Tweet |
- В начале мая Издательский Совет Русской Православной Церкви выступил с официальным заявлением о приостановлении сотрудничества с издательством «Святая гора» в связи с несанкционированным использованием данным издательством грифа Издательского Совета. Подобных заявлений до сих пор не было в практике Издательского Совета, поэтому его с полным основанием можно назвать беспрецедентным. Связано ли это с нарушением процедуры грифования или же основной причиной данного решения стало содержание книг протопресвитера Феодора Зисиса, о которых упоминается в заявлении?
- В данном случае обе причины имели место, но сразу же хотел бы внести ясность: относительно книг «Благое непослушание или благое послушание» и «Битва за Православие» Экспертной коллегией были приняты разные решения. Если на первую книгу поступил отрицательный отзыв, и коллегией было принято решение не предоставлять ей гриф, то на вторую книгу отзыв был положительным, хотя он и заключал в себе множество оговорок. Относительно книги «Битва за Православие» решение коллегии заключалось в том, что ей может быть присвоен гриф в случае ее доработки с учетом замечаний коллегии.
Книга же «Благое непослушание или благое послушание» получила, как я уже сказал, отрицательный отзыв рецензента. Помимо достаточно сомнительных с богословской точки зрения идей, высказываемых в ней, в этой книге также содержатся прямые выпады против священноначалия Константинопольской и Элладской Церквей. Мы изучили эту ситуацию и выяснили, что протопресвитер Феодор Зисис открыто полемизирует со священноначалием Элладской Православной Церкви, клириком которой является, не подвергаясь при этом каким-либо прещениям, хотя это внутреннее дело этой Церкви. Наша Церковь считает для себя неприемлемым на официальном уровне поддерживать высказываемые им взгляды.
Интересным образом (совпадение ли это – не знаю) идеи, содержащиеся в книге «Благое непослушание или благое послушание» во многом перекликаются с содержанием заявления так называемых «ижевских раскольников». То, что подобные издания способствуют распространению идей, которые в конечном итоге могут спровоцировать раскол в церковной среде, думаю, совершенно очевидно.
Хотел бы также обратить внимание и на основную идею книги, выраженную в ее заглавии: «Благое непослушание или худое послушание?». Возможно, издатели из «Святой горы», публикуя эту книгу с грифом Издательского Совета, думали, что тем самым они совершают акт благого непослушания, то есть намеренно действовали в русле сомнительных идей, которые изложены в данной книге. Если это так, то это, конечно, весьма печально. Но все-таки хотелось бы надеяться, что в основе действий издателей из «Святой горы» тоже лежала забота о Церкви Божией и ревность о чистоте Православия. К сожалению, как известно, довольно часто подобная ревность оборачивается ревностью не по разуму. Очевидно, что так было и в этом случае. Но если, что называется, их помыслы были чисты, думаю, путь к возвращению в поле полноценного сотрудничества с Издательским Советом и с другими православными издательствами для них не закрыт.
- То есть отныне к каждому нарушителю будут приниматься подобные жесткие меры?
- Хотел бы заверить Вас: каждая подобная ситуация будет изучаться отдельно и досконально. Никаких поспешных и невзвешенных решений приниматься не будет. Церкви дорог каждый издатель, издающий православную литературу, и поэтому одна из наших главных задач – помочь издателям разобраться в нюансах и тонкостях церковной ситуации, которых они не знают или не имеют о них достоверной информации.
В отношении издательства «Святая гора» со своей стороны мы сделали все что в наших силах, для того чтобы предотвратить развитие ситуации по тому сценарию, который, к сожалению, привел к столь печальному для этого издательства результату. Мы пытались наладить рабочий контакт со «Святой горой», приглашали генерального директора этого издательства И.Л. Кварталова для беседы в Издательский Совет, чтобы выяснить обстоятельства данного дела. Но, к сожалению, от нашего приглашения этот издатель уклонился.
В ответ же на письменный запрос мы получили письмо весьма странного содержания, где, в частности, говорилось, что «перед вторым изданием мы направили вам книгу в виде макета с уже проставленным грифом Издательского совета Русской Православной Церкви, будучи уверены, что в ближайшее время книга будет рекомендована к публикации». Достаточным основанием для подобной уверенности издатели посчитали то, что в «Православной энциклопедии» содержится «статья об отце Феодоре Зисисе, в которой в числе других богословских трудов о. Феодора упоминается изданная нами книга без каких-либо оговорок на ее несоответствие официальной позиции Русской Православной Церкви».
Как говорят в подобных случаях, комментарии излишни. Подобный, мягко говоря, неконструктивный подход, вызвал у нас и удивление, и сожаление. Нам ничего не оставалось, как доложить о данной ситуации Святейшему Патриарху. Принятое им решение, как Вы заметили, действительно было беспрецедентным, но совершенно адекватным ситуации, которую также можно охарактеризовать как беспрецедентную.
- Позволяет ли процедура присвоения грифов Издательского Совета впредь гарантировать непопадание в систему книгораспространения литературы, содержащей противоречащие церковной позиции? Насколько реально проследить выполнение предписания о «необходимости изъятия данных изданий из продажи» во всех церковных книготорговых организациях? Существует ли процедура контроля и наказаний в данной сфере? И если нет, то планируется ли их разработка?
- Вы затронули очень важный вопрос. Присвоение грифа и контроль за тем, чтобы в систему церковного книгораспространения не попадали книги без грифа, – это две очень тесно взаимосвязанные друг с другом части одного процесса. Для того чтобы запустить этот процесс, Издательский Совет, в первую очередь, должен был разработать систему присвоения грифа, эта система на сегодняшний день получила оформление в основных своих чертах, хотя и нуждается еще в отладке и доработке. Сегодня мы вплотную подошли и к решению вопроса о контроле за наличием грифа у литературы, попадающей на прилавки церковных магазинов. На последнем заседании коллегии Издательского Совета, которое состоялось 24 февраля, была создана рабочая группа, которая уже занимается разработкой соответствующих механизмов.
Первые результаты деятельности этой рабочей группы будут обсуждаться на ближайшем заседании коллегии Издательского Совета, назначенном на 27 мая, но уже сейчас очевидно, что для осуществления контроля в данной сфере необходим соответствующий контрольный орган. Контролировать ситуацию в данной сфере необходимо, конечно же, в тесном контакте с епархиями, но – подчеркну еще раз – организовать эту работу в масштабах всей Церкви по силам только специальному органу, действующему в рамках Издательского Совета. Выступая с подобной инициативой, мы не изобретаем велосипед – например, в Учебном комитете есть должность главного инспектора, существует практика направления инспекционных групп в епархии для контроля над деятельностью духовных школ. Это инспектирование проходит, естественно, с ведома правящего архиерея.
- А не может ли официальный запрет на продажу сочинений протопресвитера Феодора Зисиса в церковных лавках, напротив, привести к повышенному интересу к данному автору и его позиции? Быть может, в подобных случаях необходимы подробные разъяснения и публикации, позволяющие популяризировать официальные экспертные оценки данных изданий?
- Выступление с официальным заявлением – это общепринятая в таких случаях практика. Конечно, подобные заявления могут создавать определенную антирекламу, но от этого они не теряют своего значения. По крайней мере, другого способа, которым официальная структура может обозначить свое отношение к тому или иному явлению, не изобретено.
Хотел бы в этой связи напомнить: если Издательский Совет принимает решение отказать в присвоении грифа тому или иному изданию, это не означает, что мы запрещаем кому-либо издавать то, что он хочет, или кому-либо читать это. В соответствии с Конституцией нашего государства каждый гражданин имеет полное право издавать то, что он считает нужным. В данном случае речь идет только о распространении литературы через церковные книжные магазины и лавки. Здесь Церковь оставляет за собой право решать, нужна ли православным верующим та или иная литература, и таким образом выступает на страже духовной безопасности своих чад – в основной своей массе богословски не искушенных людей, которые все что написано в книгах, купленных в церковной лавке, могут воспринять за чистую монету.
Что касается публикаций, вносящих ясность в ту или иную ситуацию, считаю, что они должны быть в обязательном порядке, причем весьма желательно, чтобы такие публикации появлялись не только на официальных сайтах. Надеюсь, что в том числе и это интервью поможет развеять слухи, которыми уже стала обрастать ситуация с издательством «Святая гора». Надеюсь также, что портал «Православная книга России» всегда будет надежным партнером Издательского Совета в деле адекватного освещения взаимодействия Издательского Совета Русской Православной Церкви с издательским сообществом.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!