rss
    Версия для печати

    Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова - 15 апреля

    1765 г. – скончался великий русский ученый, общественный деятель и поэт М.В.Ломоносов (родился 19 ноября 1711 г.)

    Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне - Ломоносово) вблизи города Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина, который имел участок земли и занимался промыслом рыбы в Белом море.

    Сведения о детстве М.В.Ломоносова скудны. Известно, что его мать умерла, когда сыну было несколько лет от роду. Мачеха не любила пасынка, и он рос в суровой обстановке. С десяти лет Михаил помогал отцу в его тяжелой и опасной работе. Суровая северная природа, дальние плавания, преодоление трудностей воспитали в мальчике стойкость характера, волю и смелость.

    Ломоносов рано начал читать, был чтецом в приходской церкви. С помощью соседа крестьянина Шубина (отца будущего выдающегося русского скульптора Ф.И. Шубина) Ломоносов овладел грамматикой Смотрицкого и арифметикой Магницкого – этой основой русского образования того времени. Эти книги зародили в нем жажду знаний. Желанию Ломоносова учиться противился отец, который хотел его женить и приспособить к своему делу. Конфликт между сыном и отцом кончился тем, что в 1731 г. Ломоносов тайно от отца ушел вместе с обозом рыбы в Москву.

    В Москве М.В. Ломоносов был принят в училище при Заиконоспасском монастыре. Много горя и лишений пришлось пережить ему в это время: бедность, насмешки товарищей, среди которых он был переростком, гнев и укоры отца. Но жажда научного знания, всецело завладевшая им, заставила забыть о всех лишениях и всего себя посвятить постижению наук. Талантливый ученик был замечен и в 1736 г. в числе двенадцати «отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели… и Отечеству пользу учинить могли», был направлен для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. В том же году Академия направила Ломоносова в Германию для изучения химии, горного дела, а также «естественной истории, физики, геометрии и тригонометрии, механики, гидравлики и гидротехники».

    В Германии Ломоносов получил обширное и основательное образование. Несмотря на скудное содержание от Академии и как следствие, постоянную нужду и необходимость зарабатывать деньги на жизнь, он уже в 1739 г. направил в Академию две диссертации по физике и химии. В 1741 г. Ломоносов возвратился в Петербург в Академию наук, а в 1745 г. он стал профессором химии и первым русским академиком в Петербургской Академии наук.

    Ломоносов отличался необычайной широтой научных интересов. Его открытия и достижения намного опережали русскую и мировую науку того времени. Впечатляет уже один краткий перечень его достижений в различных областях науки и культуры:

    - В области естественных наук им открыт общий закон сохранения энергии; сформулирован принцип сохранения материи и движения; по существу создана новая наука – физическая химия; получены основополагающие результаты в области исследования атмосферного электричества, теории распространения тепла, теории цвета. Им разработан целый ряд приборов для физических и химических исследований.

    - В области наук о земле и вселенной он открыл наличие атмосферы у Венеры; предсказал существование материка в районе южного полюса Земли; описал строение Земли; объяснил происхождение многих полезных ископаемых; дал классификацию морских льдов.

    - В области прикладных наук им написано руководство по металлургии; разработаны новые навигационные приборы; обоснована важность для экономики России исследования Северного морского пути и Сибири.

    - В области гуманитарных наук Ломоносову принадлежит заслуга усовершенствования русского языка, в частности, разработка и публикация научной грамматики русского языка и первой риторики на русском языке; разработка новых стихотворных форм; создание русской оды высокого гражданского и общественного звучания; систематизация представлений и фактов, связанных с древней историей нашего государства.

    Его всегда преследовали «мысли, простирающиеся к приращению общественной пользы». При этом не было границ его интересам. Например, в 1761 г. он пишет трактат «О сохранении и размножении российского народа», где предлагает ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости и сохранения родившихся.

    Будучи выходцем из народа и страстным патриотом своего Отечества, Ломоносов, поднявшись благодаря своим трудам к вершине общественной лестницы, приложил много энергии и сил к созданию благоприятных условий для развития русской культуры и науки. Вся его жизнь – это непрерывная, жестокая, часто переходившая границы приличия, борьба с «неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого». Став в 1757 г. членом Академической канцелярии управлявшей делами Академии наук он, преодолевая сопротивление академиков-иностранцев, добивался пополнения Академии русскими учеными.

    Страстным призывом к русской молодежи звучат слова М.В.Ломоносова:

     

    О вы, которых ожидает

    Отечество от недр своих

    И видеть таковых желает,

    Каких зовет от стран чужих,

    О, ваши дни благословенны!

    Дерзайте ныне ободренны

    Раченьем вашим показать,

    Что может собственных Платонов

    И быстрых разумом Ньютонов

    Российская земля рождать

     

    Чтобы взращивать новых Платонов и Ньютонов необходима система народного образования. Так как существовавшие при Петербургской Академии наук гимназия и университет в силу ряда причин не стали центрами российского образования, то Ломоносов принимал деятельное участие в реализации своей идеи – учредить в Москве первый российский университет. Он убедил приближенного Императрицы Елизаветы Петровны графа И.И. Шувалова в необходимости создания университета, и тот, пользуясь своим влиянием при Дворе, добился того, что Указ об образовании Московского университета был подписан. Московский университет по существу является детищем Ломоносова и по праву носит его имя.

    М.В.Ломоносов возродил в России искусство мозаики, разработав новую технологию изготовления мозаичных материалов. Интересно, что он лично принимал участие в изготовлении мозаики «Полтавский бой». Эта мозаика сохранилась до наших дней, и ее можно увидеть в здании Академии наук в Петербурге на набережной Невы.

    М.В.Ломоносов – один из самых выдающихся светил мировой науки. Он был первым русским ученым, ставшим известным на Западе. Его труды прославили нашу страну и русскую науку, а его жизнь – пример служения Отечеству.

    «Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества… Часто встречающееся сопоставление Ломоносова и Леонардо да Винчи и Гете правильно и оправдывается не механическим многообразием видов культурной работы, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков» (С.И.Вавилов, Президент Академии Наук СССР ).

    «Деятельность Ломоносова – целая эпоха в истории отечественной и мировой науки» (В.В.Келдыш, Президент Академии Наук СССР ).

    Великий русский ученый-патриот скончался 15 апреля 1765 г. и похоронен в Некрополе Александро-Невской Лавры в Петербурге.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Сергей Викторович Самохвалов., Москва15.04.2012 10:20 #
    Михаил Васильевич Ломоносов в предисловии к «Древней Российской истории от начала…» (СПб., 1766) утверждал: «Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что, ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величеств, могущества и славы достигнул. Возрастая до толикого величества Россия и восходя чрез сильные и многообразные препятства, коль многие деяния и приключения могла дать писателям, о том удобно рассудить можно. Из великого их множества немало по общей судьбине во мраке забвения покрыто. Однако, противу мнения и чаяния многих, толь довольно предки наши оставили – на память, что, применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины. <…>Посему всяк, кто увидит в российских преданиях равные дела и героев, греческим и римским подобных, унижать нас пред оными причины иметь не будет, но только вину полагать должен на бывший наш недостаток в искусстве, каковым греческие и латинские писатели своих героев в полной славе предали вечности. <…>Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшие деяния в потомство и глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте и ветхостию разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает. Наконец, она дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судиям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому – незлобивое увеселение, с несказанною пользою соединенное. Когда вымышленные повествования производят движения в сердцах человеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеет силы, особливо ж та, которая изображает дела праотцев наших?»


    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru