Tweet |
Поэтому один из самых известных духовников Москвы, в буквальном смысле слова отвоевавший храм и – в еще более буквальном – поднявший его из руин, священник, чьи книги о приходской жизни читает вся страна, попросил Святейшего освободить его от этого послушания…
Сложно представить, как дается человеку такой шаг, но вполне можно подсчитать, сколько времени и Патриарх, и прихожане надеялись на то, что отец Максим все же возьмется совмещать эти области деятельности.
Особую ниточку надежды духовным чадам отца Максима протягивали стоящие в притворе, замотанные в пленку Ангел Радости и Ангел Печали. Такие же венчали собой иконостас 19-го столетия, а эти сделаны в точной копии по рисункам, сохранившимся в Архитектурном музее.
Это я к тому, что, уже зная, что уйдет из храма, отец Максим развернул сложнейшую работу – замену иконостаса. Еще две недели назад он говорил с амвона, о том, что «нынешний иконостас в главных своих частях будет установлен в нижнем храме. Он был подарен нам приснопамятным протопресвитером Александром Киселевым, с наследниками отца Александра этот вопрос согласован, они понимают, что в верхнем храме будет стоять иконостас исторический, выполненный в том же стиле, что и весь храм. А этому иконостасу даже более соответсвует храм нижний, который больше похож на скромный Нью-Йоркский приход Серафима Саровского, который был расположен не в храмовой, а в обычной постройке».
Подумайте сами – можно ли за этой опекой углядеть человека, который, в общем-то, уже мог снять с себя всякую ответственность за этот храм? Нет. 17 лет изо дня в день отец Максим чуть ли не своими руками сначала ремонтировал, а потом приводил в поистине шикарный исторический вид университетский храм.
Батюшка простился с прихожанами 2 сентября, после Литургии и Молебна на начало учебного года. Не в обстановке помпезной роскоши, а как будто специально развязав «стройку». Когда Ангелы Радости и Печали будут торжественно водружены на новый иконостас, отец Максим будет здесь уже гостем. Самым любимым, самым долгожданным, самым родным.
А сегодня - прощальные слова батюшки и ответные слова нового настоятеля – протоиерея Владимира Вигилянского.
Святейший Патриарх Кирилл определил мне быть настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, большинству из вас знакомому, так как до той самостоятельности, которую он приобрел теперь, этот святой храм был приписан к домовому храму МГУ.
Вместе со мной в храме Серафима Саровского будут служить священник Александр Стародубцев и диакон Димитрий Каширин, которые сейчас вместе со мной прощаются с Татианинским храмом. Сегодня мы в последний раз служили здесь как штатные клирики этого храма, и отныне будем служить здесь по приглашению настоятеля – протоиерея Владимира Вигилянского.
Священник Павел Конотопов и диакон Александр Растворов естественным образом возвращаются в клир, из которого они никогда и не выходили – служащих здесь, под сводами храма святой мученицы Татианы. Я также молитвенно, от всей души желаю отцу Иоанну Лапидусу – определенности и твердого служения в качестве штатного клирика Патриаршего града Москвы.
Я надеюсь бывать здесь гостем и в Татьянин день, и в другие праздники и будни, но сегодня, как пока еще настоятель, хочу обратить внимание на формальный момент, который важно озвучить. Все эти решения состоялись именно потому, что я просил Святейшего Патриарха освободить меня от послушания в качестве настоятеля в храме святой мученицы Татианы. Когда мне была определена в качестве церковно-административного труда ответственная должность в Учебном Комитете, я попросил у Святейшего несколько месяцев для того, чтобы понять, сочетаема ли она с настоятельским служением именно в этом храме. И, оставаясь честным перед Богом, священноначалием и вами, должен был сказать Патриарху, что это невозможно.
Невозможно одновременно исполнять все те многоразличные и непростые обязанности, которые связаны с деятельностью Учебного Комитета и быть реальным, а не номинальным настоятелем храма Московского университета. Прихода большого, разностороннего, непростого, предполагающего многогранные стороны деятельности.
Я очень рад, что настоятелем храма святой мученицы Татианы назначен отец Владимир. Для него это тяжелый крест – и в связи с необходимостью заниматься строительством и другими важными трудами в храме при гимназии святителя Василия Великого, да и просто по возрасту.
Но, с другой стороны, кто, как не отец Владимир, который прошел весь путь жизни этого храма – от осени 1995 года, является самым естественным преемником в качестве настоятеля? Я искренне надеюсь, что Господь благословит труды дорогого батюшки добрыми и благими плодами.
Я не прошу вас любить отца Владимира – потому что вы его и так любите! К тому же любовь – это не то, о чем можно попросить. Я прошу вас хранить должное церковное послушание настоятелю храма святой мученицы Татианы. Ибо любовь без послушания есть безобразие, а послушание без любви есть мертвечина. А если будет и любовь, и послушание, то все будет так, как должно быть в Церкви Христовой. И я верю, что так здесь и будет. И будет даже лучше, чем в истекшие 17 лет.
Когда завершаются совместные труды, полагается подводить какие-то итоги. Я не буду сейчас делать “отчета” о проделанной работе, говорить какие-то возвышенно-приличествующие случаю слова, но я знаю, что я сделал и чего я не сделал. Индивидуально есть люди, которые были мною обижены, и я и они об этом знаем. Посему мне хотелось бы сказать очень коротко: к сожалению, я не мог вас научить тому, чего сам не умею. Я не мог вас научить глубокой духовной жизни и настоящей внутренней глубокой молитве.
В какой-то момент я даже с некоторой скорбью стал понимать, что очень часто в этот храм людей собирает исключительно обстановка сердечности и душевной теплоты, конечно, помимо того важнейшего, что есть в любом храме.
Расставаясь с вами, я бы хотел сказать, что это ни в коем случае не должно быть тем, что собирает вас здесь. Это хорошие вещи: сердечная теплота, человеческая отзывчивость, душевность, вежливость, но Церковь – она не ради этого. Церковь – ради того, чтобы мы спасались во Христе Иисусе, Господе нашем.
Я желаю вам помнить это, и всякий раз спрашивать себя: “Я иду в конкретный приход и в конкретную Церковь ко Христу или ради человеческого сопровождающего?” Не забывайте, что ни в коем случае нельзя подменять человеческой хорошестью – всегда относительной – то, что в Церкви есть главное и настоящее.
Прошу вас нас с отцом Александром и отцом Димитрием молитвенно поминать, тут уж без всякого лишнего пафоса вспомним слова святителя Филарета, что молитвенное общение - лучшее из общений. Это действительно так, в нем мы друг другу только помогаем, и никак не повреждаем. Во всяком другом общении мы часто приносим друг другу тот или иной урон, в молитвенном общении - только пользу.
Обещаю, если не индивидуально, то соборным образом, столько, сколько Господь даст мне жизни – молиться за тружеников, клириков и прихожан храма святой мученицы Татианы.
Дорогой отец Максим!
Я хотел бы со многим, сказанным Вами, пополемизировать, что-то добавить, но я оставлю это, и скажу лишь то, что в первые годы жизни нашего прихода Вы позвали к нам своего духовного наставника протоиерея Александра Егорова. И, представляя его нашим прихожанам, сказали, что “Господь ему даровал не быть настоятелем, а всю жизнь прожить вторым священником. Это было великое благо, особое благоволение Божие человеку, у которого нет хозяйственных, административных, дипломатических обязанностей. А есть прихожане, пастырство и предстояние перед Богом”.
Так вот всякие неудачные случаи, связанные с мои настоятельством, я считал благословением Божием, даже не знаю за что данным. Но, оказалось, что нет. Нет такого благословения – просто быть пастырем и молитвенником. Более того – Господь сделал меня настоятелем аж двух храмов! В конце жизни это, мне кажется, даже слишком… Видит Господь, что я этого не искал!
Но человек предполагает, а Господь располагает. Я беру на себя эти обязанности по послушанию. Когда меня Патриарх спросил, готов ли я, что я мог ответить? Я сказал ему то, что есть на самом деле: “Как благословите!” Тут от меня уже ничего не зависело, какую-то свою волю я к этому не прикладывал. Так что я вопреки ничего не глаголю, но грущу.
Грусть эта в первую очередь от того, что уходит отец Максим, который создал уникальный не приход, а общину – я уже писал об этом в день 20-летия его священнической хиротонии.
Батюшка передает мне свое детище, готовое дело. Если вы присмотритесь, то заметите, что наш приход повторяет структуру Церкви по разным Синодальным отделам. У нас есть все! Разве что Межсоборного присутствия не хватает! Это уникально! Хотя, казалось бы, такое должно быть в каждом храме, но на деле в других храмах этого всего просто нет…
Дорогие прихожане! Об одно хочется вам напомнить! Отец Максим не уехал, как некогда отец Иоанн, в ЮАР, добраться до него очень просто!
Отец Максим, а Вам выражаю огромную благодарность от клира и прихожан за все те уроки, которые Вы нам дали!
ФОТОХРОНИКА, 2 сентября 2012 года
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!