rss
    Версия для печати

    Протоиерей Максим Козлов: Не вижу возможности сотрудничества с госпожой Собчак

    С большим прискорбием ознакомился я с публикацией в одной из центральных газет (а потом и в различных интернет-ресурсах), в которой был размещен художественно бесконечно слабый, а содержательно – возмутительный «предмет трикотажа». На нем госпожа Ксения Анатольевна Собчак была изображена как некая кощунственная пародия на традиционные образы Пресвятой Богородицы.

    При этом она держит рекламируемый и, насколько я понимаю, в какой-то мере возглавляемый ею журнал SNC, который расшифровывается как style, news, comments.

    Казалось бы, чего удивительного, чему возмущаться? За последние месяцы о Ксении Анатольевне мы узнали многое: о ее мировоззрении, взглядах, об отношении к Православию и Христианству в целом. Высказываний было более чем достаточно, чтобы составить полное представление.

    Поэтому повода выступать с комментарием не было бы, если не одно обстоятельство, побуждающее меня это сделать.

    В конце июня - начале июля ко мне обратились представители данного издания с просьбой изложить позицию православного священнослужителя на йогические практики. И в духовно-медитативном, и в чисто физкультурном преломлении.

    Взвесив плюсы и минусы, безусловно заручившись обязательствами издания о неповрежденности присылаемого им текста и познакомившись с соседствующими материалами сторонников йоги, я написал этот текст (от редакции: ниже мы опубликуем этот текст, считая, что взгляд священника на увлечение йогой не бесполезен и для наших читателей, а заодно предоставляя возможность сравнить текст, который был дан, с тем, который будет опубликован в журнале).

    Журнал мне был анонсирован как некое издание, предполагающее работать в стилистике «Большого Города» и сходных по типу СМИ, как избегающее эпатажа и те характеристики, которые мы относим к желтой прессе.

    Может быть, по некой наивности, а может быть, по предполагающемуся у христианина наличию благого помысла о всяком человеке, в любом случае, считая полезным высказывать православную оценку тех или иных феноменов в самых разных СМИ, я такой комментарий дал.

    Скорее всего, он в журнале опубликован, я сейчас этого не знаю (от редакции: номер журнала не удалось найти ни в одном из самых популярных магазинов периодики), но, безусловно, увидев данное изображение, соединенное с рекламным продвижением журнала SNC, должен заявить о невозможности какого бы то ни было последующего сотрудничества и с данным изданием, и с любыми СМИ, к деятельному участию в которых привлекается госпожа Ксения Анатольевна Собчак. 

    Протоиерей Максим Козлов об йогических практиках

    Прежде всего, нужно понять, что православие, как и католическая традиция, как и ислам, иудаизм и ряд других мировых религий, настаивает на том, что в ряду множественных гипотез об истинном Боге есть гипотеза адекватная и точная. И что мы не просто метафизически рассуждаем, а что мы верим в Того, Кого знаем. Личный Бог в христианстве — это не абсолют, не набор нравственных принципов, не то, что описывается никому не понятным словом «духовность»  Это Христос, который сказал, что «никто не приходит к Отцу Моему, как только через Меня» (Ин. 14:6). Мы признаем достоинство и этическую значимость внехристианских религиозных традиций, но при этом мы помним об их ограниченности и нетождественности богооткровенной религии христианства. Это наше принципиальное настояние.

    Йога — это система упражнений, нацеленных на управление психикой и психофизиологией человека, ради достижения более высокого психического и духовного состояния. И идея, будто йогой можно заниматься только ради физического здоровья — это, по меньшей мере, иллюзия. В 1970-е годы был известный православный подвижник, иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготавливает себя к определенным духовным воззрениям и переживаниям, о которых он, несомненно, пока и не догадывается». Отец Серафим не понаслышке знал, что такое йога, поскольку в молодости, до прихода в православие, увлекался восточными философиями.

    Вовсе не физические упражнения и позы являются сущностью йоги. Как верно указывают ее адепты, в центре йоги стоит медитация. И тело лишь помогает сконцентрировать ум. Тот же отец Серафим пишет: «Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям». Другой подвижник XX века, архимандрит Софроний (Сахаров), который тоже в юности увлекался восточными практиками, пишет о медитации, что «в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу». Это очень важный принцип христианской молитвы — мы общаемся с Личным Богом, а не с неким абсолютом.

    Архимандрит Софроний пишет также, что медитация «может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым». А в христианском контексте нет ничего страшнее, чем стать чуждым Богу. При отсутствии личной связи с Богом человек, практикующий йогу, обращается внутрь самого себя. «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать», — пишет отец Серафим (Роуз). Это принципиальное противоречие с христианской антропологией, которая видит нынешнее состояние человека падшим и нуждающимся в том, чтобы из этого падшего состояния восстать и взойти ко Христу, который поднимает до жизни вечной. 

    Широко популяризируемая ныне йога обещает своим адептам быстрое достижение духовных плодов. Это очень соответствует современной ситуации, настраивая на потребительский лад, вводит в эйфорию и питает гордыню. Православная аскетическая традиция предупреждает, что путь наших отцов потребует крепкой веры и долготерпения, а наши современники пытаются схватить все духовные дары нажимом и в короткий срок. Такого рода просветление за несколько месяцев и за умеренную плату – это не то, что приемлемо для православного человека и к чему мы можем отнестись даже с согласием.

    Вставить в блог

    Протоиерей Максим Козлов: Не вижу возможности сотрудничества с госпожой Собчак

    Протоиерей Максим Козлов: Не вижу возможности сотрудничества с госпожой Собчак

    14 сентября 2012
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Наталья Лучкина, Moscow24.09.2012 18:38 #
    Спасибо, большое,теперь есть, как словами описать опасность йоги
    LIUDMILA, lITVA20.09.2012 11:24 #
    Очень ясная позиция священника.Ни прибавить,ни убавить...
    Andrew Catholic Church, Dublin19.09.2012 15:54 #
    For my regret, it's a big mistake of Pater Maxim.
    Really, he didn't know the character of this bad girl?
    May be, his passion to become the media person stir up his mind?
    Максим, Москва15.09.2012 23:24 #
    Правильно, отец Максим!
    Николай, 38 лет, Москва15.09.2012 10:44 #
    Отец Максим! Спасибо Вам, держитесь. Грязь эта и дальше будет Вас атаковать. Общаться с ними на равных, все равно, что пытаться выиграть у группы напёрсточников. Господь ждёт от всех нас твёрдости, а не соглашательства.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru