rss
    Версия для печати

    Энциклопедия заблуждений: Стихи, стихиры, стихари…

    Агафья Логофетова:Итак, можно ли «простихирить» стихарь? Иными словами, есть ли что-либо общее между этими словами в происхождении и употреблении?

    Итак, можно ли «простихирить» стихарь? Иными словами, есть ли что-либо общее между этими словами в происхождении и употреблении?

    «Стихира» в переводе с греческого – «то, что написано стихами». Это церковное песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам. В древности под «ta stihērá», т. е. «biblía» (букв. «книги») подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда – ветхозаветные песни. Что значит приуроченное к стихам? Дело в том, что стихира как песнопение вторит стиху одной из ветхозаветных книг, обычно Псалтири. Распадаясь на виды в зависимости от места в круге суточного богослужения (1. стихиры на «Господи воззвах», 2. литийные, 3. стихиры «на стиховне» или «стиховны» и 4. стихиры на «Хвалитех»), стихиры обычно припеваются к стихам псалма или к особым стихам, приуроченным к дню или празднику. Так, 1-ые стихиры, в соответствие с названием, — припевы к отдельным стихам вечернего псалма «Господи воззвах к Тебе услыши мя» (точнее, псалмы 140, 141, 129 и 116), а стихиры «на стиховне» и названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму (кроме вышеупомянутого на вечерне это «Всякое дыхание да хвалит Господа» на утрене), а к особым стихам (например, в будние дни «К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси»).

    Стихарь же ничего общего со стихами не имеет. Это греческое слово обозначает диаконскую или низших клириков (иподиаконов и чтецов) верхнюю одежду в виде рубахи до пят, без ворота, с широкими рукавами. От подмышек до пояса и ниже с обеих сторон стихаря имеются разрезы; они символизируют прободенные (пронзенные копьем) ребра Спасителя.

    По времени происхождения стихарь – самое древнее церковное одеяние. Оно соответствует ветхозаветному подиру – длинной голубой одежде первосвященников и царей. В строгом смысле слова, прямым «потомком» подира в Православной Церкви является архиерейский подризник. Стихарь, подризник… Вы уже запутались? Дело в том, что оба эти одеяния – близнецы-братья, только подризник – священническое и архиерейское нижнее одеяние (поэтому его рукава, в отличие от стихаря, узкие), поверх которого надеваются собственно священнические ризы; а епископ, в свою очередь, поверх священнических надевает свои облачения.

    Полосы, нашитые по стихарю, имеют свое символическое значение: полосы по низу рукавов и по подолу знаменуют путы, которыми был связан Господь в темнице и по пути на суд; полоса, поперек груди и спины означает кровавые язвы Христа, нанесенные во время пыток, это – символ ига Христова, которое несут Его служители. На спине под полосой нашивается крест в знак того Креста, который Спаситель нес на спине на Голгофу. Все полосы означают также Божию силу и благодать, которую Он дает Своим служителям, поскольку сила Церкви – от страданий Его.

    В древности для стихарей и подризников был принят белый цвет – цвет небесных одежд людей и ангелов, а также риз Христа во время Его преображения. Таким образом, стихарь несет в себе двойной смысл: по форме и отделке это – образ одежды земной жизни и страданий Христа; а по цвету стихарь изображает одеяния света Божественной (небесной) славы. Это цвет чистоты, непорочности и радости в Царствии Божием.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru