rss
    Версия для печати

    Корабль Маяковского

    Книга отзывов пестрит мелкими записями: «место, которое может пошатнуть сознание...», «после посещения музея на пару недель влюбилась в Маяковского...», «это настолько необычно, просто поражаешься фантазии автора», «те, кому нравятся все ненормальное, советую сходить!»
    Да, когда-то на Лубянке жил Маяковский.

    Небольшая комнатушка. Коммуналка напротив уборной. Четвертый этаж.

    Сейчас, как и полагается, тут музей. Но, внимание! Вам не увидеть здесь скучающие вещи поэта за пыльным стеклом и сборники его стихов. Этот дом рушит все представления о музейном проектировании вообще, как и Маяковский пытался разрушить существующий строй. Дом-корабль, как его прозвали в народе - это протест, это вызов. Это память. И даже если вы не любитель творчества Маяковского, скучать, поверьте, тут не придется!

    Желтая кофта и броские стихи

    Вход в музей, как и в театр, начинается с вешалки. Около гардероба - покосившееся, разбитое на множество частей зеркало, косой потолок, стулья без спинки с кривыми ножками - в музее не возникает  желания присесть и отдохнуть. Музей в 1989 году был переоформлен: перегородки коммунальной квартиры сломаны, четыре этажа превратились в четырёхмерное пространство, а дом - в корабль...

    Входим в первый зал, где представлена тема рождения Маяковского - поэт разрушает стереотипы, протестуя против «капиталистического» уклада жизни. Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов, шумно, с рассчитанной скандальностью. Как и все футуристы, ранний Маяковский эпатировал читателя максимализмом литературных манифестов, необычностью программных сборников (например, «Пощечина общественному вкусу»). А ещё - излюбленной желтой кофтой и броскими стихами.

    Маяковский трижды подвергался арестам, полгода был узником Бутырской тюрьмы, где развились две его фобии: боязнь замкнутого пространства и одиночества. После «сотни томительных дней» Бутырской тюрьмы Маяковский начинает писать стихи. Первые черновые наброски периода Бутырки - тут, за стеклом.

    А вот мы видим его экспериментальные попытки живописи: желтые жирафы, один из которых протыкает сдержанные основы классического искусства. «Жираф большой, ему видней». Не всем известный факт: Маяковский учился в Училище живописи, ваяния и зодчества.

    «Долой!..»

    Маяковский создал новый демократический поэтический язык, существенно реформировав русский стих. Он изменил традиционную орфографию и пунктуацию, разбил стихи: сначала столбик, потом и знаменитая лесенка.

    Новым этапом явилась поэма «Облако в штанах» (1915 год) с четырехкратным криком: «Долой!» в каждой из её частей. В музее на первом этаже мы повсюду видим протест: люди-мутанты, у которых вместо щиколотки глаза, населяют неуютный мир, по полу катятся синие слезы-шары, а поэт крушит и кричит: «долой!», «долой», «долой...»

    «Долой ваш строй!» - на стенах висят лубочные картины Маяковского времен первой мировой войны. Первой реакцией поэта на начало войны было острое желание вступить в действующую армию. Однако уже здесь проявилась неоднолинейность творчества Маяковского: в стихотворении «Мама и убитый немцами вечер» поэт показывает все свое отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице.

    «Долой ваше искусство!» - в витрине, наряду со столиками акмеистов и символистов, - перевёрнутый стол футуристов, лидером которых и был поэт.

    «Долой вашу любовь!» - отталкивающий образ «буржуазной женщины». Маяковский отвергает любимую, если она выбирает житейскую благоустроенность в обмен на счастье в шалаше.

    Наконец, «Долой вашу религию!» - икона Грузинской Божьей Матери, с пробитым пулей стеклом (в Грузии, как известно, родился Маяковский). Отвергает поэт и высшие силы, против которых его лирический герой пытается взбунтоваться, получая в ответ полное молчание: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!»...

    И у самого выхода из зала, внезапно, - портрет Николая II, пыльный, задвинутый в угол, да и ко всему прочему перевернутый...

    Квартира № 12

    Резкий взлет по мраморной лестнице на четвертый этаж.

     - 13 лет шел Маяковский к революции, - запыхавшись, поясняет экскурсовод, - эта крутая лестница символизирует трудный и мучительный путь к ней. Человек-Маяковский победил поэта-Маяковского: «наступил на горло собственной песне».

    В музее есть уникальное место, которое осталось нетронутым, - это комната поэта.

    Мы стоим перед дверью: звонок, список жильцов, дверная ручка, за которую не раз брался поэт. А кажется, что если ты сейчас прикоснешься к звонку квартиры № 12, то дверь откроет сам Маяковский: «Заходите».

    В этой «комнатушке-лодочке» поэт прожил 11 лет. Прожил, надо отметить, очень скромно - об этом свидетельствуют 450 подлинных предметов. Маленький зеленый диван, удивительно - как тут мог поместиться человек с таким большим ростом? Ореховый письменный стол, настольная книга - «Что делать?» Чернышевского, чайник, синий дорожный сундук из Америки, который выполнял функцию шкафа. Желтые стены. Портрет Ленина над столом: «Двое в комнате - я и Ленин».

    Маяковский очень уважал Ленина - «самого человечного человека», но Ленин ответных теплых чувств не питал: стихотворений поэта на дух не переносил, они его раздражали своим футуристическим изыском. Только один раз Ленин выразил одобрение - в адрес «Прозаседавшихся».

    Никаких изысков в мебели, никакого антиквариата у Маяковского никогда не было, он этого не любил. А вот в чем себе не мог отказать, так это в хорошей одежде. Одевался с иголочки, по последней парижской моде.

    Но самое главное в комнате - это календарик на столе. Он открыт на 12 апреля 1930 года. Этой датой Маяковский пометил свой уход из жизни. Он принял это решение, два дня ещё сомневался, и 14 апреля нажал на курок своего маузера в этой самой комнате. Стрелялся он, как азартный игрок, играя в прятки со смертью: вынул всю обойму, оставив только один патрон.

    Строительство

    На четвёртом этаже Маяковский - «горлан-главарь», поэт революции - строит новую жизнь. После Октября его творчество приобретает новую социальную окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма. От Бога и Рая он стремится к Человеку и Коммуне, к изобилию вещей и продуктов, к свободной, прекрасной жизни. Новый строй предстаёт в виде людской массы без индивидуальностей. Теперь он не мыслит интимное вне социального. Новое искусство - борьба традиционного с новым, внезапным, резким: «клином красным бей белых!»

    Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить об улице новым, но понятным ей языком.

    В этом же зале представлена подлинная переписка с легендарной музой Маяковского - Лилей Брик; это эпистолярное наследие насчитывает более 400 писем и телеграмм. 

    Путешествие в пространстве и времени

    Спускаемся на третий этаж, как по трапу, и попадаем вместе с Маяковским в Америку: Статуя Свободы в виде женщины в зелёном платье, недостроенный Бруклинский мост, который соседствует с недостроенным «мостом в социализм».

    На следующем этаже попадаем в Европу с символично зарешеченным окном. Она находится на одной архитектурной оси с комнатой Маяковского и уменьшена до размеров стола. В вечность уходят три призыва поэта: оптимизм (нужно верить в светлое), мастерство (уметь делать хоть одно дело) и ненависть к «дряни».

    1930-й год стал для поэта роковым. С каждым днём Маяковский ощущал себя всё более одиноким. Непонимание и неприятие его творчества вселяли неуверенность в душу поэта, обострили его кризисное состояние: «Я с жизнью в расчёте// и ни к чему перечень// взаимных болей,// бед// и обид». Мысль о самоубийстве была хронической болезнью Маяковского, и она обострялась в неблагоприятных условиях. Сама обстановка в России в 20-40 годы, видимо, настраивала гениев на добровольный уход из жизни.

    Спустившись ещё ниже, мы попадаем в зал смерти Маяковского. Перед нами большой перекидной календарь, на нём - посмертная маска, письма, собрание сочинений В.И. Ленина и предсмертная записка:

    «Всем!

    В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сёстры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет».

    Жизнь после смерти

    Казалось бы - вот и конец. Но есть ещё последний зал. Жизнь после смерти: холод общественного восприятия, попрание пьедестала и прославление поэта, название метро и театра в его честь, скульптурные изображения. Каменные изваяния словно вопрошают: что это, максимальное поражение или победа? Добился ли Маяковский, который плевал на казенную память, того, что хотел при жизни, превратившись в камень?

     

    Я знаю силу слов, я знаю слов набат.

    Они не те, которым рукоплещут ложи.

    От слов таких срываются гроба

    шагать четверкою своих дубовых ножек.

    Бывает, выбросят, не напечатав, не издав,

    но слово мчится, подтянув подпруги,
                звенит века, и подползают поезда
                лизать поэзии мозолистые руки.

    Я знаю силу слов. Глядится пустяком,

    опавшим лепестком под каблуками танца,

    но человек душой губами костяком

    . . . . . .

    (неоконченное)

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Иван, Тольятти15.04.2011 11:52 #
    Религии не совсем уместно вмешиваться в историю, так как история расставляет все понятия и предметы по местам, а не религия.
    Варвара, Москва11.09.2010 14:05 #
    Ваш вопрос от 10.09.2010 12:14 принят.
    Номер вопроса: 614825
    Марине Селиверстовой
    Текст: " Уважаемый автор православной молодежной газеты!

    Не вполне понятно Ваше отношение к факту, упомянутому Вами в рекламном очерке о музее поэта-трибуна. "И у самого выхода из зала, внезапно, - портрет Николая II, пыльный, задвинутый в угол, да и ко всему прочему перевернутый..."
    Царская Семья причислена к лику мучеников. Насколько уместно упоминать о вопиющем факте очередного поношения святого имени в предложенном Вами контексте? Надеюсь, при посещении музея Вы обратили внимание "устроителей" на недопустимое отношение к памяти Святого, или Вы только "сфотографировали"?
    Как же не пылать земле и пожарам ,когда мы теплохладны?!


    (Редактор колонки "вопросы настоятелю" направила меня по адресу статьи)
    Владимир, Москва4.04.2009 12:56 #
    Не парадокс ли?! Я имею в виду автора Илью из Сибири. Видимо человек считает себя православным, возможно и набожным, а вот... с удовольствием оставил ядовитый, мерзкий и озлобленный плевок на странице, где так много было вдумчивой информации и добрых мыслей. Видимо есть разные представления о хрестианской морали. Лев Николаевич Толстой тоже не вместился однажды в церковный формат - а что злого и плохого сотворил? Маяковский... что ни говори, тоже ни как злым человеком не был. С надеждой обращался к нам "Товарищи потомки". Да-с... не оправдываем мы его надежд на то, что люди в будущем должны стать много лучше. Позор таким как Илья из Сибири!
    Снежана, Донецк26.01.2009 21:02 #
    На лекции о Маяковском нам говорили, что все его стихи из Бутырки были утеряны. И что он сам искал их для того, чтобы уничтожить, а в статье сказано, что "первые черновые наброски периода Бутырки -... за стеклом". Странно. Их либо потом(после смерти Маяковского) нашли в архивах, либо нам рассказали недостоверную информацию... Н-да, думаю поэт был бы очень расстроен, если бы увидел свои первые пробы пера "за стеклом"...
    Юлиана, Москва15.05.2008 2:22 #
    Простите, немного не в тему, но только "немного", а вот, к примеру, Аристофан созвучен христианскому мировоззрению?
    Маша, Иваново14.05.2008 14:46 #
    Я бы тоже с интересом прочитала, если бы кто обосновал свою любовь/нелюбовь к стихам )Маяковского или еще кого) "не только литературоведчески,как филолог, но и мировоззренчески, как христианин", потому что вряд ли это возможно. Изрядное количество стихов вполне соотносится со словами архим. Рафаила (Карелина): "поэзия утончает чувства и ослабляет дух", и это можно сказать не только о надрывно-эпатажном Маяковским, но и, например, о многом из Тютчева или Фета, не говоря уж о серебряном веке. Так что вообще непонятно, сколько поэзии "пригодно к употреблению" с христианской точки зрения...
    прот. Максим Козлов, Москва14.05.2008 10:35 #
    Отвечаем: в музей Маяковского меня еще школьником насильно водили в советское время. С тех пор не был и, честно говоря, не собираюсь. У кого досуг есть и желание, так вольному воля...
    С оценкой личности и творчества Маяковского, данной в книге проф. М.М. Дунаева, принципиально согласен и мало что могу добавить. А если кто не согласен, но при этом склонен обосновывать свое несогласие не только литературоведчески,как филолог, но и мировоззренчески, как христианин, с интересом бы прочитал.
    Цитаты, изъятые из контекста, мало что говорят об авторе. А отечество там имеется в виду советское, социалистическое и - не забудем - атеистическое.
    Советский авангард, как известно, нынче очень хорошо продается на аукционах. Желающие могут плакатик прикупить, не думаю, что очень дорого. "Все мне позволительно, но..."
    Маша, Иваново13.05.2008 20:51 #
    А почему бы православному человеку не сходить в музей Маяковского? Он очень здорово оформлен, неужели эти дизайнерские решения "неправославны"? И так ли "неправославна" стилистика окон РОСТа, что и посмотреть на них нельзя?
    Саша, Москва13.05.2008 20:50 #
    А вот в одном подмосковном городе на стене одного большого дома большими буквами надпись: "Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет! В.Маяковский". Каждый раз, проезжая мимо этой стены, думаю: какая христианская надпись. Хотя он этого, конечно, в виду не имел.
    Мария Тасалова, Москва13.05.2008 20:35 #
    Маяковский, конечно, гений. Это очевидно. И атеист-богоборец, что тоже очевидно. Но мне это как-то не мешает его любить и восхищаться его поэзией. Самые антихристианские его произведения я просто не читаю.
    А что касается музея Маяковского - всем советую туда сходить, оно того стоит.
    Ека терина13.05.2008 19:35 #
    Уважаемый Илья, большое спасибо за Ваше мнение. Конечно, публикация материала о такой неодназначной фигуре как Маяковский не имеет целью привлечь публику или эпатировать. Мы (точнее, редакция) хотели бы обратить внимание читателей на столь сложные судьбы как, например, Маяковского, Малевича, Тулуз-Лотрека, Ромена Гари и многих других творческих личностей, значительно повлиявших на своих современников и последующие поколения. Да, многие посетители православных сайтов уже имеют твердое мнение на их счет. Но, возможно, стоит задуматься еще раз - как же нам оценивать творчество и восприминать личность этих людей? Всегда ли явное и нарочитое неприятие христианства должны означать для нас неприятие их творчества? И неужели в их произведениях все только темное и ненужное для нас? В конце концов, нам стоит задуматься над этими вопросами в дискуссии с образованными, но неверующими или сомневающимися собеседниками.
    Юлиана, Москва13.05.2008 17:54 #
    Отец Максим, а Вы были в музее Маяковского? Поделитесь вашими впечатлениями...
    прот. Максим Козлов, Москва13.05.2008 16:56 #
    Маяковский, безусловно, одна из крупнейших фигур русской поэзии начала века, но одновременно и фигура совершенно антихристианская. Мне бы тоже хотелось видеть на церковном сайте анализ его творчества и очерк жизни, в котором бы приметна была мировоззренческая позиция автора, благо посещение его музея дает к тому много оснований. Но, увы... Тогда встает вопрос: а зачем нужен этот материал? Не для того же, чтобы послать читателей во время проогулки по центру Москвы в музей Маяковского?
    Илья, Сибирь13.05.2008 16:13 #
    Маяковский - какая мерзость его стихи! Неужели на православном сайте нельзя писать о другом? Илит мы надеемся так приманить кого-то? Так давайте и для педофилов что-нибудь откроем...

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru