Tweet |
Диавол умен - говорят всегда. Нет, в том-то все и дело, что диавол бездонно глуп и что именно в глупости источник и содержание его силы. Если он был бы умен, то он не был бы диаволом, он был бы давно «во вретище и пепле» покаялся бы. Ибо восставать против Бога - это, прежде всего, страшно глупо. В каком-то из своих романов Сименон устами Мегре замечает, что совершает преступления, убивает только глупый: до чего же это верно... Все то, что составляет сущность зла: гордыня, зависть, ненависть, желание «свободы» («будете, как боги» (Быт. 3:5) - все от глупости. Сталин - глуп, Ленин - глуп, Мао - глуп. Ибо, действительно, только метафизический дурак может быть так стопроцентно одержим будь то одной идеей, будь то одной страстью. Только вот глупость, потому что она - упрощение, потому и сильна, «голь на выдумки хитра». Весь «падший мир» - это «глупость, хитрая на выдумки». Глупость - это самообман и обман. Диавол «лжец есть искони» (Ин. 8:44). Он извечно врет и себе, и другим. И это упоенное вранье кажется умным потому, прежде всего, что оно быстро «удовлетворяет». Глупость всегда самодовольна, а самодовольство импонирует. Что, в конце концов, смешнее сейчас, чем идиотское казенное самодовольство коммунизма? Но ведь вот действует. Можно сказать, что в падшем мире преуспевает глупость, раз и навсегда самодовольно и нагло заявившая, что она умна, одевшаяся в «ум»...И именно потому и христианство, и Евангелие начинаются с «metanoia» (покаяния - греч.), «обращения», «транспозиции» ума, с поумнения в буквальном смысле этого слова. И потому, наконец, так страшно, когда «религия», возрожденная Христом, наполнившаяся снова «светом разума» и ставшая «словесной службой», снова и снова выбирает глупость. В современной религии самое страшное - новое восстание против Логоса. Потому так много в ней - на руку диаволу.
Ум может «поглупеть». Глупость поумнеть не может. Ей нужен ум, но от ума она берет только его «механизм», его «хитрость», уменье (ведь даже застрелить человека нельзя без уменья). Этой роли, собственно, и подчинился современный ум, в этом его поглупение и падение. Он принял от глупости, что роль его в как и никогда не в что, убедил себя сам в этом и стал с восторгом служить глупости. Стал ее «умом», ее «мотором», ее «успехом». Ум снабжает всякую глупость alibi, ибо он всегда готов, всегда умеет одеть ее в умное обличие. Он даже умеет (ибо в том-то и дело, что он все умеет) подлинное умное представить «глупым».
Сущность веры не в отрицании «ума» (который-де от диавола). Отрицание ума есть высшая и последняя победа диавола, торжество глупости в чистом виде, ибо с «отрицания ума» начинается сам диавол. Сущность веры в исцелении ума, в освобождении его от покорившей его себе глупости. Но если трагедия и грех ума состоят в его порабощении глупостью, то трагедия и грех религии в том, что только в ней и через нее сохранились и сохраняются, если так можно выразиться, чистые дураки, то есть те, кто со страху отождествляет диавола именно с умом и для того, чтобы отделать от диавола и бороться с ним, начинают с того, что отказываются от ума, изгоняют его из веры.
Бессознательно, конечно, но думают они, в сущности так: если диавол умен, то вера должна быть глупа. А так как дьявол глуп, то в этой глупой вере снова торжествует он... Религия столь же восторженно соглашается на противопоставление веры и разума, упивается собственной «иррациональностью», чувствует себя хорошо, где угодно, только не в «разуме»...И вот в мире и над миром царствует «князь мира сего», а в переводе на более простой язык: Дурак, Лгун и Мошенник. Не пора ли ему сказать открыто и перестать верить в то, чего у него нет: в его ум?"
Среда, 13 октября 1976
Прот. Ал. Шмеман. Дневники 1976-1983. М., 2005, сс. 298-299
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!