rss
    Версия для печати

    Никола вешний

    Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари - радостное, но отчасти трагическое событие. Впрочем, и жизнь, и почитание этого святого человека - история парадоксов и несоответствий.

    Это началось с самого детства. «Николай» переводится как «победитель народов». Такое имя годится для воина, но не для кроткого раба Божия, чье сердце полно любви и сострадания. Борьба в жизни Николая была, только не с людьми, а с демонами. Против бесов «воин Христов» воевал беспощадно, разрушая языческие храмы и сокрушая изображения идолов.

    В «Житии» говорится, что Николай был предназначен для служения Богу еще до своего рождения. Во младенчестве он вел себя не так, как обычные дети. Подобно строгому монаху-постнику, святой соблюдал среду и пятницу и в эти дни вкушал материнское молоко только после вечерних молитв родителей. В юности Николай, как замечает автор «Жития» скорее напоминал старца. Ему были чужды забавы сверстников, карьера, девушки.. Все свое время он проводил в храме, углубленный в молитву и чтение книг.

    Святитель Николай Чудотворец Святитель Николай Чудотворец

    Когда читаешь «Житие», информация об этом проходит как бы стороной: почти все святые уже во младенчестве «держали» пост и стремились уйти от мирской суеты. А вот если бы такой Николай жил сегодня, отнеслись бы мы к нему с уважением? Или где-то в глубине оставалось бы не очень почтительное отношение, которые бывает к людям, о которых говорят, что они «не от мира сего»? Молодой человек, молчаливый, необщительный, погруженный в размышления и молитвы, не сказочный персонаж, а живой сверстник.

    Дядя Николая был епископом города Патары. Узнав о жизни племянника, он предложил родителям посвятить юношу Богу и рукоположить Николая. Родители согласились, и Николай стал священником.

    Он вел удивительную жизнь, следуя евангельским заповедям. Кажется, был совершенно не привязан к этому миру, всем своим существом стремясь в Небесные обители. Богатое имение, доставшееся от родителей, раздал бедным (а зачем оно нужно, если главное сокровище - на Небесах?), о себе не заботился (и для чего, если Сам Господь думает о своих чадах?), благотворительностью занимался тайно, как и велел Христос.

    Он спасал людей от нищеты, тайно подбрасывая в окно или на порог дома деньги, тщательно занимался делами церкви и ничего не требовал взамен. Многие шли к нему за помощью. Помолившись, Николай мог прекратить бурю и воскресить умершего человека.

    При всей любви и сострадании к людям Николай хотел уйти от мира, чтобы погрузиться в молитву и молчаливое размышление. Быть с Богом - вот все, чего желала его душа. Но Господь предназначил ему другой жизненный путь, и Николаю пришлось стать архиепископом.

    Его избрание происходило удивительным образом. После путешествия во Святую землю Николай поселился в обители, которую основал его дядя. Он очень хотел провести здесь всю свою жизнь, но услышал голос Бога, который сказал: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир и да будет прославлено в тебе имя Мое».

    И Николай ушел из обители в город Миры Ликийские. Там его никто не знал, и святой мог жить спокойно и уединенно. Возможность приходить в храм и молиться - вот все, чего желало его сердце.

    Миры Ликийские (современная фотография) Миры Ликийские (современная фотография)

    В это время в Мирах выбирали архиепископа. Когда среди избирающих вышло несогласие, они приняли единственно верное решение - помолиться Богу. И Он  явился одному из них в видении и сказал, что архиепископом достоин стать человек по имени Николай, который первым придет утром в храм. Наутро первым к храму подошел Николай и, узнав о воле Господа, был вынужден стать архиепископом.

    Видно, было необходимо, чтобы такой чистый и искренне служащий Богу человек не затворялся в отдаленной обители, но жил среди людей, своей жизнью уча их быть истинными христианами.

    Св. Николай прожил долгую жизнь и умер в старости после непродолжительной болезни. Его мощи долгое время оставались в Мирах, пока в XI веке не были перенесены в город Бари.

    Это было очень неспокойное время. Турки буквально опустошали города и селения Малой Азии, так что даже торговля была опасным занятием, не говоря уже о попытке вынести из храма мощи чтимого в Мирах святого. Но как-то надо было уберечь эту святыню от мусульман, и вот жители двух городов, Венеции и Бари, независимо друг от друга отправились в Ликию. Баряне опередили венецианцев, но само перенесение мощей совершилось достаточно странным образом.

    В храм, где были мощи, отправились 47 вооруженных человек, как будто шли на войну. Гробницу Николая сторожили четыре монаха. И вот баряне предлагают им за мощи святого выкуп - 300 золотых монет. Как  можно соотнести ценность мощей и определенную сумму денег, немного не укладывается в голове. Монахи отказались, после чего баряне связали их, выставили у входа в храм сторожей и стали разбивать мраморный церковный помост над мощами. Барские пресвитеры свершили литию, после чего мози перенесли на корабль. Жители Мир не сопротивлялись, потому что мощи увозили от них за то, что они не исполнили одно из повелений Николая. А баряне, вроде как захватчики, искренне утешали жителей Мир, стоя на берегу перед отплытием.

    Не все было гладко и в Бари. Когда решали, где положить мощи Николая., произошло вооруженное столкновение, так что погибли 4 человека. Потом согласие было достигнуто и для святыни был выстроен новый храм.

