rss
    Версия для печати

    Не только ностальгия. Несколько слов о фильме «Жара»

    Склонность к воспоминаниям обычно появляется на склоне жизни. У деятельного, занятого человека нет времени оглядываться назад. Однако фильм Александра Архангельского «Жара» оказался очень своевременным и нужным воспоминанием для тех, кто пришел в Церковь во время этой самой «жары», точнее, ужасающей духоты позднесоветского времени.

    Иногда эта духота принимала гротескные формы. Я помню, как летом 1977 года «всенародно» обсуждали новую Конституцию СССР, безликую и лишенную всякой новизны, однако же, вошедшую в историю под именем «брежневской». Комсорг стройотряда, в котором я тогда находился, получил задание провести комсомольское собрание по этому поводу государственной важности. Разумеется, он был таким же шалопаем, как и все его комсомольцы. Поэтому собрание было проведено в обеденный перерыв в лежачем режиме, когда вся честная компания возлежала на кроватях, а сам комсорг с газетой в руках ходил между рядами и, сплевывая семечки, возглашал: «Ну, это… Конституция развитого, тьфу, социализма… выражает уверенность в том, тьфу, что развитый социализм является первой фазой, тьфу, коммунизма. Кто за? Да, можно ногами, тьфу… Единогласно».

    Иногда было смешно, но чаще всего бывало противно. Поэтому выхода из этой удушающей духоты искали все. Кто-то в частной жизни, кто-то в окаянном пьянстве, кто-то в нонконформизме. Даже Андропов, придя к власти, опубликовал в каком-то партийном журнале статью, звучавшую гласом вопиющего в пустыни, о необходимости научно-философского осмысления того, куда же зашло общество победившего социализма.

    Фильм Александра Архангельского «Жара» появился на телеэкране весьма своевременно.

    Церковный человек замечает, что сейчас говорить о вере гораздо труднее, чем пять-десять лет назад. То, что совсем недавно вызывало интерес, стало вызывать раздражение. В этом раздражении радует одно: в нем преобладает не насмешка и откровенное неприятие, а огорчение и боль как будто бы от каких-то неосуществившихся ожиданий. В то же время слишком явно обозначилась оппозиция «интеллигенция – Церковь», как будто бы интеллигенция – это какое-то особое сословие, самим своим статусом предназначенное быть оппозицией ко всему на свете, в том числе и к Церкви.

    Между тем, в передаче, которая на канале «Культура» предшествовала первой серии «Жары», очень точное мнение высказал священник Дмитрий Свердлов: «Успех церковного возрождения девяностых и нулевых годов во многом связан с интеллигенцией, которая оказалась в Церкви гораздо ранее этого времени».

    Стоит заметить, что интеллигенция, российская, во всяком случае, никогда себя никому не противопоставляла. Можно сказать, что Анна Ахматова, говоря о том, что всегда была со своим народом там, где он к несчастью оказывался, рассказывает не о своей личной беде, а выражает принципиальную позицию интеллигенции. Еще более определенно, уже не в экстремальной ситуации, а в повседневности, эта позиция выражена в стихотворении Пастернака «На ранних поездах».

    При всей неопределенности понятия «интеллигенция», можно сказать, что она всегда присутствовала в Церкви, причем в той же пропорции, в какой она присутствовала в народе. И если сейчас интеллигенция в Церкви незаметна, то только потому, что она почти неразличима в современной общественной жизни. Вот ведь и Маквала Касрашвили, знаменитая певица, жалуется, что в Большом театре публика совсем не та, что была раньше. Впрочем, может быть, для этого есть еще одна причина – слишком заметной, навязчиво заметной стала воцерковившаяся «образованщина».

    В качестве точки отсчета «Жара» берет невыносимо жаркое лето 1972 года, время, когда духовная несостоятельность советского строя стала, как Божий день, ясна и для воспевавших комиссаров в пыльных шлемах шестидесятников, и, кажется, для самой власти. Для Александра Архангельского это еще и начало переориентации интеллигентского нонконформизма в сторону религиозности.

    Эта религиозность была не обязательно христианской. Ведь только что вышел русский перевод «Игры в бисер», только что была напечатана «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - книги, уверенно формировавшие в нас «паломников в страну Востока». А в том, что мы туда окончательно не сдвинулись, повинны и протоиерей Виктор Потапов, и протоиерей Владимир Родзянко (в будущем – епископ Василий) и протопресвитер Александр Шмеман и, безусловно, митрополит Сурожский Антоний (Блюм), голоса которых были различимы, несмотря на все взвизги и завывания советских глушилок. Впрочем, примерно четыре года с момента подписания Хельсинских соглашений (1975 год) и до самого ввода советских войск в Афганистан иностранные радиостанции, вещавшие по-русски, в силу каких-то взятых Советским правительством обязательств почти не глушились[1].

    Это уже потом появились тома «Истории религии», «Таинство. Слово. Образ», другие книги протоиерея Александра Меня, под разными псевдонимами напечатанные брюссельским издательством «Жизнь с Богом». Уже потом удавалось доставать «Богословские труды» с «Мистическим богословием» Лосского и «Философией культа» отца Павла Флоренского. А пока - оттачивали чувствительность к любому намеку, любому опознавательному знаку, радостно узнавая «отца и мастера тоски» в стихах Пастернака, Евхаристию в «дароносице» Мандельштама, «Свете тихий» в посвящении Цветаевой. Иногда ошибались, с размаха влетая в стихи Юнны Мориц, Окуджавы или Юрия Левитанского.

    В провинции все происходит с запозданием. Мой добрый приятель, знаток саратовской старины и едва ли не единственный серьезный агиолог епархии, любит осадить иного равного по возрасту благочестивого функционера вопросом: «Простите, что-то ваше лицо мне не знакомо… В какой храм вы ходили до 1988 года?».

    И действительно, при всей переполненности двух саратовских храмов до середины 1980-х увидеть там молодого человека было невозможно. Разве что на Пасху приходили родственники и друзья духовенства, да еще несколько человек из числа приятелей стоящих в оцеплении милиционеров.

    Единомышленников из числа ровесников провинциалам приходилось искать очень причудливым образом. Моими первыми друзьями из числа молодых христиан стали тамбовские баптисты из числа уклоняющихся от регистрации баптистов СЦЕХБ. И уже через них, точнее через одного из них, Володю Попова, я познакомился с московскими экуменами, духовным отцом которых был Сандр Рига.

    С Сандром я разговаривал единственный раз в жизни. Но этого было достаточно, чтобы уловить, отчетливо почувствовать в его словах, глазах, во всем его облике ту неподдельную любовь, которая является неизменной спутницей святости, сияние которой я уже видел в глазах нескольких саратовских церковных старух.

    Среди всех нынешних разговорах о действительном или мнимом противостоянии интеллигенции и Церкви очень явственно звучит один мотив. Вчерашние «Савлы», в одночасье попрыгавшие в «Павлы», равно как и те молодые священники, которым, по слову философа Бердяева, вера досталась задешево, кажется, даже радуются, что состоялся, по их мнению, массовый исход интеллигенции из Церкви. Еще бы… Ведь перескок от унылого советского конформизма к так называемой «воцерковленности» представляется куда более правильным, чем путешествие дилетантов, забредавших и к Рериху, и к Мережковскому. И уж конечно, весьма подозрительным кажется отец Александр Мень, которому всерьез удавалось быть эллином с эллинами и иудеем с иудеями.

    Как ни странно, первый намек на то, что интеллигенции не место в Церкви, прозвучал от того, кто позиционировал себя воцерковившимся интеллигентом. «Духовенств душней и черней иночеств» оказался недавний студент МГУ, обвинивший интеллигенцию, ни много ни мало, в склонности к оккультизму, эзотерике и прямому сатанизму. Святая простота, а точнее, легкость в мыслях необыкновенная, столь присущая выпускникам кафедр научного атеизма, помешала успешному миссионеру рассмотреть в духовных поисках интеллигенции тот «диалектический шаг на пути истинного богопознания», который Н.А. Бердяев усматривал и в самом атеизме. И если можно было как-то, поморщившись, вытерпеть обвинения Рерихов в прямом сатанизме, то припечатание отца Александра Меня ярлыком филокатолика и униата воспринималось как личная обида со стороны ренегата от интеллигенции.

    Да, как ни ужасно это прозвучит, для современных ревнителей благочестия, настроения верующей интеллигенции на исходе советской власти были вполне экуменическими. В группу московских экуменов наряду с православными входили католики и баптисты. Но это был не официальный экуменизм Московской Патриархии с заседаниями Всемирного Совета Церквей, борьбой за мир, осуждением американских агрессоров, а экуменизм стихийный, выстраданный и естественный.

    Не стоит забывать, что в большинстве городов СССР, не говоря уже о деревнях, единственным местом, где можно было увидеть крест, оставалось кладбище. Поэтому всякое слово Евангелия, в каком бы контексте оно не прозвучало, всякий намек на живую веру, воспринимался как свидетельство, как тайный знак единомышленника. Такие знаки чуткое сердце улавливало в книгах, монографиях А.Ф. Лосева, Г.Г. Майорова, И.С. Свентицкой, в редких статьях С.С. Аверинцева, Арсения Гулыги, в фильмах Тарковского.

    Даже появление человека, похожего на Христа, в финале вполне советской «Легенды об Уленшпигеле» 1976 года выглядело вызовом эпохе. А уж вышедший в 1980-м на экраны фильм «Сталкер» и вовсе воспринимался как притча об обретении веры. Экуменические настроения были неизбежными, потому что редок и дорог был всякий верующий человек, а кроме того, в этих настроениях открывалось и присущее русской интеллигенции чувство всемирной отзывчивости, и свойственное ей же уважение ко всякой мысли.

    Все студенческие годы я прожил в доме своих родственников, который многочисленные друзья дома называли Швейцарией. И не оттого, что он стоял в весьма живописном месте на краю Глебучева оврага, а потому что там бывали люди самых разных взглядов и мнений: от родных православных и привычных старообрядцев до баптистов, «большевиков с человеческим лицом» и каких-то «ископаемых марксистов». И это не была всеядность, присущая светскому салону или современной тусовке. Это было место, где каждый гость, не принуждаемый ни к малейшему отступлению от принципов, чувствовал себя совершенно свободно, а ведь свобода, если верить апостолу Павлу, есть необходимое условие присутствия Духа: «где Дух Господень – там свобода» (2 Кор. 3, 17).

    Первые впечатления о чем бы то ни было, обычно, оказываются самыми сильными. Церковная жизнь – не исключение. На всенощной под Рождество 1977 года я оказался в Троицком соборе, который, как и всегда на большие праздники, был переполнен. Молиться в нестерпимой духоте и неизбежном гуле было тяжеловато, но никакой другой возможности просто не было. Оба действующих храма Саратова (даже три, поскольку в Троицком всенощную служили одновременно в верхнем и нижнем храме, плюс – на троллейбусе через Волгу – церковь в Энгельсе) бывали утрамбованы так плотно, что и перекреститься было не просто.

    Служба шла своим чередом. Наступило самое страшное время помазания елеем. Православный народ, пробираясь к праздничной иконе, начинал шуметь совсем уже неподобающим образом. Архиерей нервничал. Чувствовалось, что ему хотелось поскорее закончить эту процедуру и укрыться в алтаре. Поэтому, кого-то раздраженный владыка щедро обливал сдобренным одеколоном маслом, а кому-то доставалось почти сухая кисточка. Для ускорения дела молящихся подпускали к иконе с двух сторон. И вот, прикладываясь к иконе и поднимая голову, я с ужасом увидел, что с другой стороны одновременно со мной поднимает голову и смотрит на меня заведующий кафедрой высшей алгебры и теории чисел нашего богоспасаемого мехмата профессор Николай Григорьевич Чудаков.

    Наверное, Преосвященный Пимен был весьма удивлен, увидев, как старый и малый с непостижимой космической скоростью пробились через густую толпу и вылетели из храма через противоположные боковые двери. Это потом уже мы с Николаем Григорьевичем познакомились ближе и даже подружились, а тогда я думал: ну, ладно, я студент, как бы комсомолец - если профессор донесет, меня запросто отчислят и восстановиться на мехмате никогда не удастся. Но почему же насмерть перепугался ученый с мировым именем, теоремы которого вошли во все учебники по аналитической теории чисел? И кого испугался? Студента, мальчишки?

    На той же кафедре был еще один замечательный профессор - Валентин Евгеньевич Воскресенский, специалист в области алгебраической топологии, человек удивительной судьбы, призванный во время войны почти мальчишкой на территории оккупированной Белоруссии в Красную Армию, долго уже после войны служивший в танковых войсках, закончивший, вопреки всему, университет. Во второй половине 1970-х это был уже известный ученый, замеченный самим И.Р. Шафаревичем, публиковавший статьи в выходившей тогда «Математической энциклопедии», отличавшийся редким благодушием и демократичностью по отношению к студентам. Он обладал известной широтой взглядов; например, украшал стены кафедры иллюстрациями тогда мало кому известного профессора Анатолия Фоменко к собственному учебнику по топологии, выполненными в стиле тоже мало кому тогда известного Сальвадора Дали.

    Вот этого профессора я, наслушавшись всякого зарубежного радио, и спросил однажды самым невинным образом: «Скажите, пожалуйста, Валентин Евгеньевич, известно ли вам что-нибудь о нематематических работах академика Шафаревича?». Кажется, Воскресенский испугался не меньше Чудакова. Ответ был мгновенным: «Нет!!! Только математические работы!».

    Однако люди, прошедшие войну и смотревшие смерти в лицо, не любят врать. Еще через минуту Воскресенский продолжил: «Нет, ну есть там какие-то идеи о религии в математике… Но мне это не интересно. И вам я тоже советую не интересоваться….». Чувствовалось, что Шафаревич, у которого он учился, очень ему дорог. Было видно, что ему очень хочется рассказать, какой это выдающийся во всех отношениях человек. Поэтому еще через минуту он c видимым удовольствием продемонстрировал мне фотографию Игоря Ростиславовича в защитных очках, полном альпинистском снаряжении, гордо стоящего на какой-то только что покоренной горной вершине!

    …Это интересное время давно прошло. Духота сменилась свежим ветром перемен. Но вот, кажется, и этот ветер совсем утих. А когда ветер стихает надолго, наступает новая духота. Мне кажется, что при всей ретроспективности взгляда, «Жара» Александра Архангельского является отнюдь не ностальгическим воспоминанием о том времени, «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли». Это, скорее, предостережение о наступлении духоты невежества, нетерпимости, несвободы в той новой реальности, которая может – нет, не подменить, но закрыть собой подлинное Тело Христово, Церковь, в которую мы пришли и из которой никуда не уйдем.

     

     


     

    [1] В то время ходила легенда о том, что в соответствии с принятыми в Хельсинки обязательствами Советский Союз должен был принять вагон Библий, который перепугавшиеся власти отправили на какой-то завод. Библии были предназначены для заворачивания в вырванные листы каких-то мелких изделий. Говорили, что рабочие завода выносили эти книги столь же искусно, как и все остальное, и в каком-то украинском городке Библию можно было купить совершенно свободно. Было бы любопытно узнать, имеет ли эта легенда какое-то реальное основание?

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ольга, 3CNk528.10.2011 13:55 #
    Надежда, Вы, в общем-то, правы! Но мне захотелось подразнить. Гарнир меня просто доконал. Я не об одном только фильме говорю, а в контексте дискуссии о нем в сети, про гарнир - это было на сайте ТД. Потом, далеко не у всех мозги, как Вы говорите, были промыты марксизмом. В нашу семью марксизм и на порог не заглядывал, у нас ни одного коммуниста в семье не было, а церковь рядом с домом, кстати, не закрывалась никогда и ходили туда все, кто хотел, только на Пасху оцепление ставили. А о себе чего рассказывать - в 70-е годы я тоже еще ребенком была, и своими антисоветскими убеждениями делилась с ровесниками, и мы вместе строили планы госпереворота. Я знала, что болтать не следует, но помню, что молчать было как-то унизительно. И что? Никто ни на кого не донес, хотя семьи были разные. Не вступила в комсомол, а в МГУ все равно поступила. И я не думаю, что обвинять в "трусости" честнее , имея на счету отчисления или еще что-то. Да я и не обвиняю, люди так выбрали, но их рассказы о тех временах (не все) проникнуты каким-то самолюбованием. И, думаю, меньше бы скрывались - раньше бы вся эта система рухнула, вот и все. А фильм, конечно, ценен, на священника-отступника вообще страшно было смотреть. Я не знала о таком.
    надежда, москва27.10.2011 23:07 #
    Ольга, позвольте с Вами немного подискутировать. На бутовский полигон не возили, возили в дур.дома, где кололи такие вещи, от которых мозг человека и его личность разрушались медленно, но верно, а еще был там электрошок. И в фильме "Жара" об этом говорится тоже. Я не знаю, сколько Вам лет, но я немного застала те времена, пионеркой примерной довелось побывать. Мне кажется, никто не хвалит себя в фильме "Жара", люди просто вспоминают, как искали Бога. Это теперь просто говорить. А тогда, когда не было даже Евангелия в открытом доступе, не было книг св.Отцов, никакого православного образования, как людям было понять, что они вообще идут туда, куда надо? Тогда к обращению шли годами, тяжело шли, сомневались. А вы хотите, чтоб человек, едва что-то узнавший, сразу шел в партком и начинал там проповедовать?И несправедливо сравнивать детей, еще родителям которых марксизмом-атеизмом промыли мозги, с апостолом Петром. Те студенты 70-х годов не имели опыта богообщения, который был у Петра, и с них за молчание по поводу гарнира и спросится иначе. И мне показалось, что никто из создателей фильма не "бился за терновые иголки", как Вы поэтически выразились. Это был просто рассказ о религиозных исканиях людей того времени, рассказ субъективный где-то, но это понятно: это была их молодость, тогда "и трава была зеленее, и солнце ярче". Но это рассказ свидетелей, тем он и ценен. Если Вы можете рассказать про то время что-то свое - пожалуйста, очень было бы интересно. А гипотетически рассужать "ах, испугались, что выгонят с работы-учебы за убеждения, трусы" - не очень честно. Расскажите, откуда за убеждения отчислили Вас, как Вы это пережили с Божией помощью, думаю, редакция ТД с удовольствием такой рассказ опубликует.
    Ольга, Москва27.10.2011 20:15 #
    А если бы тогда, в те 70-80-е годы, разом перестали бы бояться и играть в катакомбников, может, лучше бы было? Тем более что годы уже не тридцатые, на бутовский полигон уже не возили?.. Ну как же, выгонят из университета. Хорошо, это такой выбор, но о чем же ностальгия? Радоваться надо, что больше нет этого страха, - или сожалеть, что надо было смелее быть. Нет же, действительно, какая-то ностальгия - мол, как приятно можно было узнавать "своих" по тайным знакам, типа "двух гарниров" в столовой (тут на сайте недавно был такой материал, тоже отклик на "Жару"). Интеллигент берет в постный день два гарнира (то есть не мясо), естественно, не объявляя, зачем это делает, и другой интеллигент, тонко улыбаясь, тоже берет "два гарнира". Они друг друга поняли, приоткрыли друг для друга "свечи", которые у них-таки под спудом. А "раздатчица" бух прямым текстом: "Все поститесь..." Почему-то при чтении этой зарисовки всплывает евангельское повествование о том, как Петру говорит архиеерева служанка: "И ты был с Иисусом Назарянином". Положим, эти пообедавшие гарнирами будущие столпы церкви не отрекались, подобно апостолу, а перемолчали, но зачем же теперь хвалиться своей успешно засекреченной "миссией"? Петр-то не хвалился, а плакал. И кто в те времена был бОльшими исповедниками – те, кто брал гарнир, или раздатчицы, называвшие вещи своими именами? а может, не те и не другие, или и те и другие? Бог знает. Но чего сейчас обижаться на этот "темный" народ и огульно чернить его, как на "Правмире" многие, в т.ч. священники, делают. Печально получается. Если кто-то уже ждет какой-то новой духоты, то по полемике в Интернете похоже, что и стороне, которая боится этой "духоты", и стороне, которой боятся, на самом деле никакое "подлинное Тело Христово" не так уж важно. Одни будут биться за свои терновые иголки тридцатилетней давности (гарниры, ксероксы, экуменизм), за приятность "быть не как все", а другие за юбки и неизменность языка, который далеко не все из них удосужились выучить. Надо надеяться, что Интернетом дело и ограничится.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru