rss
    Версия для печати

    Загадка Туринской Плащаницы. Ее научное изучение вот уже 100 лет ставит все новые вопросы

    Мы продолжаем публиковать материалы семинара, проходившего в редакции «ТД». «Татъянин День» уже не раз обращался к теме изучения Туринской Плащаницы (см. №№ 7, 8, 17, 18). Интересующимся можно также рекомендовать книгу доктора наук, протоиерея Глеба Калены «Плащаница Господа нашего Иисуса Христа».

    В 1998 году факторы, которые в совокупности могли бы объяснить столь высокую степень разрешения возникшего образа. В модельных экспериментах Джексон использовал скульптуры, обмазанные излучающим свет фосфором мировая общественность отмечает столетие с начала научных исследований Туринской Плащаницы. К сегодняшнему дню междисциплинарные исследования Плащаницы привели к созданию новой научной дисциплины — синдонологии (от греческого sindon, плащаница).

    Для меня как физика особенно интригующим является именно вопрос о механизме возникновения на Плащанице образа. В свое время д-р Джексон применил для исследования Плащаницы компьютерные программы, разработанные для обработки аэрофотоснимков с целью восстановления по ним трехмерных форм объектов. Работая с моделью Плащаницы, он на добровольцах экспериментально измерил расстояние между ней и человеческим телом, а полученные данные сравнил с фотографиями Туринской Плащаницы. В результате этих исследований Джексон обнаружил, что интенсивность потемнения на Плащанице находится в простой функциональной зависимости от расстояния до поверхности тела. Таким образом, утверждение, что на Плащанице мы имеем негатив, есть лишь первое приближение к истине. Говоря точнее, на Плащанице языком интенсивности потемнения передано расстояние между телом и Плащаницей. Зная эту зависимость, Джексону удалось по образу на Плащанице восстановить трехмерную форму человеческого тела.

    Мне показалось, что в замечательных и всесторонних исследованиях д-ра Джексона, посвященных этому вопросу, не были учтены некоторые, которые он помещал в полупрозрачную среду, частично поглощающую излученный свет. Однако излучение фосфора с поверхности было изотропным, т.е. одинаковым во всех направлениях. Излучение же, которое создало образ на Плащанице, скорее всего, имело другую угловую зависимость, т.е. являлось анизотропным.

    Если излучение исходило из всего тела Иисуса, а не только с его поверхности, то, за счет поглощения части излучения внутри тела, на поверхности оно было бы неодинаковым по разным направлениям, т.е. именно анизотропным.

    Рассмотрим эту гипотезу. Судя по найденной Джексоном зависимости потемнения на Плащанице от удаленности тела, свет вне тела в воздухе заметно поглощался на расстояниях порядка 1 см. Внутри же тела излучение заметно поглощалось на расстоянии 0,01 мм, так как плотность тела на три порядка больше плотности воздуха. Именно поэтому внешнее излучение определялось лишь излучением тонкого поверхностного слоя. Таким образом, интенсивность излучения на поверхности тела в каждой точке поверхности была одинаковой.

    В теоретической работе по исследованию анизотропного излучения Джексон рассматривал разрешение двух точечных источников, лежащих на неизлучающей поверхности. Требуется же рассмотреть разрешение деталей однородно излучающего источника сложной геометрической формы. Поэтому для меня первым делом было исследование разрешения двух лежащих бок о бок на плоскости полуцилиндров по их анизотропному излучению, которое частично поглощалось во внешней среде. При этом учитывалось также излучение и самой плоскости вне цилиндров. Такая геометрическая форма была выбрана как наиболее близкая к таким частям тела, как губы и пальцы.

    Как показали теоретические расчеты и моделирование на компьютере (программист Сергей Степанов), такое анизотропное излучение обладало лучшими, по сравнению с изотропным излучением, характеристиками. Однако разрешения двух полуцилиндров по образу, который создается на некотором расстоянии от них, недостаточно. Разрешение не достигает той степени, которая необходима, чтобы объяснить возникновение изображения на Плащанице.

    Таким образом, мы приходим к выводу, ранее сделанному Джексоном: образ на Плащанице обладает характеристиками, которые не могут быть объяснены ни одной из предлагавшихся до сих пор гипотез, поэтому нам необходимо обратиться от «старой» к «новой» физике. Хотя граница между этими понятиями размыта. Так, излучение в рассмотренной выше модели распространялось по законам именно «старой» физики, но, оставаясь в ее рамках, трудно создать объемный источник этого излучения даже с помощью современных технологий.

    Мы можем сделать предположение, что во время Воскресения Иисуса Христа Его тело было окружено некой световидной энергией, форма которой повторяла форму Его тела, а интенсивность — спадала по мере удаления от тела. Эта световидная энергия, возможно, была подобна тому огню, в котором являлась сила Божия, как мы читаем об этом в Ветхом Завете. Когда Бог явился Моисею на горе Синай, Моисей увидел горящий, но не сгорающий куст терновника. Когда пророк Илия был вознесен на небо, Елисей увидел как бы огненную колесницу, которая подхватила Илию и понесла его. Однако следует отметить, что Воскресение Иисуса Христа не было похожим на другие случаи воскресения мертвых, описания которых мы встречаем в Ветхом и Новом Заветах.

    Соприкосновение этого огня с Плащаницей вызвало химические изменения в ткани последней и ее потемнение, подобное тому, которое происходит от действия сильного излучения. С внешней, физической точки зрения, единственным отличием было то, что излучение не распространялось по законам движения физического света, но имело форму тела, интенсивность, или энергетическая плотность которого уменьшалась по мере удаления от кожи. Поэтому Плащаница потемнела сильнее в тех местах, которые были ближе к телу. Максимальное потемнение возникло в точках, которые прикасались к телу.

    О характере изменения интенсивности этого огненного тела мы можем сейчас судить по степени потемнения Плащаницы. (Форма этой зависимости приводится на рис.1) Теперь мы интерпретируем эту функцию как передающую энергетическую плотность огненного тела, окружавшего тело Христа во время Его Воскресения. Используя данную функциональную зависимость, мы можем оценить разрешающую способность изображения, получаемого в модели огненного тела, обжигающего Плащаницу.

    По оценкам д-ра Джексона, механизм появления изображения должен удовлетворять следующему требованию. На расстоянии в 1,1 см от поверхности тела должен создаваться образ, на котором различались бы столь мелкие детали, как очертания губ. Таким образом, нас интересуют расстояния до 1,2 см между Плащаницей и телом.

    Приведенная экспериментальная кривая в диапазоне от 0 см до 12 см оценивалась в цитированной работе математической формулой:

    (1)   Относительное потемнение = 9 + 46exp(-1.03d),

    где d — расстояние между телом и Плащаницей, выраженное в сантиметрах. Однако в диапазоне до 1.2 см поведение кривой можно оценить другой формулой:

    (2) Относительное потемнение = 3 + 52exp (-d/0.7),

    где 3 — величина фона, или естественного потемнения, Плащаницы. Необходимо выделить величину внешнего фона в отдельное слагаемое, чтобы отделить потемнение, которое производит на Плащанице излучение, от начального естественного потемнения Плащаницы. Экспоненциальная форма оценки интенсивности позволяет нам сравнить разрешающие способности в двух обсуждаемых моделях: в модели излучающего тела и в модели огненного тела. Так, последней формуле в первой модели соответствовало бы излучение, поглощаемое в воздухе с характерной длиной поглощения равной 0,7 см. Такой длине поглощения в воздухе соответствует излучение в рентгеновском спектре с энергией около 2 keV. В рамках первой модели мы бы объяснили функциональную зависимость на рис. 1 наличием спектра излучения разной энергии в рентгеновском диапазоне, причем излучение с энергией 2 keV «отвечало» за создание тонкой структуры образа на расстояниях порядка 1 см от поверхности тела. Так можно было бы говорить лишь в том случае, если бы разрешающая способность удовлетворяла «требованию Джексона» (см. выше). Однако в рамках первой модели нельзя достичь необходимого разрешения.

    Степени разрешения, получаемые в рамках этих двух моделей, приводятся на рис.2. По оси X откладывается радиус полуцилиндра R, а по оси V откладывается степень разрешения этих полуцилиндров k в процентах:

    k = (Е2 — Е1)/Е1, при k>0,

    где El — величина интенсивности на расстоянии 1,1 см от средней точки между верхушками полуцилиндров, а Е2 — максимальная величина интенсивности на расстоянии 1,1 см от полуцилиндров. Чтобы образы цилиндров не сливались, необходимо, чтобы Е2 было заметно больше, чем Е1. Величину этой относительной разницы и передает величина k.

    Очевидно, что первая модель не удовлетворяет требованию и должна быть отброшена. Изображения полуцилиндров не сливаются на расстоянии 1,1 см, только если их радиус больше 0,8 см. Надо заметить, что в первой модели не учитывалось начальное потемнение Плащаницы, а рассматривалось только монохроматическое излучение с энергией в 2 keV. Учет начального потемнения Плащаницы и спектра излучения привел бы к увеличению внешнего фона и еще большему ухудшению разрешения.

    В рамках же второй модели мы достигаем необходимого разрешения. Разрешение с величиной k = 6% можно считать вполне заметным. В рамках второй модели с такой величиной различаются два полуцилиндра радиусом 0,4 см на расстояния 1,1 см от их поверхности. Это соответствует геометрической форме губ. Таким образом, вторая модель может послужить гипотезой для объяснения механизма возникновения образа на Плащанице.

    В рамках модели «излучающего тела» вид функциональной зависимости потемнения от расстояния между Плащаницей и телом определятся спектральным составом излучения. Более мягкое излучение сильнее поглощается в воздухе и не распространяется на большие расстояния. Более жесткое излучение, напротив, поглощается слабее и воздействует на ткань на более далеких расстояниях. Таким образом, по форме зависимости потемнения от расстояния мы можем судить об энергии излучения, которая достигает порядка 2 keV. Такие энергии не вызывают ядерных изменений.

    В рамках модели «огненного тела» подобной зависимости нет, и энергия, с которой оно действует на ткань Плащаницы, для нас остается неизвестной. Можно предположить, что огненное тело изменяло и ядерный состав ткани. Этому есть косвенное подтверждение. В 1988 году было измерена концентрация радиоактивного изотопа С14 в ткани Плащаницы. Оказалась, что содержание С14 аномально высоко для ткани I века. Более того, концентрация С14 в маленьком образце ткани оказалась неоднородной. Правда, обнаруженная неоднородность — на грани точности измерения, но и образец ткани был взят с самого края, вдали от образа на Плащанице.

    Естественно предположить, что на Плащанице может иметься другой образ, выполненный не химическим изменением молекул целлюлозы, а ядерным изменением атомов углерода. Для обнаружения неоднородности в изотопном составе в ткани Плащаницы нет необходимости вырезать из нее новые образцы. Для этой цели можно воспользоваться детектированием радиоактивного изотопа С14 с помощью фотопленки.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru