rss
    Версия для печати

    12.12.12

    Число 12 глубоко укоренилось в христианской традиции. Но в то же время именно христиане наиболее активно выступают против сакрализации цифр. О православном значении «апостольского числа», его истории и символике рассказывает профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, директор Православной классической гимназии города Тольятти протоиерей Димитрий ЛЕСКИН.

    В преддверии 12 декабря 2012 года многие люди, в том числе считающие себя православными, пытаются выяснить мистическое значение этого числа. Но насколько вообще числовая мистика близка христианству?

    Существует мнение, что мистическое отношение к числам является исключительно языческой или иудейской традицией, а в христианстве оно должно быть преодолено. Это не совсем так. Да, в ряде языческих традиций и иудаизме (особенно в каббале) числам, а также буквенному и числовому значению каждого слова, в первую очередь имен, придается обоготворяющее значение. С его помощью, по мнению представителей этих религиозных традиций, можно проникнуть в самую суть слов, познать их эзотерический, скрытый от людей «непосвященных», смысл. Конечно же, этого нет в христианстве, поскольку евангельское вероучение не содержит никаких «тайных доктрин» и открыто для всех, кто готов к постижению Слова Божия. Но, с другой стороны, если мы посмотрим некоторые древние христианские памятники, известнейшими из которых являются философско-богословские сочинения, связанные с именем святого Дионисия Ареопагита, то и там различным числовым значениям, особенно — упоминаемым в Ветхом и Новом Заветах и укорененным в Священном предании Православной церкви, придается большое значение.

    И среди них особое место занимает число 12?

    Конечно. На самом деле, «мистических чисел» в христианстве немного, и все они отражают те или иные догматические основы христианского вероучения и церковно-исторические факты. Так, единица и тройка — основы самого главного церковного догмата о Пресвятой Троице (Бог един по существу, но троичен в лицах). Семь — число дней Творения, кроме того, это одно из наиболее часто встречающихся чисел в Апокалипсисе — Откровении святого Иоанна Богослова. Но именно 12 с древности одновременно воспринимается и как число полноты, и как число Божьего Суда. Полноты ветхозаветной (12 колен сынов Израилевых), апостольской и пророческой (12 новозаветных апостолов и 12 ветхозаветных «малых» пророков, провозвестников воплощения Бога Слова — Господа нашего Иисуса Христа). Более того, как и семерка, это число апокалиптическое, связанное с образом мистического града — Небесного Иерусалима. В Откровении Иоанна Богослова мы встречаем двенадцать ангелов на двенадцати вратах, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, судий, которые воссядут на престолах дважды по двенадцать (две символические полноты — ветхозаветная и новозаветная) рядом с Господом и будут судить наш мир. И так далее — этих символов в Апокалипсисе довольно много.

    Но в чем же заключается тайна этого числа, и как мы должны к ней относиться?

    Как к любой нераскрытой тайне: благоговейно, но трезво. Повторюсь, в христианстве нет ничего, что бы намеренно утаивалось «посвященными» от «непосвященных». Есть лишь те тайны, которые нам не дано постичь в этом мире. И поэтому мне хочется предостеречь от обоготворяющего отношения к числам. Не надо бояться, и избегать, или, напротив, верить, что с их помощью мы можем достичь сути.

    Вставить в блог

    12.12.12

    12.12.12

    12 декабря 2012
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru