Tweet |
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. в старинной дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование. Обладая прекрасной памятью, Пушкин учился легко: в детстве он в совершенстве овладел французским и итальянским языками, много читал. Первые поэтические опыты относятся к его двенадцатилетнему возрасту.
В 1811-16 г.г. Пушкин учился в Царскосельском лицее.
Началом его поэтической известности надо считать январь 1815 г., когда он на экзамене в лицее в присутствии Г.Р. Державина прочитал свое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе». Выдающиеся русские поэты Г.Р. Державин и В.А. Жуковский с восторгом приветствовали 15-летнего юношу как восходящую звезду русской поэзии.
Выйдя из лицея, молодой талантливый остроумный поэт с головой погрузился в бурную жизнь литературных обществ и высшего света. Остается удивляться тому, как у него хватало времени еще и на творческую работу.
Выдающимся произведением первого Петербургского периода творчества поэта была поэма «Руслан и Людмила», появление которой в печати в середине 1820 г. произвело в обществе сенсацию, так как своим языком, юмором, литературными приемами она вызывала впечатление невиданной новизны и подкупала поэтической обаятельностью. Поэма расходилась нарасхват, ее читали и перечитывали, заучивали наизусть.
Будучи вольно или невольно вовлечен в общественную жизнь столицы, и владея острым словом, Пушкин разразился массой политических эпиграмм и памфлетов. Это, хотя и увеличивало его популярность, делало его положение опасным. Сам Пушкин, вспоминая об этом времени, писал: «Мне было 20 лет в 1820 г. Разнесся слух, что я был позван в тайную канцелярию и высечен. Я почел себя опозоренным. Тогда я решился выказать столько наглости, столько буйства в моих речах и в моих сочинениях, сколько нужно было для того, чтобы понудить правительство обращаться со мною как с преступником. Я жаждал Сибири как восстановления чести». И правительство не заставило себя ждать – в мае 1820 г. Пушкин был переведен на службу в Екатеринославль (ныне Днепропетровск) и вынужден был покинуть столицу.
Четыре года, проведенные Пушкиным на юге России, дали ему массу новых впечатлений. Он посетил Кавказ и Крым, жил в Кишеневе, с головой погрузившись в шум, разнообразие, разноголосицу этого своеобразного южного города, изучал нравы и образ жизни цыган. Эти годы были весьма плодотворны в творческом отношении. В частности, здесь им написана поэма «Цыгане».
В 1823 г. в связи с реорганизацией управления южными губерниями, Пушкин был переведен в Одессу под начало графа М.С. Воронцова. Необузданный нрав Пушкина не мог подчиниться новому начальнику. Назревал конфликт, который подогревался дерзким поведением поэта и его насмешливыми памфлетами и эпиграммами. О поведении Пушкина стало известно в столице, и в середине 1824 г. Министр иностранных дел граф Нессельроде направил графу Воронцову следующее предписание: «Император находит необходимым удалить его (Пушкина) в имение родителей, в Псковскую губернию под надзор местного начальства. Ваше Сиятельство не замедлит сообщить Пушкину это решение и отправит его без отлагательства в Псков, снабдив его прогонными деньгами». Так началась ссылка Пушкина в село Михайловское.
Два года провел Пушкин в уединении в Михайловском в общении только с соседями по имению, няней Ариной Родионовной и изредка навещавшими его друзьями. Однако этот период оказался для него очень плодотворным. Здесь, в частности, им написаны драма «Борис Годунов» и бо′льшая часть романа «Евгений Онегин». Оценивая значение этих произведений Пушкина, Ф.М.Достоевский писал, что в «“Евгении Онегине” поэме уже (по сравнению с “Цыганами” - авт.) не фантастической, но осязаемо реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческой силой и с такою законченностью, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй… Итак в “Онегине”, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто… Пушкин и, конечно, тоже первый из писателей русских, провел перед нами в других произведениях этого периода своей деятельности, целый ряд положительно прекрасных русских типов, найдя их в народе русском. Главная красота этих типов в их правде, правде бесспорной и осязательной… О типе русского инока-летописца (“Борис Годунов” - авт.), например, можно было бы написать целую книгу, чтоб указать всю важность и все значение для нас этого величавого русского образа, отысканного Пушкиным в русской земле… как свидетельство того мощного духа народной жизни, который может выделять из себя образы такой неоспоримой правды… Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть и надежда, великая надежда на русского человека».
В мае 1826 г. Пушкин обратился к новому Императору Николаю I с просьбой освободить его от ссылки и дал обещание «впредь ни к каким тайным обществам, под каким бы они именем не существовали, не принадлежать». Император принял Пушкина, беседовал с ним и расставаясь сказал: «Довольно ты надурачился, надеюсь теперь будешь рассудителен, и мы более ссориться не будем. Ты будешь присылать ко мне все, что сочинишь, отныне я сам буду твоим цензором».
Пушкин был окрылен дарованной ему свободой. После шести лет изоляции он был с восторгом принят в литературных кругах и в обществе. Начался самый плодотворный период его жизни. В эти годы Пушкин живо интересовался историей России, появился ряд его произведений на исторические темы – «Полтава», «История Пугачевского бунта», «Песни о Стеньке Разине», «Капитанская дочка» и др.; начал писать прозу - «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Пиковая дама» и др., стал издавать литературный журнал «Современник», зарекомендовав себя незаурядным журналистом и литературным критиком; наконец, он продолжал радовать читателей и поклонников его таланта блестящими стихами.
Чрезвычайно расширился круг читателей и почитателей таланта Пушкина. Это стало очевидным после смерти поэта, когда «в течение трех дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пестрою толпою вокруг его гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого народного поэта. Нельзя было без умиления смотреть на эти плебейские почести, тогда как в наших позолоченных салонах и раздушенных будуарах едва ли кто-нибудь и сожалел о краткости его блестящего поприща» (Е.Н. Мещерская – Карамзина). Тысячи людей, пришедших проститься с Пушкиным и запрудивших набережную р. Мойки в эти дни, испугали власти возможностью беспорядков и вынудили принять решение об ограничении количества людей при отпевании и о тайном вывозе тела поэта для захоронения в Святогорском монастыре (недалеко от Михайловского). Пушкин действительно уже при жизни стал народным поэтом.
Творческие успехи и счастливая семейная жизнь омрачались, однако, рядом проблем, связанных с общественным положением поэта. Доброжелательное и почтительное отношение Пушкина к Николаю I, поддержка действий правительства при подавлении Варшавского восстания в 1830 г. охладили к нему часть либеральной творческой интеллигенции. Дарование Пушкину титула камер-юнкера и приближение ко Двору, успех жены в высшем обществе привели к раздражению и неприязни со стороны многих представителей этого общества, помнивших еще его выходки в юные годы. Следствием этого отношения была и грязная интрига, приведшая в конце концов к гибели поэта.
А.С. Пушкин скончался 10 января 1837 г. от раны, полученной им на дуэли с французом Дантесом, находившимся на службе в России.
Прошло более ста пятидесяти лет со дня гибели Пушкина, но он также близок нам, как и тем людям, которые пришли проститься с ним после его смерти. Произведения Пушкина широко известны и любимы в нашей стране, они переведены на все языки мира и многие иностранцы постигают с их помощью духовный мир и исторические традиции нашего народа. Отметим еще, что во все времена Пушкин был в высшей степени современен. Приведем два стихотворения, написанные Пушкиным в связи с Варшавским восстанием 1830 г.
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы полюбил,
И мудро свой возненавидел,
Когда безмолвная Варшава поднялась
И ярым бунтом опьянела.
И смертная борьба меж нами началась
При крике «Польска не загинела!» –
Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда разбитые полки бежали вскачь
И гибло знамя нашей чести.
Когда ж Варшавы бунт раздавленный лежал
Во прахе, пламени и дыме, –
Поникнул ты главой и горько возрыдал,
Как жид о Иерусалиме.
КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? Волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага –
И ненавидите вы нас…
За что ж? Ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?
Вы грозны на словах – попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля,
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
Можно подумать, что эти стихи написаны в наше время и посвящены войне в Чечне. И как знакомы нам эти люди «кто руки потирал от наших неудач» и т.д. И сколько в этих словах любви к своему Отечеству, веры в его силы и его будущее. Пушкин слился со своим народом, жил его интересами и интересами России. В письме к Чаадаеву (1836 г.) Пушкин писал: «Хотя я лично сердечно привязан к Государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора меня раздражает, как человека с предрассудками я – оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!