Давайте задумаемся, почему же одни могут слушать классику, а другие на дух её не выносят, и отчего «попса», которую все презирают, тем не менее живет, развивается и имеет своих верных поклонников?
Tweet |
Москва, Большой зал консерватории. Вечерний концерт, играют Малера.
Рядом елозит дама нехрупкого телосложения (в амфитеатре сиденья жесткие), кто-то ждёт окончания симфонии, чтобы уйти, а на соседнем ряду мирно спит древняя старушка (спасибо - не храпит)... Думаю, и вам случалось хотя бы раз в жизни мучительно зевать на академических концертах.
Давайте задумаемся, почему же одни могут слушать классику, а другие на дух её не выносят, и отчего «попса», которую все презирают, тем не менее живет, развивается и имеет своих верных поклонников?
Если явление существует, значит, оно для чего-то нужно. Так и с попсой. Чем, например, отличается слушатель симфонического концерта от домохозяйки, слушающей песенку по радио? Пожалуй, вот чем: домохозяйка слушает, но не слышит. Это лишь звуковой фон, - чуть более разнообразный, чем шум машин на улице или крики ребятишек в соседнем дворе. А для приходящих на академический концерт основная цель - слушать и слышать, воспринимать и сопереживать. Но, как мы убедились, далеко не для всех визит в филармонию становится актом приобщения к высокому, и вот почему.
У изучающего иностранный язык в какой-то момент обязательно возникнет проблема: вроде бы достаточно слов знаешь, но понять живую иностранную речь не получается: нужно время, чтобы освоиться, и - привычка. Когда привычка выработана, речь становится понятной, и в потоке иностранных слов наконец появляется смысл.
Так и с музыкой. Лексикон попсы редко поднимается выше уровня "What is your name?", уровня, который доступен и для первоклассника. А академическая музыка способна изъясняться на языке литературной классики, чтобы научиться понимать и ценить его, нужно приложить хотя бы минимум усилий.
Все это не значит, что от попсы надо немедленно отказаться из-за её упрощенности, - хотя бы потому, что неловко использовать серьёзную музыку там, где ей не место. Только представьте: встаём утром, включаем Баха, жарим яичницу под резвые скрипичные пассажи. Несколько лёгких па, - и мы, одетые, под последние аккорды запираем дверь и идем на работу. Возможно, в таком начале дня немало плюсов, но Бах был бы недоволен.
Попса существовала всегда. Наше время особенно тем, что налицо явное расслоение между академическим и массовым направлением. Его не было раньше: во времена Моцарта звуки светского бала и серьёзного концерта можно было случайно спутать, подслушивая под окошком, а теперь серьёзная и развлекательная музыка как правило говорят на разных языках.
Это расслоение наметилось в первой половине ХХ века. Композиторы-академисты много экспериментировали, возникли новые техники композиции, - а параллельно распространялся джаз. И сердцу неискушенного слушателя джаз оказался милее, чем экспрессионистские находки. Трещина между двумя направлениями ещё больше расширилась, когда в СССР проник новый представитель массовой культуры - рок.
Отстаивая своё право на существование, рок-музыканты отрицали профессиональную музыку и подчеркивали свой особенный статус. Кстати, популярную музыку они отрицали так же активно. Последнее понятно: несмотря на общий музыкальный лексикон, рок принципиально ориентирован на активно слушающую, а не пассивно воспринимающую публику. Отсюда более сложное музыкальное воплощение, серьёзные, иногда по-настоящему поэтичные тексты. Параллельно року существовали многочисленные советские ВИА, эстрадные ансамбли, к которым и восходит нынешняя поп-музыка.
Поистине удивительно: все говорят, что классику надо знать, - и мало кто её слушает. Зато презираемая попса всегда имеет свою аудиторию. Наверняка, дело здесь не только во вкусах, но и в привычке. Мало кто знает классику с детства. Уже в более сознательном возрасте это рождает многочисленные предрассудки, будто классика - только для профессионалов, и лишь легкая музыка может быть понятна простому слушателю. Это не так: любое искусство создаётся людьми и для людей. Музыка уникальна тем, что говорит о чувствах непосредственнее любого другого искусства, а наша способность слышать зависит от того, как хорошо мы овладели её языком, и насколько тонко способны чувствовать и сопереживать.
Второй фактор, делающий попсу популярной, это модное сегодня стремление легко относиться к жизни. Когда твой девиз - "не грузись", попса очень кстати, тем более, что в ней ценится простота - и текста, и музыки. Простота способствует лёгкому усвоению - для ненавязчивого звукового фона, пожалуй, необходимое качество. Перед композитором стоит непростая задача: достичь такой простоты, которая не казалась бы примитивной; простоты, способной, если нужно, обернуться глубиной содержания; простоты, способной заинтересовать более внимательных слушателей. Наверное, это и есть те максимальные требования качества, которые мы можем предъявлять к современной поп-музыке.
Говоря о современной культурной ситуации, иногда хочется быть категоричным в оценках, но это ошибочный путь. Вызывает тревогу явный перевес в сторону развлекательности и поверхностности, и не только в музыке. Невозможно получить полное представление о русской словесности, читая одни лишь газеты, - невозможно понять музыку, слушая одно лишь «Русское радио». Но с другой стороны, и без масс-культуры уже вроде и не обойтись...
Классика и попса. Вокруг этой темы всегда много споров. Думаю, самая приемлемая ситуация, - когда и та, и другая мирно выполняют свои функции и не смотрят с завистью на соседа. Можно точно сказать: массовая музыка - это не всегда бессодержательно, а классика - скучно и заумно. Любая музыка, написанная талантливо, с хорошим вкусом и открытым сердцем, способна привлечь вдумчивого слушателя из числа наших современников. Главное, чтобы такой слушатель нашелся.
Иллюстрация на главной - http://www.newscool.ru
Tweet |
Вставить в блог
Классика VS попса15 сентября 2008
|
Поддержите нас!
Думаю, важна не столько национальная принадлежность попсы, сколько её сущность, содержание; насколько она способна или не способна называться искусством и т.д. Поэтому на первый план выходит именно сравнение и / или противопоставление. Возможно, в дальнейшем получится уделить вопросам истории больше внимания.