    У мощей святителя Николая в г. Бари У мощей святителя Николая в г. Бари

    Вот так удивительным образом в мире находятся рядом добро и зло, святость и раздоры.

    И еще несколько странным кажется тот факт, что, несмотря на то, что в Средние века почитали в основном местных святых, особое отношение к Св. Николаю установилось на тогда еще только-только принявшей Православие Руси.  

    Дни памяти Святителя Николая любовно назывались «Никола вешний» и «Никола зимний» и долгое время считались вторыми по значимости после Пасхи. Был даже обычай к 22 мая красить яйца и съедать их в лесу как дань уважения Николаю.

    Николе Угоднику молились обо всем на свете, начиная от хорошего урожая и здоровых лошадей и кончая свадьбой. И до сих пор он остается одним из самых почитаемых в России святых.

    Читайте также:

    В храм РПУ прибыл древний реликварий с мощами святого Николая Угодника (ФОТО)В храм РПУ прибыл древний реликварий с мощами святого Николая Угодника (ФОТО)

    В храм РПУ прибыл древний реликварий с мощами святого Николая Угодника (ФОТО)

    20 мая 2012

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ольга Носкова, Тольятти22.05.2012 19:11 #
    Очень хочется съездить в Бари и поклониться мощам Святителя Николая Чудотворца. Спасибо.
    Лина, Москва22.05.2009 10:52 #
    Вот я не понимаю, почему православные скрывают тот факт, что особая любовь русских к "Николе" идет с летописного 1147 года, когда Князь Юрий (Долгорукий)по своему обязательству своему родственнику и союзнику - сиверскому князю Святославу- и в честь него, именно на "Николу вешнего" произвел массовое крещение народа руси Московской в водах Москва-реки на том самом месте, где была купель храма Христа Спасителя.После этого массового крещения руси Московской по всем московским посадам появились обыденные Никольские храмы.
    Вы пишете не объясняя причины: "Дни памяти Св. Николая любовно назывались «Никола вешний» и «Никола зимний» и долгое время считались вторыми по значимости после Пасхи. Был даже обычай к 22 мая красить яйца и съедать их в лесу как дань уважения Николаю." - это все, что расказывают обычно. Но опять же скрывают причину, т.е. то, что Св. Николай Угодник был покровителем сиверского князя Святослава, в крещении Николая, который в союзе с князем Юрием Долгоруким создавал государство Русь со столицей в Москве. Причем, князь Святослав-Николай "отвечал" за духовную составляющую нового русского государства, а кн. Юрий - за административную часть.
    Об этом создатели Руси Московской договорились 28 марта 1147 года, о чем свидетельствовала летопись и с тех пор этот день считается Днем Города - Днем рождения Москвы.
    Я впервые нашла этот материал по этой ссылке, а потом перероверяла и по другим источникам:
    http://laya.e-tagil.ru/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?19.620#post_7705

    То есть "Никола вешний" - ЭТО ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК МОСКВЫ И РУСИ.Отсюда "особая любовь" русских к Николе
    С днем рождения, Москва!
    Юрий Шевченко, Санкт-Петербург21.01.2009 2:31 #
    Капитан барийского корабля Матфей, поднимая ломом мраморную плиту, под которой в благовонном мире плавали мощи (костные останки) Святителя, слушал литию, которую пели два священника из Бари. Скажите, Ольга, насколько эта лития соответствовала тому, что пели в это время (1087 г.) греки, ведь разделение Церквей (1054), произошло столь недавно?
    Ольга Богданова23.05.2008 21:44 #
    Я же не сказала, что он явился "ЭТИМ трем людям", которые сбежали. Видение было у других жителей города Миры, которые могли объявить о воле Николая своим согражданам. Почему святой явился именно им, а не непосредственно беглацам, я не знаю. Но раз так получилось, видимо, была возможность передать троим ушедшим из города волю Св. Николая.
    Лида, Москва23.05.2008 13:44 #
    Спасибо, Оля!
    Может быть, когда-нибудь удастся побывать в этом городе.
    Но у меня ещё вопрос: если Святитель Николай явился в видении тем трём людям, которые ушли из Мир Ликийских, как об этом узнали монахи? Ведь те трое так и не вернулись в город.
    Ольга Богданова, Москва22.05.2008 20:48 #
    Лида, это замечательно! Еще бы и Вам туда съездить!
    Спасибо за замечание, это стоило указать в статье.
    Случилось так, что трое жителей Мир Ликийских, испугавшись турок, покинули город. Произошло это примерно за год до перенесения мощей Св. Николая. Святитель явился в видении трем людям, и каждому повелел объявить жителям Мир, что если беглецы не вернутся, он переселится в другое место. Те так и не вернулись, и монахи, которые сторожили мощи, сказали приехавшим барянам, что, видно, теперь Св. Николаю угодно покинуть Миры.
    Вероятно, для жителей Мир была очевидна связь между приездом барян, которые хотели забрать мощи, и тем, что было явлено в видении. Поэтому они и не оказали барянам особого сопротивления, а только горевали, что по своей же вине лишились такой святыни.
    Лида, Москва22.05.2008 11:33 #
    "Жители Мир не сопротивлялись, потому что мощи увозили от них за то, что они не исполнили одно из повелений Николая".
    Оля, а какое именно повеление Николая не исполнили жители Мир Ликийских? Кстати, у меня только что оттуда вернулся папа:)

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru