Tweet |
Креативщик, а попросту говоря, творец живет в каждой женщине, важно обнаружить его в себе и поставить перед ним вполне решаемые задачи. Придумывать варианты занятий с ребенком – несложно, это можно сделать такой же привычкой, как планировать меню на неделю для семьи. Даже если муза не посетила вас с утра, можно использовать специальные «креативные технологии» - удобные вам «зацепки». Итак, за что же мы можем зацепиться в нашем поиске идей?
Заранее надо придумать тему занятия. Если вы не действуете согласно плану («Сегодня проходим тему «Одежда», завтра – «Транспорт» и т.д), то ее вам подскажет календарь, погода за окном, только что просмотренный мультик или прочитанная малышу вслух книга. Количество тем уже не поддается подсчету. Теперь умножим его на количество способов исполнения. Это может быть рисование, лепка, аппликация, комбинация из этих трех видов детского творчества. Это может быть игра-квест, любой вид театрализованного представления, спортивно-танцевальный марафон, математическая или естественнонаучная задача. Темы, умноженные на способы, это поистине неисчерпаемый источник. Высшим пилотажем здесь являются тематические недели и месяцы, когда на одну тему, достаточно узкую, вы каждый день предлагаете малышу интересные и разнообразные задания. На начальном этапе лучше записывать все возможные варианты, так будет проще расшевелить собственную фантазию.
«Я всегда знал, что моя мама – волшебница»
Но есть и еще один путь. Наверняка любой хозяйке знакома ситуация, когда надо приготовить обед, а в холодильнике – шаром покати. Порой диву даешься изобретательности, которую она проявит в этом случае. И семью накормит, да еще и похвалы и благодарности заслужит.
По этому же принципу – идти от того, какие материалы имеются у нас в наличии – можно придумывать развлечения для ребенка. Скажем, вы моете посуду, и вдруг на глаза попадается пластмассовая крышечка от ненужной банки. А на дворе – Масленица. Ну что ж, будем печь блины! Вы приклеиваете к этой крышечке старый ненужный фломастер – вот и готова сковорода. А блины вырезаете из бумаги. Каждый блинчик необходимо раскрасить, чтобы он был румяным и вкусным, а это уже прерогатива вашего ребенка. Вот так вы и порисовали, и игрушка новая появилась, и выбросить ее не жалко, когда ребенку надоест. Но и не это здесь самое главное. А главное то, что малыш своими глазами видит, как обычная, ненужная вещь вдруг, словно по волшебству, становится желанной игрушкой. А значит, мама точно волшебница, хоть и не признается в этом.
Вероятно, многие уже готовы уличить автора: «Как-то у вас все слишком гладко написано: или ваш вышколенный ребенок всегда послушно все выполняет, или вы приукрашиваете». Ни то, ни другое. Ребенок обычный, который иногда лучше будет в сотый раз перекладывать с места на место своих кукол, чем вместе с мамой займется воплощением с таким усердием производимых ею идей! Что же, замолкаем и отступаем, откладываем. Не поленимся лишь проанализировать ситуацию: произошло ли это просто по нежеланию ребенка или я, взрослый, недостаточно хорошо подготовился или недостаточно вдохновился и не сумел заразить желанием творчества свое чадо?
Заблуждается тот, кто ищет в этих текстах готовых схем. В деле домашнего воспитания, в отличие от воспитания дошкольного и школьного учреждения, таковых быть не может. Как писал в прошлом веке известный педагог Симон Соловейчик, «чем меньше детей – тем труднее, а не легче работа воспитания». Группа организует себя сама. Ребенок дома, особенно единственный, может просто не хотеть делать конкретное дело в конкретный момент, и это надо учитывать и уважать. Каждая минута с ребенком – это момент творчества, а потому, как было заявлено выше, каждая мама просто обязана овладеть профессиональными навыками креативщика. Чтобы, если вдохновение подводит, а малыш готов к совместной деятельности, произвести на свет идею, подобно Деду Морозу, достающему из мешка сюрпризы под восхищенные взгляды детворы.
Любые профессиональные навыки требуют ежедневной отработки. В этом и заключается корысть автора, публично упражняющегося каждую неделю на страницах Татьянина дня.
Отправляемся в путешествие
А вот и долгожданный квест! Приурочим его к дню памяти «Державной» иконы Божией Матери. Рабочее название – «Здравствуй, Россия!» - позаимствовано у авторов одной хорошей настольной игры.
Подготовка будет достаточно масштабной. Вам понадобится карта России – политическая или физическая. Еще более выигрышным вариантом будет нарисовать - более или менее приблизительно – границы нашей страны на листе ватмана. Мамы, которые все делают в последний момент, могут вполне обойтись покрывалом, расстеленным на полу, оно заменит карту. Путешествовать будем на небольшом поезде или машине. Посадим в поезд всех, кого малыш сочтет достойным взять в этот тур по России. Соберемся основательно, обсудим, что надо взять с собой в дорогу. А теперь наметим маршрут. Пусть он пролегает через несколько – пять-шесть – крупных городов. Если есть возможность рисовать на вашей карте, нарисуйте авто- или железную дорогу. Если вы играете на покрывале, вырежьте дорогу наподобие той, что мы делали для отсчета дней до Пасхи. Отправляемся в путь!
Не забудьте рассказать малышу, что поезд отправляется с вокзала, что для посадки в поезд надо приобрести билеты. Для примера отправимся в Краснодар. На нашем пути – города Рязань, Воронеж, Ростов-на-Дону, вместе с Москвой и Краснодаром мы имеем пять городов – вполне достаточно для трехлетки. Напишите названия городов на карточках крупными яркими буквами и постройте с помощью кубиков, деталей конструктора или любых коробочек и баночек железнодорожные станции.
Продумайте заранее, какую краткую характеристику можно дать каждому городу, который находится на вашем пути. Например: «Мы приехали в город Воронеж. Он называется так, потому что стоит на реке Вороне, а река называется так потому, что вода в ней темная, как перья у вороны», «Вот и Ростов-на-Дону. Город называется Ростов, а через город протекает река Дон. Здесь живут казаки, это такие веселые, смелые люди, которые всегда защищали нашу страну от врагов. Казаки знают много красивых песен…» (Догадались, что можно еще включить в игру?) Обилия деталей здесь быть не должно, важно, чтобы в сознании ребенка были связаны название города и какая-то яркая и понятная деталь.
Эта игра может стать отличной репетицией вашей летней семейной поездки.
«А воды уж весной шумят…»
Середина марта – время, когда мы ждем веселых ручейков, в которые наше чадо, если будет ему позволено, может залезть по самые уши. Надеюсь, что погода будет благоволить к мамам маленьких детей. Если же этого не произойдет или случится еще какой-нибудь форс-мажор, мы имеем полное право запустить ручьи уже сейчас – дома. Потоки воды не придется впоследствии вытирать. Нам на помощь придет квиллинг.
Квиллинг – это искусство скручивания полосок бумаги и создания композиций из полученных завитков. Мы лишь начнем осваивать этот доступный любому, как по финансам, так и по способностям, вид творчества. В отделах канцелярских товаров широко представлены заготовки для квиллинга – полосочки гофрированной бумаги. Мы можем использовать обычную бумагу для принтера (идеально – цветную, но в данной поделке нас устроит и обычная белая), которую надо предварительно нарезать тоненькими полосками, примерно в полсантиметра шириной. Резать бумагу предпочтительно канцелярским ножом, так края будут ровнее. Итак, нарежем и скрутим побольше завитков белого цвета.
Вырежем из синей бумаги основу – «ручеек» - и приклеим его так, чтобы он пересекал нашу дорогу-календарь (почему бы не сделать впоследствии мостик из спичек, наклеенных на картонную основу?). Наметим кусочками двустороннего скотча участки для приклеивания завитков.
Если малыш уже способен скручивать тоненькие полоски бумаги, скручивайте вместе и приклеивайте «барашки». Если ребенок пока не готов к такой ювелирной работе, он все равно с удовольствием будет приклеивать скрученные вами «барашки».
Когда вы достаточно хорошо овладеете техникой скручивания, можете приклеивать кончик и формировать завитки в любом направлении, а уже из получившихся деталей получатся прекрасные композиции для открыток или даже пасхальных яиц.
Как кактусы цветут
Этот кактус предложила изобразить одна из мам, включившаяся в наш великопостный «марафон»
Заготовки, которые надо сделать заранее, - горшок и цветок. Можно дать волю фантазии, работая над ними. К примеру, цветок можно сделать из нескольких салфеток, сложенных вместе и скрепленных степлером. Вашему малышу понравится разукрашивать края этого белого цветка с помощью красок и губки для мытья посуды.
Кактус – это ладошка вашего малыша, обведенная карандашом на бумаге и вырезанная (варианты – обведенная и разукрашенная или отпечатанная на бумаге намазанной краской ладошкой – для детей, обожающих пальчиковые краски). Иголочками кактуса могут стать длинные крупинки риса.
Осваиваем рецепты постного теста
У каждой хозяйки такой рецепт – свой. Существует огромное количество вариантов пропорций, в которых надо смешать воду, муку, дрожжи, сахар, соль и растительное масло. Известный православный кулинар игумен Гермоген советует добавить в такое тесто столовую ложку водки, чтобы оно лучше подходило.
Всем известно, что к Празднику сорока Севастийских мучеников, отмечаемому 22 марта, мы будем печь жаворонков. Пока же можно поупражняться в приготовлении теста и приготовить, по совету одной православной мамы, булочки в виде крестиков к Крестопоклонной неделе. Наверняка ваш малыш будет помогать складывать колбаски из теста в булочки-крестики, но еще большее удовольствие он получит от разминания, раскатывания и разрывания своего личного кусочка теста. Для украшения булочек подойдут изюм, тмин, семена подсолнечника, кунжут. Не забудьте о том, что тесто при желании можно подкрасить натуральными красками – соком свеклы, моркови или шпината.
Крестопоклонная неделя – середина Великого поста. Наш календарик стал уже почти наполовину короче, наполовину ближе стала Пасха, и уже можно «ничтоже сумняшеся» готовить малыша к встрече с этим великим событием, чем мы и займемся на следующей неделе.
До встречи!
Читайте также:
Tweet |
Вставить в блог
Постимся с детьми: Ждать вдохновения – необязательно10 марта 2012
|
Поддержите нас!