Tweet |
Кадр из фильма "Волны" |
Претенциозность при общей атмосфере пустоты, загруженность ненужными подробностями, неоправданные паузы или долгие планы, нанизанные на обыденные сценарии. Обязательная, но неоправданная жестокость, сдобренная разнузданными и совершенно лишними сценами секса. Все это свидетельствует о том, что современным режиссерам, на самом деле, нечего сказать. Даже при наличии синопсиса и при развернутом сценарии – нечего, приходится прятать пустоту. Если фильм корейский или китайский – жди много крови или нарочитого примитивизма. Индийское кино остается верным Болливудским традициям даже в документалистике. Южная Америка и, отчего-то Балканы, любят истории о футболе. Либо о наркотиках, изничтожающих бедные районы. Российские режиссеры мечтают о славе Тарковского, но снимают картинку для КВН и реанимируют образ Виктора Робертовича (кажется, настало время создать движение «Руки прочь от Цоя»).
Как результат, Конкурс, Перспективы и Документалистика в этом году были откровенно слабыми и вялотекущими. Поэтому и церемония награждения особо никого не тронула. Да, спорный приз за лучший документальный фильм ММКФ у режиссера Данфунга Дениса «В ад и обратно». Но конкуренции не было у правильно выстроенной, толерантной истории о сержанте Нейтене Харрисе, ушедшем воевать в Афганистан и пытающемся по возвращении примириться с действительностью.И – приз в студию.
Кадр из фильма "В ад и обратно" |
33 ММКФ продемонстрировал отсутствие героев, особенно среди мужских персонажей. То ли тенденция времени, то ли в Россию провозят фильмы обезличенные. В этой связи весьма показательно, что приз за Лучшую мужскую роль был отдан Карлосу Альварес-Новоа, играющему кемарящего деда Мигеля в фильме «Волны». Но, если задуматься, что может быть страшнее того, что лидером среди мужчин стал спящий старик.
Мы еще точечно, капельно выбирали, осторожно рекомендуя: вот, мол, из худшего лучшее. Смеялись над тем, что все конкурсное кино депрессивно. Мучились от того, что большая часть режиссеров не может поместить себя в полутора и даже двухчасовой формат. Многофигурные и масштабные по историческим событиям фильмы тут же замахиваются на формат 3-4 часа (а потом их создатели жалуются, что кинотеатры отказываются брать работы с таким хронометражем) или на сериалы. Но никто не в состоянии уложиться в рамки картин «Дом, в котором я живу» - час сорок, «Офицеры» - 91 минута, «Служили два товарища» - 93 минуты. А ведь в них и актерам было, где развернуться, и режиссеру с оператором оставалось время мастерство показать. На делеэто означает, что безграмотны не только сценаристы и режиссеры, но и их продюсеры: некому воду отжимать, да и сами истории из сплошной воды сделаны.
Парадокс кинофестивальный заключается в том, что самыми зрелищными, яркими и интересными для публики, посещающей в России эстетский кинофорум, стало… развлекательное американское кино. Причем, порой, далеко не самой первой свежести. Открылся фестиваль премьерой третьих «Трансформеров» в 3D. Будем честными, фильма, потрясающего как размахом, так и исполнением замысла, но – никакого отношения ни к культуре, ни к фестивальному кино не имеющего.
В программе показали стандартную американскую комедию «Бобер», делающую ставку на то, что главным героем в ней назначен Мэл Гибсон (в мировом прокате «Бобер» стартовал 2 месяца назад). Прошлогодний фильм «Буря» по пьесе Шекспира, больше напоминающий дурной перфоманс уездного театра по замыслам, костюмам, исполнению. И – прошлогодний же – весьма посредственный политический детектив «Расплата». Впрочем, особой необходимости покупать билет за 450 рублей (такова цена похода на фестиваль) не было – все эти фильмы, как и «Меланхолия» скандального Ларса фон Триера выходят уже в июле.
Кадр из фильма "Елена" |
Остается отметить те три работы, которые произвели незабываемое впечатление. Сразу оговорюсь, ни одна из них не была в Конкурсе, так что и к кинофестивалю они имеют отношение условное. Сюжет каждой уместился бы на листке, вырванном из записной книжки, но доведен до совершенства.
Первая – фильм Андрея Звягинцева «Елена». Поздний Звягинцев, уместившийся в формат полутора часов, стал настоящим потрясением, «Елена» не отпускает, не дает забыть себя. Но, поскольку релиз картины запланирован на конец сентября, то остановимся пока на этом определении. Еще от одного фильма никак не удается отделаться, это участник Каннского фестиваля «У нас есть Папа» Нанни Моретти. Рассказывая о том, как после смерти папы римского кардиналы выбирают преемника, режиссер – социалист и атеист – умудрился пройти по острию ножа, не впадая в излишнюю помпезность и преклонение перед священнослужителями, ни в пошлость или глупость. Картина получилась изящной, веселой, романтичной и очень душевной. Напоминающей в первую очередь духовенству, что избранники - тоже люди. Финал, выбивая из колеи своей нестандартностью (пожалуй, впервые хотелось типичного голливудского хэппи-энда), заставляет задуматься о состоянии Церкви. К сожалению, боясь провалов в прокате, российские прокатчики не купили картину «У нас есть Папа».
Кадр из фильма "Артист" |
Равно как и еще один примечательный фильм «Артист» Мишеля Хазанавичюса. Режиссер сделал ставку на одного из самых интересных французских артистов Жана Дюжардена и поведал историю трагедии актера, привыкшего работать в Великом немом. Фильм – дань прекраснейшему периоду в истории кинематографа, а потому большая часть картины снята в черно-белом и немом формате. Первый – и едва ли не единственный – звук в «Артисте» приносит несказанное счастье. Которого пока, увы, лишен российский зритель.
Tweet |
Вставить в блог
Из всех искусств для нас важнейшим…6 июля 2011
|
Поддержите нас!