rss
    Версия для печати

    Кубань: «Мракобесы» против «экспериментатора»

    Известного галериста Марата Гельмана преследуют скандалы. Очередной из них произошел в Краснодаре, куда Гельман, в рамках предполагаемого открытия «Центра современного искусства», привез выставку “Icons”. Краснодар – уже третий по счету центр российского региона, где Гельман осуществляет свои художественные эксперименты. Предыдущие гельмановские проекты в Перми и Новосибирске оборачивались крупными скандалами и протестами общественности.

    Создание Гельманом «Музея современного искусства» в Перми вызвало целую волну критики в адрес властей, в частности по поводу расходования колоссальных бюджетных средств на этот сомнительный проект. В Новосибирске, где в рамках выставки под громким названием «Родина» предполагалось разместить такие, с позволения сказать, «произведения искусства», как обезьяна, одетая в военную форму с ветеранскими орденами, банки с клизмами, символизирующие храмы с куполами, карта России из половых тряпок, православные кресты из колбасы и так далее, областной департамент культуры запретил размещать выставку в здании новосибирского краеведческого музея, а затем владелец помещения, куда переехала выставка, разорвал договор аренды.

    Потерпев неудачу в Новосибирске, Марат Гельман поехал осваивать под свои проекты новые регионы. Экспериментальным полем должен был стать Краснодарский край, известный своими консервативными настроениями. Гельмана на Кубань пригласил губернатор края Александр Ткачев, который хочет превратить Краснодар в южную столицу современного искусства, что, по его мнению, позволит привлечь в край дополнительные инвестиции. При этом Гельман не внял просьбы проявить уважение к православным верующим Кубани и не затрагивать религиозную тематику. Первым проектом в рамках создания «Музея современного искусства» в Краснодаре должна была стать выставка под претенциозным названием “Icons”.

    Спринцовки Гельмана, ФОТО Т.Зубковой. ИА Спринцовки Гельмана, ФОТО Т .Зубковой. ИА Живая Кубань

    Первым тревогу забил правящий архиерей соседней епархии, епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, обратившийся к краснодарскому губернатору Александру Ткачеву «не допустить готовящихся выставок скандально известного Марата Гельмана в городе Краснодаре», поскольку «творчество Гельмана не имеет никакого отношения к подлинной культуре и направлено на возбуждение межрелигиозной и межнациональной розни».

    Сама Екатеринодарская епархия отреагировала более сдержанно. «Марат Гельман неоднократно заявлял о том, что его выставки идут в русле диалога культуры с Церковью, – отмечается в заявлении пресс-службы Екатеринодарской епархии. – На уровне нашей Екатеринодарской и Кубанской епархии ни официально, ни каким-то другим образом приглашения к диалогу мы не получали. В том числе и на выставку. Потому комментировать ее у нас пока нет возможности».

    И все-таки скандала при открытии выставки избежать не удалось. 15 мая, в день предполагаемого открытия, у входа собрались несколько сотен человек – православных верующих, представителей казачества, общественных организаций и политических партий, среди которых выделялись КПРФ и ЛДПР. Протестующие заблокировали вход в выставочный зал, для их разгона было использовано полицейское подкрепление. Несколько протестующих были задержаны. Участники митинга встретили Марата Гельмана свистом и криками «Гельман, вон с Кубани!».

    Так встречали Гельмана на Кубани, ФОТО: Комсомольская правдаТак встречали Гельмана на Кубани, ФОТО: Комсомольская правда

    Настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» протоиерей Алексий Касатиков (одетый, впрочем, в мирскую одежду – без рясы и креста), подбежал к Гельману и плюнул ему в лицо, объяснив свой поступок актом перформанса – желанием «поприветствовать галериста в соответствии с лучшими традициями современного искусства, которое отрицает и перечеркивает духовные принципы, взращиваемые православием веками». Дело кончилось тем, что в выставочный центр позвонил неизвестный и сообщил о заложенной бомбе. Информацию о том, что открытие выставки не состоится, собравшиеся встретили ликованием.

    Выставка “Icons” все-таки открыла двери для посетителей. В ходе общероссийской акции «Ночь музеев» на выставку бесплатно пускали всех желающих. Автор этих строк, подобно протоиерею Всеволоду Чаплину и краснодарскому губернатору Александру Ткачеву, не усматривает в этой выставке следов какого-то целенаправленного кощунства (за исключением «Деисусного чина» Александра Сигутина в абстракционистском стиле, что можно смело называть открытым глумлением над православным каноном). Некоторые экспозиции лично мне даже показались весьма интересными, в частности, знаменитая картина Гора Чахала «Имя Бога», фрагмент инсталляции Константина Худякова «Deisis/Предстояние», где были представлены лики Иисуса Христа, Адама и Андрея Рублева, или работа Николая Макарова «Святые».

    ФОТО: ura.ruФОТО: ura.ru

    Эту выставку можно было бы провести и даже заручиться содействием Православной Церкви, ведь есть опыт подобных выставок, как «Двоесловие/Диалог» в храме святой Татианы при МГУ. Вся проблема только в одном – а именно в личности Марата Александровича Гельмана, имя которого прочно связано с самыми скандальными и кощунственными «художественными» акциями. Диалог вряд ли получится, пока «спикерами» современного искусства будут выступать люди, подобные Марату Гельману. Судя по высказыванию Гельмана о Краснодаре «если мракобесие не грохнуть на его родине – счастью не бывать», конструктивного разговора не получится.

    Видимо, прав губернатор Ткачев, заявивший, что работа по превращению Краснодара в центр современного творчества продолжится «скорее всего, без Гельмана». Но, кроме Краснодара, в России есть и другие регионы. Какой город изберет скандальный галерист для своих следующих экспериментов?

    Вставить в блог

    Кубань: 'Мракобесы' против 'экспериментатора'

    Кубань: «Мракобесы» против «экспериментатора»

    22 мая 2012
    Известного галериста Марата Гельмана преследуют скандалы. Очередной из них произошел в Краснодаре, куда Гельман, в рамках предполагаемого открытия «Центра современного искусства», привез выставку “Icons”. Краснодар – уже третий по счету центр российского региона, где Гельман осуществляет свои художественные эксперименты. Предыдущие гельмановские проекты в Перми и Новосибирске оборачивались крупными скандалами и протестами общественности.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Коля, Москва25.05.2012 4:54 #
    Современное искусство это один из приемов "глобализации" и "уравниловки". Совр.искусство отвечает в данном случае за смену моральных ценностей, (читай полное размывание границ общественной морали), за которым следует давление на традиционные ценности, конкретного региона или страны где оно распространяется. Традиционное при этом выставляется на посмешку как "старье".
    Есть честные, и так сказать чистоплотные художники. Которые осознают всю ответственность своих действий, и воздействие своих произведений на окружающих
    А есть бездари, которые неумение скрывают под маской "эксперимента" или "сенсации", "прорыва". Их любимые темы это политика, религия, секс. Именно таким очень легко прикрываться маской "современного искусства". И как раз таким помогает Гельман. Другие галеристы России кстати не столь падки на треш и сенсации. Назовем эту любовь к скандалам "национальной особенностью" Марата.
    "...ну что вы, вы же ничего не понимаете в искусстве посмотрите на западные музеи" скажут вам как бы ценители. Запад все это уже давно прошел с "говном в консервной банке" и "писсуаром" в музее и подобными реди-мейдами. Теперь выставляют на созерцание огромные блестящие шары, либо наоборот куски мятого ржавого железа. Это должно вызывать у зрителя чувства. У нормального человека никаких чувств кроме недоумения " как он эту х-ню вообще сотворил" оно вызывать не может. И тут же его назовут профаном и не разбирающимся в совриске.
    Вот такая простая схема и Краснодар здесь очередной пример.
    Сергей, С.-Петербург25.05.2012 1:17 #
    Спасибо Кубани за урок Гельману - это ведь только перфоманс! Такой язык доходит быстрее и сразу отрезвляет. Вразумится ли галерист?
    Мария, Москва25.05.2012 0:26 #
    Когда люди, ничего не понимающие в современном искусстве, не видящие его связи с классическим и не способные дать себе труд проследить долгий и тернистый путь его развития, не готовые признать, что среди сотни поделок может быть и один шедевр (так было всегда, просто поделки прошлого канули в лету и остались одни шедевры, а в ситуации современного искусства отсеивание "плевел" происходит на наших глазах, долго и мучительно) рассуждают об искусстве,

    выглядит это так же глупо, как когда некоторые журналисты рассуждают о том, почему Церковь проповедует бедность, но стремится украшать храмы, или, например, почему женщине нельзя быть священником.

    Незнание предмета, передёргивание фактов, подмена понятий и отсутствие навыков дискуссии.

    Не хочу оправдывать всё современное искусство - в нём много спорного, каждый случай можно отдельно разбирать. Но говорить, что оно априори безнравственно, потому что "чёрный квадрат" - это всё равно, что открыть Библию на той странице, где рассказано про золотого тельца и есть иллюстрация, и говорить, что Библия проповедует поклонение идолу. Или, увидев на экране телевизора киношного бандита, звонить в полицию, потому что убивают же!
    muzmaker, Сочи23.05.2012 8:16 #
    1 декабря 1962 года в Москве, в Манеже, состоялась выставка произведений художников-авангардистов под названием "Новая реальность", приуроченная к 30-летнему юбилею Московского отделения Союза художников СССР. На выставке демонстрировалось более 2 тысяч произведений. Выставку почтил своим присутствием тогдашний глава СССР Никита Сергеевич Хрущев. Сопровождали его высокопоставленные партийные работники и члены правительства: Михаил Суслов, Александр Шелепин, Сергей Павлов, Екатерина Фурцева. Хрущев, осмотрев выставку, сказал следующее: "Слушайте, вы педерасты или нормальные люди? Это педерасты в живописи! Что вы на самом деле! Копейки мы вам не дадим! Вот все, кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, вы завтра получите паспорта и на дорогу! Да, да, уезжайте!". "Надо навести порядок. Что мы вот с этой мазней пойдем в коммунизм?" "Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это извращение, это ненормально". "Многое - мусор. Да. Надо чистить Мы не можем мимо пройти, знаете, как наблюдатель, знаете, как на берегу стоит человек и смотрит: вот, плывёт, значить, и хорошее, и дерьмо плывёт." "Как же ты, такой красивый молодой человек, мог написать такое говно?" А я понимаю Н Хрущева - он выделил немалые деньги на организацию выставок молодых авторов, а получил Черный квадрат. Кто бы вспомнил про это удивительное полотно, если бы не Хрущев? Кстати, а гомосексуальный скандал в богемной среде тогда тоже имел место. На этой выставке Гельмана, скандальных работ не было, но репутация идет впереди автора. Гельман на Кубани? – как-то провокационно. Плюнули в рожу?... А могли и кнутом приложить.
    Татьяна Сломова, Кропоткин23.05.2012 1:05 #
    "За Державу обидно"! Почему власть позволяет людям, подобным Гельману, глумиться над культурой и нравственными устоями государства?!
    Галина Шуркина, Красноярск22.05.2012 21:54 #
    Русь Святая, храни Веру Православную!

    ИСКУССТВО ИЛИ КОЩУНСТВО?

    Как распознать нам, где искусство,
    А где хула или кощунство,
    Или халтура и мазня?
    Да это видно же, друзья!
    Покажет нравственное чувство,
    Где настоящее искусство,
    А где гордыня, эпатаж
    И разглядит насмешку, шарж
    Там, где небрежною рукой
    Начеркан образ нам святой.
    Дитя рисует неумело,
    Но тут совсем другое дело,
    Когда в душе благоговенье,
    Оно живет в изображенье.
    А если делать купола
    Из клизм-спринцовок – тут хула,
    Кощунство сразу всем видны,
    Так, значит, различаем мы,
    Где настоящее искусство,
    А где базар, расчет и с хрустом
    Сминаются в руках купюры,
    И одиозные фигуры
    Все, что угодно им, творят,
    Но рты они не затворят
    Тем людям, у которых есть
    В душе свобода, совесть, честь
    И Божье нравственное чувство
    Отсечь халтуру от искусства.

    2012г.

    Храни вас Бог!

    Юлия, Краснодар22.05.2012 20:45 #
    Согласна с Юрием. Ткачеву нужно и первый псалом прочитать, и помнить, что не все в жизни покупается и продается. И знать, что Закон Божий превыше всех законов. За что арестовали защитников веры православной полицейские? Мы все под Богом, помните об этом, Ткачев, когда вам плохо и вы приходите к о. Амвросию. Благословил ли он вас на проведение выставок Гельмана ? Его работы - Соддом и Гоморра. По Божьей воле , вы Ткачев, стали губернатором , у вас была власть не допустить или предотвратить глумление над иконами, над святостью и нравственностью. А вы не сделали этого. Господь проверял вас. Жалею, что голосовала на выборах за вас.
    о.Николай, Челябинск22.05.2012 12:56 #
    Творчество Гельмана - это показатель деградации человеческой культуры. Ведь инсталяция в искусстве - это желание создать творение искусства при полной бездарности, пустоте души и отсутствия самой культуры. Ведь этот человек должен понимать, что используя церковные образы в искусстве и архитектуре, он занимается откровенным плагиатом, т.е. художественным воровством. При этом, создавая образы, он стремится дотянуться до красоты христианского искусства, либо пытается её использовать в своих целях, чтобы угодить своему эгоизму. Но ведь это и есть показатель бездарности, когда человек не может придумать своего и использует чужое, выдавая за своё. Это равносильно тому, чтобы переписать "Войну и мир" Толстого на свой лад. Но на это он не пойдёт, потому что будет слишком заметна бездарность его искусства. А что касается его "искусства", то Бог поругаем не бывает. Бог не оставит безнаказанным любого, кто будет Его образы, образы святых Его и Церкви использовать для собственного разврата. Человек с развращённой душой жить не будет, если не прекратит и не покается, т.е. если не исправит себя.
    Юрий, Краснодар22.05.2012 11:31 #
    Не мешало бы нашему губернатору прочитать первый псалом , это к нему Святой Дух обращается. Жаль , что мы оказались достойными слепого вождя. Ткачев обранил свою честь - н а в с е г д а !

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru