помочь, а иногда спасти жизнь. Документально я не могу это подтвердить, но мне так рассказывали афониты, что называется со стажем не один десяток лет.

    Все это показывает, что отсутствие женщин не является догматическим запретом. Есть осторожность и бережность к духовной целостности, которую так трудно соблюдать, а, достигнув, беречь, и это касается как афонитов, так и тех, кто видит в таком запрете какую-то несправедливость, или даже свое унижение.

    Забавный случай произошел со мной на иконной выставке в Оксфорде. Одна женщина, узнав, что я занимаюсь реставрацией икон, спросила: «Можете вы мне объяснить, Господь Бог - отец, мужчина?» «Да!» - говорю. Она продолжает: «Иисус Христос - тоже мужчина, да?» Я говорю: «Да». Тогда она с надеждой: «Ну, а Дух святой - может, хотя бы ОН женщина?..»

    Список с иконы Герондисса, в окладе 1847 г.
    Монастырь Ставроникита
     Список с иконы Герондисса,  Монастырь Ставроникита
     в окладе 1847 г. 

     

    - Кажется, что греческие монахи особенно почитают Богородицу. Старец Паисий Святогорец всегда как-то по-особому трепетно о ней говорит. Не каждая православная христианка так ее почитает...

    - Это действительно так. Среди особо почитаемых икон есть Геронтисса - в переводе с греческого «игуменья». Иконография достаточно редкая: Богородица изображена в полный рост, руки ее воздеты в прошении ко Христу о монашестве, об Афоне, о всем люде и причте. По преданию, икона - вклад одного из византийских императоров во время устроения монастыря Пантократора. Это третий по значимости образ на Афоне.

    Название иконы «Геронтисса» (игумения) связано с чудом предсмертного причастия наместника монастыря Герондос, совершенного по голосу иконы. Другое событие произошло во время пиратского нападения, когда один из пиратов, сорвавший драгоценную ризу и пытавшийся расколоть икону, был ослеплен светом, исходящим от иконы. Ужаснувшиеся напарники сбросили икону в колодец. Много лет спустя монахи обрели икону, перед которой горела неугасимая свеча. А в 1847 в Москве для нее была сделана великолепная серебряная риза. Традиция хранит множество других свидетельств о чудесах, исходящих от иконы.

     

    Первая литургия
     Первая литургия в келье первомученика Стефана

    Сейчас древняя икона XIV в. находится в аварийном состоянии. Представьте, она пролежала несколько десятков лет в воде и сохранилась, хотя и в тяжелом состоянии. Требуется очень серьезная реставрация: научное исследование с привлечением современных технологий, разработка методики реставрации, подбора материалов, что потребует немалых средств. Увидев результаты нашей работы по восстановлению кельи св. первомученика Стефана, монастырь Пантократор обратился к нам за помощью в реставрации своей святыни, дав рекомендательные письма на организацию работ. Конечно, очень радостно, что, даст Бог, я приму участие в реставрации прославленного образа, но и забот, переживаний рождает немало: как духовного плана - враг, что называется, не дремлет - так и вполне обыденных. И, прежде всего, как найти немалые средства, что потребуются для спасения иконы.

    Что касается особо трепетного отношения афонитов к Богородице, мне кажется, это потому, что Она есть ответ всякого человека, любящего и ищущего Бога, - подлинное смирение. Она выразитель свободного человеческого выбора быть с Богом.

    Подолжение следует...

    Вы можете оказать материальную помощь монастырю в связи с восстановлением иконы  Богородицы «Геронтисса»

    Банковские реквизиты:

    Agricultural Bank of Greece

    Name: IERON KELLION THIAS METAMORFOSEOS-MOUTAFI IBAN.

    GR 0432 3622 0043 9010 0201 152

    BIC ABGRGRAA

     

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru