Tweet |
Пятница, 8 июня
Мы встречаем Святейшего рано утром в Аэропорту Ларнаки. И пока всё, кроме очень длинной красной ковровой дорожки и загорелых кипрских коллег, больше напоминающих счастливых пляжников, суетящихся вокруг представителей пресс-службы Московского Патриархата, кажется до боли знакомым. В ноутбуках и телефонах — Фейсбук, в разговорах — московские «скандалы, интриги, расследования».
И тут ко мне подходит кипрский священник и спрашивает: «А Вы Полина с “Татьянина Дня”?» Отвечаю утвердительно (и безумно обрадовавшись) и узнаю в нем друга по уже поминаемому Фейсбуку. Правда, поговорить нам не удается, потому что Патриарх с делегацией прибыли.
«Наши отношения всегда были больше, чем братскими», — говорит, встречая Патриарха Кирилла, архиепископ Кипрский Хризостом. И я, огладываясь на случайно встреченного друга по интернету и брата по вере, охотно верю в эти слова. Которые подтверждает и Святейший, прямо говоря о том, что приехал еще раз наглядно продемонстрировать дружбу между Россией и Кипром. Святейший многократно бывал здесь до того, как стал Патриархом, но это его первый первосвятительский визит на остров, во время которого он обсудит вопросы восстановления единства Кипрского государства.
Проблема Кипра известна всем — в середине 70-х турки оккупировали 38 процентов земель, которые до сих пор находятся за так называемой зеленой линией.
Были разрушены православные храмы, поруганы святыни. Его Святейшество, будучи еще председателем ОВЦС, активно занимался этой проблемой и много помог киприотам, за что они до сих пор без устали благодарят нашего Патриарха.
Обсуждая текущие дела Церквей в Синодальной палате (в рамках торжественного заседания Священного Синода), Святейший рассказал, что Русская Церковь активно создает новые епархии, чтобы приблизить епископов к народу и реальной приходской жизни. И очень порадовался, что этим же путем идет и Кипрская Православная Церковь, создающая новые митрополии. Однако лейтмотивом встречи, опять же, стала главная боль кипрского народа — оккупация, невозможность жить в родительским домах, свободно передвигаться по своей земле, молиться в своих храмах, не наблюдать издевательств над своими святынями.
В самый зенит Патриарх отправился в Центральную тюрьму Никоссии, где отслужил литию по борцам за свободу Кипра. Здесь похоронены 13 бойцов, которые были повешены и убиты.
У меня остались очень смешанные чувства от этого места.
С одной стороны — понятная и объяснимая боль за народ, который подвергся варварскому нападению, за людей, которые, защищая свою Родину, были повешены. Нам продемонстрировали одиночные камеры смертников, могилы. Под палящим пятидесятиградусным солнцем наш Патриарх служил литию, поименно поминая их всех.
С другой стороны — вспомнилось Бутово. И рассказы о том, в каких камерах сидел наш бедный народ. Может ли киприот, показывающий отдельную комнату с убогим, но деревянным лежаком и отдельной уборной представить себе казематы, в которых буквально гноили наших новомучеников и простых людей? Возможно ли назвать их поименно? Возможно ли захоронить их останки? Риторические вопросы…
Образы многострадальных России и Кипра переплетаются на этой благословенной земле (ради Бога, простите за высокий стиль и пафос) воедино — и быть здесь в другом настроении просто нельзя.
Много больше — 450 человек — захоронено на воинском кладбище «Тимвон Македонитиссис», которое образовалось на месте падения греческого военного самолета Национальной гвардии. Он упал тогда, когда турецкие войска вторглись на территорию Кипра 20 июля 1974 года. Здесь Святейший также отслужил заупокойную литию.
К вечеру меня, грешницу, стал мучить вопрос: «Как все это возможно?» Долгие переезды, палящий зной, переоблачения, молитвы, речи. Причем не по бумаге, а искренние, в которые, мы знаем, вкладывается душа, что, в свою очередь, отнимает много сил. Кажется, что Патриарх хотел утешить каждого киприота, встреченного на своем пути.
В обгоревшей голове стали крутиться сумасшедшие идеи приставить к Святейшему группу так называемых «недовольных». Пусть посопровождают разок — попробуют подсчитать трудочасы, все те подарки, которыми буквально заваливают Патриарха на пути его следования. Думаю, любой, даже самый агрессивно настроенный, человек сделает единственно правильные выводы.
Впрочем, я отвлеклась, а мы тем временем добрались до вечера, который Святейший Владыка встретил в женском монастыре св. Ираклидия.
Привычная, но каждый раз хватающая за живое атмосфера ожидания народом Святейшего Патриарха Кирилла чувствовалась здесь как нигде. Кажется, я получила ответ на свой вопрос — силы Патриарха в молитве его паствы. Кстати, я заметила, что он часто просит этих молитв — почему-то раньше эти важные слова проходили как будто мимо меня.
И вот это открытие — что каждый из нас должен молиться за Святейшего, а не просто заученно поминать его в молитвах — пришло почему-то именно на Кипре и закрепилось репликой одного светского, невоцерковленного журналиста, который подошел к организаторам и попросил в одном из помещений убавить мощность кондиционера: «Вы понимаете, Патриарх с жары войдет — это же такой перепад!» Возможно, эта услышанная бытовая ремарка к делу ни разу не относится. Хотя, если считать нашим основным делом — спасение, то, наверное, относится и напрямую.
Впрочем, мы в монастыре. Патриарх пробыл тут очень долго, и уже в темноте произошло, мне кажется, знаковое событие. Многолюдная семья архимандрита Ефрема благодарила Святейшего за его высокое ходатайство на государственном уровне. «Вы дерзновенно и самоотверженно направили письмо президенту Греции, просим Вас принять безграничную любовь и благодарность за Ваше участие в испытании нашего брата архимандрита Ефрема». «Я поступил как обычный православный христианин», — сказал Святейший.
Суббота, 9 июня
С утра Патриарх пребывает в культурный центр.Очень близко — зеленая линия, за которой оккупированные земли. Журналистов просят не снимать «в ту сторону» и уж тем более не включать вспышки — в ответ могут стрелять. Не потому, что фотоаппарат чему-то (да и нечему! — там просто разваленные от времени здания) повредит. Просто это повод «привлечь любое внимание» и раздуть очередной скандал, что «на руку оккупантам».
Зеленые лини как будто специально и не обозначены — туристы забредают туда случайно, всех выпускают, «использовав» инцидент в свою пользу.
Святейший поднимается на смотровую площадку и смотрит в бинокль на Фамагусту.
Через некоторое время, в храме Константинско-Аммохостской митрополии, в месте, связанном с апостолами Павлом и Варнавой, в своем слове он скажет, что, оказывается, бывал в Фамагусте ровно 40 лет назад (за два года до военных действий), сопровождая покойного Патриарха Пимена (тогда Святейший был молодым архимандритом).
«Я вспоминаю цветущую Фамагусту, замечательных трех монахов-иконописцев, которые встречали нас дружелюбно и ласково. Я вспоминаю Свято-Никольский кафедральный собор, красивые дома Фамагусты и прекрасную природу. Сегодня, взирая на Фамагусту, я видел совершенно иную картину. Я понимаю, какая это рана на теле каждого киприота. Особенно для тех, кто родился и жил в этих местах». «Русская Православная Церковь будет осуществлять свое миротворческое служение, в том числе имея перед взором опустошенную Фамагусту».
Слова Святейшего дважды прерывались бурными аплодисментами. Запомнился и подарок Святейшего (подарки он оставлял везде: в основном, это иконы Божией Матери, специально отлитые памятные наперстные кресты и панагии). Но тут Святейший решил оставить для молитвы икону блаженной Матроны Московской. Кратко рассказав историю о том, что старица жила в безбожные времена, а сейчас тысячи москвичей и паломников воздыхают у ее мощей, Патриарх сказал: «Я надеюсь на скорое совершение Божественной литургии в кафедральном соборе святителя Николая в Фамагусте».
Вечером Святейший заложил первый русский храм на Кипре — святителя Николая в Лимассоле. Он сказал, что это его многолетняя мечта, и поблагодарил все тех, кто потрудился, чтобы приблизить этот день.
Перед закладкой камня я вдоволь наговорилась с соотечественниками, которых в Лимассоле очень много, как и русской рекламы, одна из которых запомнилась особо: «Пусти корни в Лимассоле!» Так вот — корни тут пустили тысячи и тысячи, среди которых можно выделить три группы: русские жены киприотов; работники зарубежных компаний; богатые русские.
Всех их на чужбине объединяет Православие, поэтому храм там ждут уже 20 лет! Сейчас община собирается в храме Кипрской Православной Церкви, есть часовня у места будущего строительства, которой руководит русский священник Виктор Зогий.
Батюшка находится в командировке уже 6 лет, он создал дружную общину. В основном, это женщины. Что бросается в глаза — они в массе своей очень красивые, с грустью в глазах. Их кожа не отливает бронзой (т.е. они явно не проводят все свое время на манящем нас море), и о причине своего переезда они рассказывать не стремятся. Просто говорят: «Я тут с такого-то года».
Никогда не уйдет из моей памяти картина дряблой, но наряженной киприотки со вставным глазом, пробирающейся через кордон — прямо к Патриарху Московскому и кипрским архиереям. Я увидела то, что больше не увижу никогда: перед уверенностью в глазах — выцветшем настоящем и голубом вставном — без слов расступились работники ФСО. Низко поклонившись им, старуха посмотрела на священноначалие, перекрестилась на образ Николая Чудотворца и вышла обратно — в толпу. Там она разрыдалась, ее подхватила молодая многодетная русская женщина и, представившись невесткой киприотки, госпожи Галатии, перевела то, что сказала мадам: ее мечта осуществилась, она «увидела русского Патриарха, благодаря которому Греция стоит на ногах».
После закладки Святейший изменил свою программу, захотев увидеть тот храм, где русские молятся сейчас. По пробкам, на ходу расчищаемых местной полицией, Патриарх добрался до храма в скромном районе Лимассола, где его впервые никто не встречал...
Зато провожал! Уже через 5 минут «народное радио» собрало тут сотни человек!
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!