Tweet |
Материал подготовлен редакционным коллективом журнала "Отрок.UA" и опубликован в печатной версии. Смотрите также публикации на сайте otrok.n-t.org
Перед фестивалем мы несколько дней путешествовали по сербским монастырям, Везде нас встречали как долгожданных друзей, и даже больше чем друзей. «Вы Ангелы Божии!» - не раз услышали мы от сербов. В каждой обители с дороги нас приглашали в «гостеприимницу» - комнату для задушевного чаепития с гостями. наперебой предлагали угощение, подробно расспрашивали о путешествии, о нашем монастыре.
Водители нашего автобуса, Слободан и Радислав, рассказали, какое благословение дал им Черногорский митрополит Амфилохий, когда отправлял их к нам. "Имейте в виду, - сказал Владыка, - русские сестры - это ангелы, и вы должны сделать для них ВСЕ. Если они захотят купить гостиницу - купите им гостиницу! Вплоть до конца путешествия Слободан и Радислав ревностно исполняли благословение, конечно, до покупки гостиницы дело не дошло, но, например, сутки без сна ради нашего удобства - это было. И мы точно знаем: они делали это не только потому, что так Владыка благословил. Воистину гость для сербов свят. Если, конечно, он пришел с миром...
Величественный Ждребаоник, затерявшаяся в горах Челия Пиперская, врезанный в скалу Острог... У нас было полное впечатление: что половина Сербии - это православные монастыри. А воздух Сербии - благоухание святых мощей. В монастыре Студеница мы увидели мощи первого сербского святого - Симеона Мироточивого. Когда-то его звали Стефаном Неманей, великим жупаном (князем) Сербии. Он был мудрым и кротким правителем, впервые объединившим разрозненные сербские племена, В старости Стефан оставил власть и богатство и принял иноческий постриг на Афоне. Его младший сын, святитель Савва, был первым архиепископом Сербской Православной Церкви и помазал на царство первого независимого сербского короля - своего брата, святого Стефана... Переплетение земной и Небесной истории Сербии мы еще не раз почувствовали во время этой поездки.
Древний монастырь Жича, где в XIII веке святитель Савва венчал на царство короля Стефана. За восемь веков обитель немало перенесла от монголов, турок и немцев; последняя бомба упала в 200 метрах от Жичи несколько лет назад во время косовской войны,,. «Каковы же должны быть сестры в этом монастыре?» - гадала я по дороге в Жичу. Сестры встретили нас радушно, показали весь монастырь, рассказали его суровую историю. Но, честно говоря, гораздо больше, чем экскурсия и рассказ, нас впечатлило другое - та чуткость, с которой сестры угадали наши небольшие дорожные проблемы. После ужина, прежде чем отправить нас спать, они попросили отдать им всю грязную одежду, которая накопилась у нас за время поездки. К утру наши вещи были выстираны, высушены и выглажены.
Недалеко от Жичи, в храме в честь мученика Лазаря наше внимание привлекла странная фреска: вместо мирных ликов на ней была изображена битва и воины, принимающие последнее Причастие. «Что это? - Косово поле...» По интонации ответа мы поняли, что речь идет о великом, и, замерев, слушали рассказ о главной сербской святыне. Шесть веков назад на Косовом поле решалась вечная участь Сербии: в ночь перед сражением с магометанами святому князю Лазарю явился Ангел и предложил страшный выбор. «Скажи, Лазарь, что ты хочешь - чтобы имя твоей Сербии пронеслось со славой по всему миру, народы дивились уму и силе твоего племени, все мечтали подражать ему и встать под его начало? Хочешь ли, чтобы враги сербские не смели больше посягать на твою землю, чтобы от оружия сербского трепетал весь мир? Или ты хочешь, чтобы ты и твой народ испили здесь, на земле, горькую чашу унижения и позора, чтобы имя сербское было обесславлено, а земля твоя оросилась кровью и слезами сербскими, но чтобы там, у Престола Божия, весь твой народ, воинство твое, твои пахари и пастухи, матери и жены, младенцы и юноши, просияли тихим светом вечной радости, наслаждаясь видением лица Господа нашего Иисуса Христа?» Молча, опустив голову, слушал князь Лазарь небесного вестника. «Что нам земная слава, если Христос отвернется от нас?» - был его ответ. На рассвете все воины причастились и еще до заката погибли на Косовом поле.
Легенда? Однако чем тогда объяснить то, что вот уже седьмой век сербы пьют предсказанную Ангелом горькую чашу, миллионами погибают за веру и все же остаются христианами? Сербский репортер, бравший у нас интервью, рассказывал как о привычной, застарелой боли о тех сражениях, которые были в окрестностях его селения. Рассказывал не для того, чтобы пожаловаться или похвастаться, а для того, чтобы сделать нам приятно, «Здесь вся земля полита русской кровью! - говорил он, глядя на нас с такой любовью, будто это именно мы сражались рядом с сербами. - Русские сражались за сербов здесь, и еще здесь, и там, и вон там, за горой, видите?» Он перечислил места и даты всех сражений, каждый раз называя точное число погибших русских.
Житель селения Четереж, молодой мужчина, с гордостью говорил нам, показывая на своего пятилетнего сына: «Он недавно ходил в горы собирать хворост! Он еще маленький, но я взял его с собой. Потому что он серб!» Пока мы были в Сербии, мы еще не раз услышали эти слова, в которых и гордость, и нежность; «Я - серб!», «Не жалуйся, ты же серб!», «О, вы такая смелая - настоящая сербка!»
В Четереже вокруг Рождество-Богородицкого храма автомобили выстроились на целый километр. Сегодня Рождество Богородицы - слава четережского храма. Славой в Сербии называется престольный праздник храма или день памяти покровителя рода. На праздник съехались все жители Нетережа и окрестных селений. После литургии и крестного хода они останутся здесь до вечера. Будут молиться, петь о Сербии, танцевать в огромном хороводе, обняв плечи.
Мы заметили, что во время славы хозяева праздника, четережцы, ни разу не присели - они «служили»; разносили угощения, ухаживали за гостями. «Садись, друг, - по привычке приглашал один серб другого. - А, ты служишь? Ну прости».
Перед литургией мы увидели в храме большой каравай - «колач». Сначала мы подумали, что это просто праздничное угощение. Закончилось богослужение, священник закрыл Царские врата, и мы поняли, что сейчас будет что-то еще. Батюшка крестообразно разрезал верхнюю корку «колача», влил в разрез вино. Затем сербы подняли «колач» над головами и начали его вращать. Все, кто был в храме, старались хотя бы раз прикоснуться к нему. Наконец, когда вино разошлось по «колачу», его опустили и разломили на множество кусков - чтобы «ели все и насытились». Единство, любовь и крест... Мы тоже взяли по куску ароматного хлеба.
После крестного хода начался фестиваль, К тому моменту мы уже совсем забыли об этом громком названии. Мы приехали не на фестиваль, а на наш православный праздник, к братьям-сербам. И пели мы уже не ради презентации хора, а для того, чтобы порадовать наших друзей и поблагодарить их за любовь. До сих пор мы не видели более благодарной публики, чем сербские сельчане: даже маленькие дети, затаив дыхание, слушали старинные церковные песнопения. А когда мы запели: «О, Сербия, майка мила!» - тишина кончилась. Плача и смеясь одновременно, сербы подпевали нам, а после песни окружили нас, говорили ласковые слова, благодарили, наперебой старались услужить. Да, соревноваться в благодарности с этими людьми бессмысленно.
По плану поездки наши водители Слободан и Радислав должны были доставить нас в Нетереж, а потом вернуться в Черногорию. Но они уверили нас, что не смогут спать спокойно, если лично не проводят нас до аэропорта и не убедятся, что с нами все в порядке. Перед посадкой в самолет мы поклонились им в пояс: «Спаси вас Господи!» Эти два взрослых, сильных человека вдруг отвернулись... Прошло уже несколько месяцев, а я все еще не могу забыть, как плакали два мужественных серба, прощаясь с людьми, с которыми были знакомы всего две недели.
Ирина Быкова
Tweet |
Вставить в блог
Слава Сербии15 декабря 2007
|
Поддержите нас!