rss
    Версия для печати

    Иеромонах Димитрий (Першин): Масленица - миссионерская удача Русской Церкви

    В среду на Масленицу зять приходил в гости к теще на блины. Немногие сегодня помнят эту традицию. Иеромонах Дмитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, рассуждает о том, как Масленица способствует примирению между родственниками и почему разгульный языческий карнавал - затаенная тоска по христианскому покаянию.
    Масленица - невероятная миссионерская удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл весеннего карнавального буйства. В языческой культуре оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную точку бытия. В этом карнавальном разгуле, в плясках и выпивке человек пытался вырваться из своего собственного прошлого, освободиться от накопленных за год ошибок, сбросить годовой груз неправды и зла, и начать с чистого листа писать новую главу своей жизни. Чтобы задобрить силы, отвечающие за счастье в новом году, язычники приносили им человеческие жертвы, дальним отголоском которых является сожжение соломенного чучела.

    Но за этим карнавальным надрывом таилась тоска по подлинному покаянию, по настоящему обновлению души - и свое разрешение она получила в христианской традиции.

    Из Византии и Болгарии на Русь пришла глубокая и, можно сказать, виртуозная покаянная культура перемены сердца и пересозидания ума. И в этой перспективе масленичная неделя стала преддверием долгого великопостного пути к Пасхе. Вот почему на Масленицу мы не жжем чучела, не пытаемся в пьяном экстазе порвать с обрыдлыми грехами и страстями минувшего года, а идем к теще на блины, к золовке в гости,  примиряемся со всеми, с кем за год могли сложиться неприязненные или сложные отношения. И в этом примиренном состоянии испрашиваем друг у друга прощения в Прощеное воскресение, с которого, как мы помним, начинается наше вхождение «во дни печальные Великого Поста». Пост не диета, его задача иная - дать крылья и распахнуть Небо, как будет сказано в воскресном чтении второй седмицы Поста.

    Сами по себе гулянья не противопоказаны христианину, христианину противопоказаны бесчинства. По слову апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно». Или как совершенно по-христиански было начертано над доской в кабинете истории в моей тогда еще советской школе: «Голова на то дана, чтобы думала она».

    В традиционной культуре было время для гуляний, было время для общения, но была и своя система табу. Было время камни разбрасывать и было время их собирать. Был определенный канон жизни, который давал человеку возможность раскрыть себя изнутри в формах этого канона.

    К сожалению в наши дни Масленица приобрела еще один и теперь уже грустный смысл: она напоминает нам о том, что у нас стало очень мало родственников. Часто ли встретишь теперь золовку, деверя, свояка, а вместе с несуществующими родными уходят в прошлое те именования, которыми пестрят, к примеру, «Вечера близ хутора Диканьки». Да что там о свояченицах - для многих «теща» и «свекровь» - неизведанные понятия.

    Надеюсь, что, отмечая этот праздник семейного общения кто-либо из наших молодых найдут друг друга и будут счастливы. В этом году это пожелание имеет двойной смысл - на Масленицу можно будет посылать валентинки...

    Записала Ольга Богданова.

     

    Вставить в блог

    Иеромонах Димитрий (Першин): Масленица - миссионерская удача Русской Церкви

    10 февраля 2010
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Максим, Киев15.02.2010 16:27 #
    "Надеюсь, что, отмечая этот праздник семейного общения кто-либо из наших молодых найдут друг друга и будут счастливы. В этом году это пожелание имеет двойной смысл - на Масленицу можно будет посылать валентинки..." - валентинки и православие????? ничего не напутано? Или может Русской православной церковью уже канонизирован Валентин и установлено празднование 14-го числа?
    Дмитрий, Матыс14.02.2010 10:09 #
    2Сергей, Ростов-на-Дону: Вы можете не поверить, потому что наверняка ничего об этом не знаете, но есть. Христианство приспособило внешнее, чтобы изменить внутреннее. Главное же в христианстве - Благая весть о вочеловечившемся, пострадавшем и воскресшем "нас ради и нашего ради спасения" Сыне Божием. О Едином и Единственном Боге, ставшем ещё и Человеком. Принёсшим Себя Самого в Жертву сотворённому Им миру. Преобразившим в Себе нашу, повреждённую грехом, человеческую природу, и открывшему путь исцеления от властвующих над нами страдания, тления и смерти через Свою Церковь. И этот путь открыт человеку через действенную веру в Христа-Спасителя. Веру, соединённую с делами веры-исполнением заповедей Божиих. И в сотрудничестве с Самим Богом, человек может пройти этот путь до конца. Пройти и стяжать благую вечность с Всевышним Творцом. А твари, которых язычники почему-то называют "богами", поклоняясь им, ничем помочь человеку не могут, да и не хотят. Потому что они такие же созданные во времени существа, отпавшие от своего Творца и поэтому тщащиеся подгадить людям. Так что у нас, христиан, есть всё, что нужно для действительного исцеления, преображения и спасения. А что есть у язычников? Разве только полуголые пляски вокруг костра и демагогические лозунги "о крови"...
    Сергей, Ростов-на-Дону13.02.2010 15:08 #
    Лучше бы господин Першин рассказал есть ли у православия хоть что-нибудь свое, а не украденное у язычества и приспособленное для своих нужд???

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru