rss
    Версия для печати

    Где находится рай

    В храме святой мученицы Татианы проходит цикл показов православных фильмов, приуроченный к юбилейным торжествам.

    В храме Св. мученицы Татианы начался цикл вечеров православного кино. Хотя, наверное, правильно было бы говорить просто о показах «лучших фильмов православных режиссеров». У православного кино как явления есть начало, и мы его наблюдаем, и пока, словно в зерне, обещание развития.

    Пока православное кино – это документальные фильмы. Пока – это фильмы-портреты. Пока – православный взгляд художника еще не может оторваться от церковного мира. Это и понятно. Необходимо зафиксировать хрупкий момент бытия, есть потребность просто полюбоваться странным, открываемым явлением – подлинно церковным человеком.

    Но уже обозначились главные характеристики, которые позволяют православное кино выделить в явление – мир, в котором присутствует Благодать. Увидеть это фундаментальное качество мира может только глаз, церковно очищенный. Потому так долго и трудно формируется православное кино, но состоится непременно. Вопрос, какие формы обретало чудо сохранения духовности в кошмаре ХХ века, уже поставлен. В том числе и в фильмах, показанных в храме Св. мученицы Татианы.

    «Восхождение» реж. Е.Шаталиной. О своей жизни рассказывает доктор мед наук Валентина Ильинична. Из своих ста лет жизни (она почила в августе 2004 г.) шестьдесят было отдано борьбе с туберкулезом, науке. О ней с восхищением говорят ее ученики, уже весьма почтенные ученые. Но главное в жизни этой столетней женщины с веселыми глазами – то, что она в начале тридцатых годов приняла тайный постриг. Постригал ее старец Зосимовой пустыни св. Игнатий. Шестьдесят лет тайного монашества. С монашеским молитвенным правилом, ежедневным исповеданием помыслов. И с напряженной научной работой.

    Фильм снят просто, с ясным заинтересованным взглядом на героиню, более того, фильм – как восхищенный выдох: «Ах! Так вот, какая она «соль земли» Вот как незаметно и спасительно растворена была «соль» в исторической окамененной почве предыдущего века.

    Очевидно, что сегодня никто не возьмется сказать, сколько же было этих «светильников», не оставшихся «под спудом» по всей раненной многострадальной стране. Сколько же их светило во тьме, молитвенно сопротивляясь «безблагодатному мраку» эпохи. Это неведомый и не обозначенный ни в каких исторических источниках жизненный пласт начинает возникать на глазах в нашем сознании, нашей культуре, как «град Китеж» вначале смутными догадками – ведь были?- а теперь уже ясным видением – да, вот, какие они.

    И, очевидно, промыслительно, что мы получаем знание о формах жизни, в которую эти подвижники заключали свое существование по благословлению старцев. Ведь по слову патриарха Сергия «Жизнь – такой предмет, о котором может судить всякий, у кого есть разум и совесть, есть неизвращенное нравственное сознание. Догматических рассуждений кто-нибудь может не понять, исторических свидетельств можно не знать, а жизнепонимание у всех перед глазами».

    Но вот эта самая жизнь, к которой нам сегодня дают прикоснуться в частности создатель фильма «Возвращение» является весьма серьезным аргументом, основательно уточняющим историческую концепцию страны как трагического столкновения «светлой интеллигенции» и «темной власти». Не культура спасала, в том числе интеллигенцию, в сознанию которой по точному определению в песенной строке православного барда Ал. Непомнящего происходит серьезное движение. «Есть божок у них – культура – тонкая прослойка. Жить с ней, в общем-то, по кайфу, умирать вот - нет».

    Так вот, матушка Игнатия (Валентина Ильинична было пострижена в мантию с именем своего духовного отца) - поразительный высокий пример жизни-служения за порогом монашеской смерти для мира. Такая недостижимая простая цельность бытия бесхитростным, честным взглядом кинокамеры высветившаяся в высокий образ благодатного стояния во Христе.

    Во втором фильме реж. В.Тимощенко «Одинокий рай» образное пространство расширяется, ну, хотя бы за счет более сложного сюжета повествования. Группа егерей, один из которых, о. Виктор, стал священником, пересекает заповедник. Священник, идущий по миру, в котором сохраняется хотя бы память о первозданности, уже художественно активная фигура.

    Да еще этот священник оказался человеком, открытым миру любовно, а значит молитвенно. Логика его рассуждений проста, примерно такая: «Вот – чудо Божьего мира. Чтобы это увидеть от нас не потребовалось никаких усилий, мы лишь только перебирали ногами, и вот – подарок – красота. Так и в духовном пути – нам надо лишь неустанно перебирать «Господи, помилуй!» - и в результате – Божий дар просветления души».

    Режиссер предлагает нам увидеть человека, пребывающего в постоянном молитвенном состоянии: глаза смотрят с ненасытимой любовью на этот мир – гор, трав, орлиного парения, испуганного оленьего бега – нельзя вдоволь насмотреться. Руки не устают радоваться прикосновению к потертой коже седла, потной спине лошади, коре деревьев.

    Мы видим редкое состояние взаимной растворенности человека и природы. Взаимной необходимости этих двух начал.

    А о. Виктор – человек, умеющий тонко и просто выражать сложные вещи. Сквозь прерывистое дыхание преодолевающего подъем человека, мы слышим рожденную сейчас, упругую реплику: «Вот говорят, надо спасать природу. Не природу спасать – самим надо спасаться».

    Это сказано так ясно, что остается только смутиться от замутненности собственного глаза. Ну, конечно, ведь знаем же, что «вся тварь совокупно мучится и стенает», а все равно в городской суете принимаем как должное разделенность мира и жизни своей души, этот мир не умеющей вместить.

    Или о китайской поэзии: «Китайские стихи – экологически чистые. Там поэт наблюдает, не вторгаясь, кротко наблюдает, смиренно». Вот вам и православное литературоведение. Жаль фильм короткий, хотелось бы услышать еще – как видится мир там, в благодатном пространстве.

    В фильме есть и отдаленные, чуть блеснувшие, осторожные признаки драматического конфликта. Его даже трудно пока определить. Просто спор о. Виктора со спутником, мысль которого двинулась к протестантизму. Здесь все живо, тревожно: и формулировки, никак не обретающие точность, и боязнь обидеть собеседника, и деликатность… Но может развернуться и разговор об Истине, все к тому идет…

    Наверно, это и есть начало православного кино. Прежде, действительно, надо увидеть мир глазами тех, кто сумел не разделить жизнь и веру и совершить восхождение к одинокому раю…

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru