rss
    Версия для печати

    Мы входим в пламя или в пламя

    Мне повезло посмотреть фильм «Поп» Владимира Хотиненко задолго до его премьеры, причем – посмотреть именно на большом экране: в честь Дня православной книги компания «Православная энциклопедия» организовала закрытый показ для священства нашей Красноярской и Енисейской епархии. Небольшой кинозал в Красноярске был полон: архиерей, священники, работники разных епархиальных ведомств… Попы, как гласит популярный в Церкви слоган – тоже люди. Перед началом сеанса в зале слышались и смех, и шутки, и фразы вроде: «А что смотреть, отцы, будем, «Аватара»?» - собрались-то по непривычному поводу, на кино, от смущения вели себя как школьники, которым выпало нежданное «окно» в уроках…

     

    А когда в зале включили свет - я видел лица многих братий-сослужителей заплаканными. Один батюшка, родом с Украины,  сказал : «Да что, всё так...Это ж прямо история моей семьи, моей бабушки история.  Ее  немцы стреляли - не дострелили, партизаны стреляли - не дострелили, а наши пришли: была в оккупации и выжила - значит, изменник Родины. И - в лагеря...» 

    О Псковской православной миссии, подвизавшейся на оккупированной территории по инициативе Розенберга,  написаны - и будут еще написаны - исследования, ее истории посвящена и книга Александра Сегеня, послужившая основой сценария фильма, история эта известна, о ней читали многие.  Да и  о самом фильме, его достоинствах и недостатках,  говорить здесь тоже не буду: совсем скоро - премьера, всяк желающий посмотрит сам,  и я многорешный - никак не кинокритик. Позволю себе высказать о фильме в целом только одно свое мнение,  частное и  необъективное, то, что блогеры в Интернете обозначают аббревиатурой «ИМХО»: из художественных фильмов последних лет на православную тему, вышедших на широкий российский экран и ставших предметом дискуссий, этот фильм увиделся мне...как бы сказать...правильным. Не «идеологически выдержанным».  А - духовно правильным (может быть, потому, что основан на реальных событиях, и с этой основой авторы обошлись, по-моему, очень деликатно и бережно). 

    Один эпизод, от которого у меня перехватило горло: Пасха, утро, из деревенского храма выходит крестный ход. В ходе принимают участие советские пленные, специально привезенные немцами из лагеря по просьбе священника,  поэтому вокруг - охрана со шмайсерами и овчарками... «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех» - пение почти перекрывается хрипом и лаем злобных собак, а из лесу в спину следят вооруженные партизаны, готовые уничтожить мракобесов, немецких прихвостней...

    Церковь и власть земная... Православные империи и царства, благостные  картинки «симфонии» духовной и государственной?.. Полноте. Церковь Христова всегда, всегда жила так - между немцами и партизанами, между правыми и левыми, между Скиллой и Харибдой  властных притязаний.  Власть земная, по сути,  никогда не любила Церковь Христову. По одной простой причине: каков бы ни был кесарь - но христиане своим Царем считают не его, а Христа. Да, они смиренны, они кротки, они работают не за мзду, а за совесть, исполняя заповедь  любви к ближнему  - но  их царство  основано не на законах и отношениях  падшего мира сего, их Царство - не от мира сего, вот и вся простая правда о Церкви, лежащая в основе многочисленных хитросплетенных коллизий, которыми полна  многострадальная история того, что мы называем «христианской цивилизацией». Кровь мучеников - тому доказательство: кесари всех времен и народов, даже самые терпимые  к разнообразным религиозным верованиям,   теряли терпение, когда христиане, поставленные перед выбором, отказывались отдавать им - сердце, отказывались приносить им присягу в виде жертвы, отказывались обожествить власть, признать ее законы - НАД законами Божьими...

    Не верны ли и поныне слова Христовы к Своим верным : «Меня гнали - будут гнать и вас?»  Конечно, в шуме и суете событий быстротекущего времени нам с вами порой непросто разобраться в таких вещах, и как часто мы забываем простые слова Христовы, простые основы веры нашей... Не будем обольщаться: когда сильные мира сего ласкают  Церковь, поддерживают ее в чем-то,  они соблюдают интересы - свои, а вовсе  не Царства Божия. И, в конце концов, наступает время, когда за свою лояльность они требуют чего-то от нас: платите-ка  по счетам!  И Церковь снова становится - в той или иной форме, явно или скрыто - гонимой, как и Ее Основатель был гоним.

    Печальные размышления? - оно так. Но Христос Господь - с нами, в конце концов. Помните еще одни Его слова: « Огонь пришел я принести  на землю, и как бы хотел, чтобы он уже  разгорелся!»  И этот огонь Духа - да, разгорелся и горит. Он есть в Церкви Христовой, она им  жива. И если кто-то из критиков Церкви, указуя: «Да это уже просто пепелище!», решит ради забавы подуть на пепел или презрительно в него плюнуть - пусть опасается языков пламени, которые могут оттуда вырваться.

     

    МАРТ МЁРТВ МИРУ

     

    обыденный храм -

    проседающий сиреневый сугроб - пуст:

    Преждеосвященная отошла

     

    кожаны ворвались в алтарь

    но дары потреблены

    ледышечка антиминс

    дотаивал в бледных  отвесных солнца мечах

     

    только в куколь убранный труп обрели!

    слёзно смеются от злости:

    «контра!..

    субботствуешь падло?»

    в ребра тыц сапогом

    дулом маузера уста отверзли:

    не дышит

    ровно  сквозь тканей чернь  светит

    иероглифом молчания параман

     

    нервно папироску смоля

    в синее небушко:

    «э, где там

    спец жеребец?!! ну-ка ко мне!»

    попа за волосы  притащили: «что?!!»

    свидетельствует поп

    выдавленными  очами глядит

    раскровавленными в дрязг шевелит губами

    выхаркивает кашицу альвеол  осколки зубов:

    «да

    вам его не достать

    пульса нет: успел

    уйти в глубокую схиму»

     

    «с каким именем постригли?!!

    с каким именем  говори мразь?!!»

     

    бесполезного, били попа

    (лучшее что успел

    за долгое свое учительство рещи :  промолчал)

     

    трупы вытащили в овраг

     

    воздух остановился

    вербы как бабы рты затыкали концами платков

    бессмысленно воронограил зенит

    три  волхва  выступили из нарастающей тьмы

    принесли дары:

    негашеную известь бензин дрова

    Вставить в блог

    Мы входим в пламя или в пламя

    Мы входим в пламя или в пламя

    6 апреля 2010
    Мне повезло посмотреть фильм «Поп» Владимира Хотиненко задолго до его премьеры, причем – посмотреть именно на большом экране: в честь Дня православной книги компания «Православная энциклопедия» организовала закрытый показ для священства нашей Красноярской и Енисейской епархии. Небольшой кинозал в Красноярске был полон: архиерей, священники, работники разных епархиальных ведомств… Попы, как гласит популярный в Церкви слоган – тоже люди. Перед началом сеанса в зале слышались и смех, и шутки, и фразы вроде: «А что смотреть, отцы, будем, «Аватара»?» - собрались-то по непривычному поводу, на кино, от смущения вели себя как школьники, которым выпало нежданное «окно» в уроках…
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru