rss
    Версия для печати

    Как относиться к земному ангелу? Несколько дней в Германии и Дании. Часть 3

    Мы продолжаем рассказ о путешествии в Германию и Данию. Сегодня - путевые заметки о королевской даче, русалочке, замке принца Гамлета и многом-многом другом.

    Дача королевы

    Шел дождь, и на даче королевы мы были почти совсем одни. Большие лужайки, цветники, белый дворец, невысокий, но просторный, по архитектуре – простой и скромный. Посетитель может пройти к живописному (весь в цветах) домику служебного характера, посмотреть на мотоцикл, велосипеды и садовый инструмент под навесом, полюбоваться на роскошные заросли белых гортензий возле домика. Неприветливость погоды лишь подчеркивала разнообразие летних красок. Можно было спуститься к ручью и погулять вдоль него, один из посетителей (единственный кроме нас) так и сделал, мы видели, как он шел мимо высоких деревьев, растущих на берегу ручья. Но мы обошли лужайку другим путем и вернулись к дворцу. Лужайки стригли две одинаковые автоматические газонокосилки, похожие на продолговатые пылесосы. «Как она здесь оказалась?!» -  «Это другая! Просто такая же, как та». Ползет спокойно до края, почувствует, что тут лужайка кончается, поворачивает назад и ползет, ползет. Симпатично.

    Вход на дачу королевы Вход на дачу королевы

    Что же тут было особенного? Во-первых, ты чувствуешь себя не вторгшимся в чужие владения, а заранее приглашенным королевой.  Во-вторых, впечатление в целом – это впечатление скромности, простоты и достоинства. Королевских – исключающих пошлость. Там есть, например, будка часового, с виду несколько бутафорская –  для часового, когда королева на даче, и для фотографирования посетителей (чем мы и воспользовались), когда королевы на даче нет. Решительно невозможно представить, чтобы что-либо было написано на этой будке.

    На даче королевы. ЛужайкаНа даче королевы. Лужайка

    ГортензииГортензии

    Дача королевыДача королевы

    Королева Маргрете правит Данией уже сорок лет. Она пользуется общей любовью. Трудно сказать, только ли условным является слово «правит». Королева всегда находится в курсе политических событий, участвует в формировании правительства, утверждает его окончательный состав, принимает глав иностранных государств, наносит визиты в другие страны. Главные задачи ее – представительские, но это совсем не формально, как может показаться. Когда под Новый Год королева обращается с традиционной речью к своему народу, каждый датчанин чувствует, что она обращается лично к нему. «Знаете ли вы, - спросила нас Аня, - что часть Гренландии по-прежнему является датской?». Мы этого не знали. «Так вот. – продолжала Аня, - королева каждое лето посещает все части датского королевства, включая Гренландию! Она делает это на яхте «Даннеброг», что означает «датский флаг»». О любви датчан к их флагу (которую можно назвать даже культом) Аня уже нам рассказывала.

    Как немцы победили датчан

    Поле битвы под ДюббелеПоле битвы под Дюббеле

    Как немцы победили датчан Как немцы победили датчан

    Скромное осознание себя небольшой страной пришло к датчанам после горького поражения в войне с Германией 1864 года. Одно из главных сражений этой войны состоялось 18 апреля 1864 г.  при местечке Дюббёле, у моря. Еще в Москве и потом не раз мы слышали от Ани, что обязательно побываем на месте того сражения – так там красиво… И вправду. Поле (бывшее поле битвы) полого спускается к морю, и. находясь на некотором возвышении, ты видишь не просто морской простор, но просторный морской разнообразный (небольшие острова, на них сосны, парусные яхты там и сям) живописный вид. Как немцы победили датчан, очень доступно показал нам Миккель. Он вдруг лег на траву и стал (жестами) перезаряжать ружье. У немцев такое действие совершать получалось лежа, а у датчан ружья были устаревшие, так что  приходилось вставать.  Миккель показал, как датчанин встает, поднимает ружье, засыпает порох… - тут-то его и пристреливают из немецких окопов.

    Их будет много

    Живя во Фленсбурге, мы не раз бывали в Дании – Аня и Миккель возили нас на своей машине. Как-то в разговоре о необходимых покупках зашла речь о сладостях, а точнее, о том, что странно быть в Дании и не привезти домой гостинцев. Аня предложила нам заехать в (датский) супермаркет на границе, что будет самым выгодным.

    В такие супермаркеты датчане ездят за пивом в банках, поскольку в Дании недавно введен был налог… на жестяные банки! а в супермаркетах у границы пиво и напитки продают как раньше. В Дании вообще проводится очень серьезная и обременительная для населения налоговая политика, что, впрочем, совершенно естественно, если вспомнить хотя бы о бесплатном образовании. К примеру, налог на покупку автомобиля составляет … 200% (яхту купить гораздо дешевле). Вот Миккель, с детства мечтавший о хорошей машине, и живет в Германии.

    После посещения дачи королевы мы поехали за сладостями. Был субботний день, и почти вся парковка у супермаркета была занята. Из магазина выходили покупатели и вывозили на тележках огромное количество банок, каждый вез по две или три упаковки, а в упаковке 40 штук.  «Что ж Вы говорили, - обратился я к Ане, - что датские девушки и женщины очень красивы? Я не увидел здесь ни одной!» - «Не беспокойтесь, Андрей Анатольевич, их будет много, очень много. Вот увидите в Копенгагене».

    Кто кого утешал

    Мы ехали в поезде «Фленсбург – Копенгаген» четыре часа. Наискосок от нас ехала молодая женщина с двумя малышами, лет четырех и года на два моложе, с которыми она управлялась с завидной невозмутимостью. Вдруг она обратилась к нам по-датски, мы не могли понять, в связи с чем. Попросила нас жестами встать и поискать в складке кресла…. что? Оказалось, малыш постарше умудрился забросить к нам какую-то фигурку, игрушку, и мы нашли ее! Потом, уже по прибытии в Копенгаген, они забыли детский резиновый сапог (тот самый, которым старший стучал по столику, а младший грыз), и я успел догнать их с ним. Эта женщина была миловидной.

    На пути в Копенгаген На пути в Копенгаген

    Два места напротив нас не были «фиксированными», пассажиры на них менялись. То это были серьезные девочки-двойняшки лет десяти, занятые рисунками и чтением, и лишь изредка обращавшиеся с чем-нибудь к маме. То это был поучительный случай, которым нельзя не поделиться.

    Сели напротив молодой человек и девушка. Девушка имела грустный вид. Облик молодого человека я не стану описывать, скажу только, что мне показалось, что он может произносить лишь нечленораздельные звуки. «Бедная девушка! – думал я. – Ей приходится ездить со своим больным братом… Конечно, будет у тебя тогда грустный вид!». Они взялись за руки, и стало понятно, что их отношения скорее нежные, чем родственные. Потом молодой человек наклонился к девушке и, поглаживая ее по руке, стал что-то говорить ей, стал явно шутить… Девушка повеселела, а я устыдился.

    И она была также весьма миловидной. Но то, что имела в виду Аня, стало нам ясно не сразу, и скорее, действительно, в Копенгагене, а не в поезде.

    Смена караула

    Смена караула Смена караула

    Мы боялись опоздать и боялись, что хорошие места будут заняты. Карта Копенгагена оказалась небезупречной, и когда до начала церемонии оставалось минут десять-двенадцать, нам пришлось двигаться по наитию. Наитие, к счастью, не подвело, и ровно без пяти мы уже выходили на площадь перед королевским дворцом Амалиенборг – естественно, занятую туристами в большом количестве. Но и тут нас выручила интуиция моей жены. Мы попали в первый ряд боковой шеренги, сильно в стороне от стражников, стоявших у дворца в мохнатых шапках, вообще в стороне от дворца, напротив большой так называемой Мраморной церкви, видной в конце проезда. И как раз на нас и пошли те стражники, что составляли смену. А когда они прошли, полицейский взял вдруг и повернул всю нашу шеренгу на девяносто градусов, так что мы отлично могли наблюдать торжественную и неторопливую процедуру. Стоят. Стоят, стоят, вдруг старший выкрикивает что-то, резко и  кратко. Поворачиваются. Опять стоят. Часть пришедших вдруг опять поворачивается и уходит. А те, кого должны были сменить, и те, что пришли и стоят напротив, - все стоят и стоят. Оказалось, ушедшие будут осуществлять смену караула на отдельных единичных постах, будут таким образом обходить всю площадь. Мы немного походили за ними, немного побегал я с фотоаппаратом.

    Стражники Стражники

    Стражники – молодые-молодые ребята, с пушком. Вид у них серьезный. Аня с удовольствием рассказывала нам о том, какие датчане миролюбивые, спокойные, благодушные, вот мол и караульный у дворца запросто может нос почесать. Никто не почесал.

    Обряд развенчания

    Церковь Александра Невского Церковь Александра Невского

    «Bellissimo! Bellissimo!» - восклицала итальянка, показывая на Мраморную церковь, построенную в стиле итальянского барокко XIX века. Мы свернули к русской церкви Александра Невского, возведенной в 1881 году Александром III. К церкви подошла большая группа русских туристов. Экскурсовод у них была энергичная плотного телосложения дама с накрашенными губами и огромным янтарным перстнем на руке. «Вы видите перед собой православную русскую церковь, - сказала она. - Церковь действующая. В ней совершаются все богослужения и все обряды: крещения, отпевания, венчания и развенчания». Так и сказала. Однако хорошо, что мы не ушли, дама сообщила весьма интересное. У вдовствующей императрицы Марии Федоровны был телохранитель, лейб-казак Тимофей Ящик. В Копенгагене он женился на датчанке, выучил датский язык и после смерти Марии Федоровны написал воспоминания о ней – на датском языке. Теперь они вроде бы (так уверяла дама) вышли и на русском.

    Грустно было заметить, что в лавке музея Амалиенборг есть лишь открытка с портретом Марии Федоровны, и, хотя о многих лицах королевской фамилии есть отдельные книги, но ни о Марии Федоровне, ни о ее отце, короле Христиане IX, книг нет. Впрочем, я мог и не заметить, конечно. Известно, что в родном Копенгагене нашей вдовствующей императрице жилось в 1920-е годы и скудно в материальном отношении, и вообще стесненно, непросто.

    Вдруг понял

    Дворец Амалиенборг Здесь жила Мария ФедоровнаДворец Амалиенборг Здесь жила Мария Федоровна

    Верно, мысль о Романовых помогла мне придти к догадке, которой я обрадовался. В лицах датчан и датчанок встречаются такие повторяющиеся у многих особенности: чуть-чуть выпирающие скулы, чуть расширенная, хоть совсем и не плоская,  переносица  и не то чтобы вздернутый нос, но такой, что ноздри – видны. Вдруг я понял, кто мне вспоминался невольно – Николай II. Впоследствии, посмотрев его фотографии, я сказал себе, что «погорячился», но вот у сестры его Ольги Александровны лицо – просто датское.

    С помощью яблок

    На улицах Копенгагена На улицах Копенгагена

    Девушки смотрят на уличного жонглераДевушки смотрят на уличного жонглера


    Аня оказалась права – в Копенгагене мы увидели множество красивых датских девушек. Что объединяет их? как описать? Наверное, так: от них впечатление такое же хорошее (это важнее, чем «красивое»), как от наливных, изнутри светящихся яблок. Они могут быть даже не так уж миловидны, а все равно – красивы, красотой не столько правильных черт и молодости, сколько некоторого самоощущения  их, которое и другим сообщается. В кафе «Оскар», к примеру (настоятельно рекомендованном Аней), нас обслуживала официантка высокого роста, крупная (как бегущие девушки в графике Пикассо), с крупными чертами лица, но и о ней мы сказали друг другу: какая красивая.

    Русалочка

     

    На обращение какого-то человека «Where is fish-woman?» мы ответили, что не имеем понятия, но, как только он отошел и исчез из поля зрения, догадались, что под «женщиной-рыбой» имелась в виду Русалочка, к которой мы и шли. «Русский, наверное» - решила жена.

    У Русалочки творилось то, чего естественно было опасаться: наплыв посетителей, так что и подойти к ней было невозможно. Вдруг стало тихо, и осталось человек – не больше десяти. Видимо, автобус забрал своих экскурсантов и уехал.

    Хорошая скульптура, никакой слащавости. И местоположение выбрано верно: в стороне от центра, недалеко от открытого моря. Странно, но – при всей тиражированности образа – испытываешь какое-то хорошее чувство рядом с этой бронзовой девушкой. Она не хуже воспетой Пушкиным «Девушки, разбившей кувшин» в Царском Селе.

    «Христиания»

    Христиания в КопенгагенеХристиания в Копенгагене

    Вход в ХристианиюВход в Христианию

    На улице в ХристианииНа улице в Христиании

    Мы действовали по плану, составленному с помощью Ани. После смены караула и Русалочки мы пошли в кафе «Оскар». Хорошо, что Аня нас предупредила насчет величины порции: рекомендованный «блинчик с семгой», действительно, оказался свернутым в конверт огромным блином, одной порции хватило на двоих. Затем следовало «катание на кораблике», и мы его осуществили. Но затем шел пункт, в котором проявлялась уже наша инициатива: посещение «Христиании».


    Это несколько кварталов, расположенных по разные стороны одного из каналов Копенгагена – целый «вольный город», отвоеванный хиппи у властей Копенгагена в 1970-е годы. Отвоеванный буквально – противостоянием полиции. Началось все с того, что в 1971 году группа хиппи и неформальных художников заселила заброшенные военные бараки и дала название своему поселению – связанное, по-видимому, с тем, что неподалеку от него находится одна из достопримечательностей Копенгагена, церковь Христа Спасителя.  Лучше сказать «и с тем», поскольку хиппи почитают Христа… Бог им судья, в какой степени это почитание является искренним, а в какой – ворованным. Текст знаменитой рок-оперы, получившей у хиппи высочайшее признание, является попросту бредовым (взять хотя бы «Гефсиманию» там), но музыка Уэббера – гениальная; да и в тексте есть неплохие места, даже пронзительные. Расчленить непросто. Не так просто и с хиппи, претендующими не больше, не меньше на то, что они-то «стяжали дух мирен»…

    И надо сказать, что главное ощущение, которое испытываешь, попав в Христианию, - миролюбивая, дружелюбная атмосфера. На углу одной из улиц пел певец, в сопровождении банджо. Несколько людей его слушали, немного аплодировали. При абсолютной непритязательности уровень исполнения был очень высокий. Небольшие кафе заполнены людьми, много скромных магазинчиков. На улице чувствуется, кто местный, а кто турист. Озираются – туристы, сидит, размышляет – местный.

    Неопрятно (всюду граффити), но мирно. Неслучайно один из главных законов Христиании – запрет насилия. Второй главный закон – запрет тяжелых наркотиков. Надпись по-английски: «Скажи «нет», если тебе предложат сильный наркотик». Легкие же, зеленая травка в брикетах продаются на лотках совершенно запросто. Все вокруг и курят ее, свернув самокрутки из серой, дешевой бумаги. Это, как легко догадаться, марихуана, три изящных продолговатых листочка которой служат одной из эмблем Христиании.

    Мы прошлись по улице немного вглубь и вернулись, вышли. Там такая незамысловатая деревянная арка, на одной стороне которой надпись «Christiania», ты видишь ее при входе. А на другой стороне, которую ты видишь при выходе, написано «You enter EU», т.е. «Вы входите в Европейский Союз». Впечатление осталось у нас спокойное, но нехорошее. Я сказал жене: «В тысячу раз лучше, чем улица Рипенбан в Гамбурге, но находиться здесь не хочется». На мой взгляд такое миролюбие – страшный омут. И очень неприятно было видеть, как девушка постарше и поопытней служит провожатой – сюда, в Христианию – девушке помладше, неискушенной, с напряженным (пока) выражением лица. Такие две подруги попались нам навстречу, когда мы выходили оттуда.

    На улицах Копенгагена о Христиании все время напоминают трехколесные велосипеды "Кристиания-байк", с коляской впереди для перевозки детей и грузов, два передних колеса принадлежат коляске. Их производят (собирают) только в Христиании, Аня говорила нам, что они очень прочные и настолько удобные, что, несмотря на высокую цену, очень многие их приобретают.

    Дети, дети, дети

    Папы с дочками Папы с дочками

    Датские мальчики Датские мальчики


    Мама как движущая сила Мама как движущая сила

    Двое детей лет восьми легко помещаются в такой коляске. Но и лет десяти – помещаются. Однажды мы видели, как на Christian-bike везли четверых разновозрастных детей. Мы попали под дождь в Королевском парке и пережидали его на скамейке под деревом. Малыш бежал под дождем по дорожке, за ним подросток-сестра. Оказалось, они бежали к своим родным, отцу и еще двум сестрам, под соседним деревом. Мы слышали рядом веселые звонкие голоса. Потом папа покатил их на Christian-bike, в застегнутой от дождя кабинке; дети пели. Вообще датские дети – это самое светлое из многих и многих хороших впечатлений от поездки. Есть эпитет, который сочинил Н. Бердяев в применении к князю Мышкину в своей статье о нем: ангелический. Такое впечатление и производят датские дети – ангелическое. Они веселые и спокойные. Родители берут их с собой везде, любого возраста и в любое место: музей или ресторан. В датских семьях чувствуются дружество и мир – конечно, я говорю о впечатлениях внешних и поверхностных, но постоянных и отрадных. Зачастую в семье двое или трое детей свои, а третий или четвертый – приемный. Трое белобрысых, четвертый - темный, курчавый. Много двойняшек, много погодков. Видно, что дети послушные, т.к. с ними считаются.

    Только ли «едят, пьют, покупают, строят»?

    С некоторым ужасом размышляешь о том, как вырастят этих детей – в стороне от Христа, в атмосфере «окончательной толерантности». Ложкой дегтя в разговорах с Аней о Дании прозвучало для нас то, что (протестантская) Церковь в Дании подчиняется… парламенту! В частности, ей пришлось подчиниться решению парламента о церковном благословении однополых браков. Где же тут толерантность? – в отношении к Церкви, я имею в виду.

    В знаменитом магазине фарфора «Royal Copenhagen» висит объявление, что на втором этаже продается удешевленный товар. Нужно только догадаться, что второй этаж на самом деле – третий, поскольку первый на Западе – это второй. Поднявшись туда, мы обнаружили, что летняя распродажа посвящена главным образом товарам, связанным с Рождеством, что совершенно естественно. И я обратил внимание, что, при наличии разных игрушек и Санта Клаусов, вертепов или других изображений Святого Семейства или только младенца Христа нет ни одного. Как если б Рождество теперь стало связано лишь с Санта Клаусом. Так и есть?

    Знаменитая кондитерская в КопенгагенеЗнаменитая кондитерская в Копенгагене

    И все же только ли здесь «едят, пьют, покупают, строят» (Лк.17.28)? Вспомним слова Ивана Карамазова, сказанные младшему брату: «Я хочу в Европу съездить, Алеша, отсюда и поеду; и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище... вот что!.. Дорогие там лежат покойники, каждый камень под ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни, и плакать над ними, — в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более». Разве так? А реальная забота о человеке (достаточно вспомнить то, что всем известно - заботу об инвалидах)? А бережное отношение к своей истории, к своей стране? невозможность, в частности, искалечить свой город. А культура человеческого достоинства? Не гордыни, а уважительности – безоговорочного уважения в другом человеке его внутреннего мира и его внутренних решений. При заведомой укороченности гуманистического сознания, конечно, такая уважительность приводит к дикостям, к называнию черного белым, а все-таки, несмотря на фетиш «прав человека», христианское основание еще остается, представляется не изжитым.

    «Человечество готовится к торжественной встрече антихриста» - сказал один из знаменитых московских священников. И, конечно, это справедливо в наибольшей степени как раз в отношении «развитых», успокоившихся (на достатке, комфорте) стран. К чему дело идет, увы, совершенно ясно: к еще большему (в порядке отторжения всего дискомфортного) забвению истинной веры и Живого Христа.

    Грустно думать об этом: неужели все эти, крутящие педали своих Christian-bike’ов с веселыми славными пассажирами симпатичные люди лишены благодати? Но разве мы знаем, разве можем судить об этом?

    Почти без толстух

    Город велосипедистовГород велосипедистов


     «Я поняла! – вдруг, в какой-то момент, воскликнула жена. – Я поняла, почему в Копенгагене, в отличие от Гамбурга, например, - так мало толстых женщин». Действительно, за целый день пребывания в городе мы встретили буквально одну или двух представительниц  прекрасного пола, которых можно было б назвать «любимицами Феллини». Очень просто: все жители – на велосипедах. Если в Гамбурге я постоянно получал замечание: «Сойди с велосипедной дорожки!», то в Копенгагене и ступить невозможно на такую дорожку: она почти все время занята.

    Некоторые девушки и женщины держатся на своих велосипедах так величаво, будто это лошади хорошей породы, и сами они – высокородные.

    Замок принца Гамлета

    Замок КронборгЗамок Кронборг

    «Эльсинор? Недалеко от Копенгагена? Нет, не бывала, такого нету… - удивляется Аня, и ее осеняет. – А, Хельсингёр! Конечно, я бывала в Хельсингёре много раз». По ее совету, мы посвятили второй день пребывания в Дании, в основном посещению замка Кронборг в Хельсингере, в часе езды на поезде от Копенгагена. Этот замок, считают, посещал Шекспир, и поместил в нем действие трагедии «Гамлет», хотя датские хроники, на которых он основывался, относятся к XII веку, а замок был окончательно построен в середине XVI века.

    Один из залов морского музея Один из залов морского музея

    Замок огромный, и в нем четыре музея: морской музей, «Королевские покои», дворцовая церковь и «Казематы». Музеи очень интересные, в особенности морской. А в «Королевских покоях» с помощью современных технологий устроено такое волшебство. Представьте макет королевских залов, на вертикальном срезе, в стеклянном ящике. Вдруг в этих залах появляются как бы живые люди размеров с палец – такие как бы маленькие полупрозрачные привидения, в красивых разноцветных костюмах, с настоящими живыми лицами, разговаривают, улыбаются, рассаживаются за столом, трапезничают… Они сыграны артистами, а потом, с помощью удивительной современной техники превращены в оптический эффект. Для детей – завораживающее зрелище, взрослому смотреть на него не совсем приятно. Как бы и тебя не превратили… - такое, наверное, чувство.

    О, Йорик!О, Йорик!

    Но, пожалуй, самое интересное в экспозициях относится не к замку, а к трагедии Шекспира. Дело в том, что в замке Кронборг каждый август проходит шекспировский фестиваль: театры разных стран показывают спектакли, и, понятное дело, трагедия  «Гамлет» идет обязательно. Спектакли играют на подмостках в середине двора, в случае дождя – под навесом. Отдельный зал в «Королевских покоях» посвящен рассказу о шекспировских фестивалях нескольких лет. Удивительно смотреть на темнокожую Офелию или на самурая, который держит перед собою череп.

    Я читал в одной книге, что «Гамлет» - это не трагедия мести, но трагедия очищения. Принц был призван очистить Данию от нечестивого рода, к которому принадлежал и его отец, и его дядя, и он сам (так что и он должен был погибнуть).

    Есть над чем задуматься. Казалось бы, что нам Гамлет? Мы призваны к мысли об очищении души, а принц удерживал себя от убиения Клавдия во время молитвы – лишь бы душа преступника не попала на небеса. Что нам Гамлет? А он не может не трогать, а трагедия – «забирает» (хоть и хорошо уже знаешь ее). Почему так? Так думается, что дело тут – в человеческом достоинстве, и не в пафосном увлечении таковым, а в том, что Шекспиру удалось что-то выразить пронзительное в этом плане, подобно как Достоевскому удалось пронзить в «Идиоте» - состраданием.

    Прощай, Дания

    С мамой в Duty freeС мамой в Duty free

    На следующий день мы улетали в Москву. На вокзале нас постигло тривиальное искушение: не дожидаясь поезда, с иррациональной уверенностью (был какой-то повод в появившихся надписях) ринуться на другую платформу… Наш поезд в аэропорт уже подошел, когда мы заново мчались к нему по лестнице с тяжелым чемоданом. Но мы успели. И приехали в аэропорт за два часа до отлета, спокойно встали в очередь сдавать багаж, и, как я рассказывал в начале этих записок, обнаружили вдруг, что должны вначале самостоятельно получить регистрационную карту, на компьютере. Три девушки пытались нам помочь, но каждый раз направляли одна к другой. Почему-то компьютер не воспринимал наши данные. Наконец мы попали к окошку с живым человеком, женщиной. И хотя я уже говорил с ней, она, переспрашивая, уточнила (такой, наверное, вид был у меня) «Вы не глухой?» («Are you deaf?» - она показала пальцем на свое ухо; ясно было, что в этом случае она привлекла бы еще какие-то средства для общения). «No, no!» - «OK!». И она очень быстро все нам оформила.

    Я «загудел» на контроле из-за неснятого крестика. По этой причине меня обыскивали, и я снова (как прежде в Германии) поразился, как споро и абсолютно вежливо это делается. В самолете звучала эстонская речь (мы летели через Таллинн), стюардесса же, на вопросы о пересадке, вдруг спросила по-русски: «Так вы в Москву?».

    На канале в КопенгагенеНа канале в Копенгагене

    Читайте также:


    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru