rss
    Версия для печати

    Классическое образование и политика. Российский флаг как тоска по идеалу

    «Главной темой вашей газеты должна быть жизнь Университетской домовой церкви», — сказал на презентации «ТД» в ноябре 1996 года директор Греко-латинского кабинета Юрий Анатольевич Шичалин. Нынешним летом, передавая нам публикуемую ниже статью, он отметил, что ее проблема тика вполне отвечает этому пожеланию. Потому что в Татьянинской церкви отношение к классическому образованию особенно внимательное.

    Мы  постепенно привыкаем и рассудком фиксируем, что флаг нашего государства, флаг России, — это флаг, на котором белое и голубое возвышаются над красным. Едва ли мы уверенно понимаем и действительно верим тому, что правильнее было считать так: не белое с голубым попирают красное, а белое равно осеняет голубое и красное.


        И в самом деле, если припомнить, что по одному из толкований эти три цвета символизируют духовенство, аристократию и народ, мы едва ли всерьез поверим, что при теперешнем демократическом курсе нашей политики эта символика когда-нибудь станет отражать реальное положение дел в стране. Это действительное сочетание и иерархическое подчинение трех моментов в жизни общества скорее представляет собой некий идеал, природу которого мы с трудом представляем себе даже мысленно. Причина этого — почти невероятная гомогенизация общества, которая разными путями достигалась и достигается как коммунистической уравниловкой, так и современными западными демократиями. И если сегодня ни один здравомыслящий человек не будет спорить с теми действительными достижениями демократизации нашего общества, с которыми мы уже сталкиваемся и плодами которой пользуемся, то осознать временный и несамодовлеющий характер этих преимуществ наряду с неизбежным пагубным характером деструктурированного общества, какими бы путями это ни достигалось, — гораздо сложнее. Причем как раз в силу того, что образцы благотворной иерархичности социума для нас в живом опыте почти полностью утеряны.


        Один из таких примеров — иерархическое устроение Церкви. Нам очень сложно понять, что именно в силу своей богоустановленной иерархичности отделенная от государства и находящаяся вне его — над ним — Церковь символически венчает флаг нашего государства. Совсем недоступна нам в непосредственном опыте иерархия государственной власти, учрежденной по Божьему установлению, а не по чьему бы то ни было произволу — для большинства это может представляться разве что бессмысленной мечтою Гоголя второго тома «Мертвых душ». Именно отсутствие такого опыта и есть главный пагубный результат деструктурированного общества, к которому мы так или иначе привыкли.


    Между тем явственный процесс идущего сегодня в России социального расслоения имеет свои не только отрицательные, но и положительные стороны. Если безусловно здоровая часть современного общества, которая доминирует во всяком поколении, сумеет культивировать свое превосходство над болезненным и уродливым в силу осознания своей приобщенности подлинному истоку всякой жизни, — тогда преимущества иерархии проявятся в государстве в создании того самого среднего слоя, представители которого только и могут по существу заниматься политикой, то есть заботиться об обществе в целом ради того лучшего, что в нем есть, и не посягать в своих притязаниях на то, что человеку решительно недоступно. Разумею под последним знание хода мировой истории в целом, мнимое понимание которого провоцирует и оправдывает бесцеремонное вмешательство в жизнь любого отдельного человека и народа.


        Одно из средств формирования такого среднего класса — правильно построенное образование, необходимое как раз для тех, кто осознает своим призванием заботиться о лучшем в народе — то есть в тех, кто народился вчера, растет сегодня, а завтра сам возьмется за управление государством. Соответствующие образовательные институции некогда назывались в России гимназиями и лицеями. Специальное внимание в нижеследующем изложении — классическим гимназиям.

        КЛАССИЧЕСКАЯ  гимназия — это давно забытое в России учебное заведение, которое некогда готовило к поступлению в университет на любые факультеты; это учебное заведение, в программу которого входили древние языки и сильная математика (то есть равное внимание уделялось тому, что мы называем гуманитарными и точными науками), а также — Закон Божий.


        Знание древних языков необыкновенно цивилизирует учащегося и с самого детства дает ему исключительный опыт развития социальности, то есть умение общаться с другими людьми, причем на самом высоком уровне. Привычка со школьной скамьи ценить и правильно интерпретировать таких серьезных собесебников, как Платон и Ксенофонт, Цицерон и Цезарь, читать по-гречески Септуагинту и Новозаветные тексты, быть приобщенным к творениям Отцов Церкви в оригинале, — такая привычка решительно повышает требовательность к себе в самом важном и ответственном деле: уважительном и достойном отношении к собеседнику, а им оказывается прославленный в веках военный и политический деятель, философ, пророк, святой. 


        Помимо этого гимназист приучается воспринимать мир традиции из первых рук и самостоятельно ориентироваться в его ценности. А в русских гимназиях греческий язык открывает, кроме того, подлинную основу формирования нашего родного языка как языка богословия, философии, истории, науки.


        Если учесть, что наряду с древними изучаются как языки живого реального общения три новых языка, и уже на этой базе изучается история и литература,- становится ясно даже этот первый блок могут под руководством очень хороших педагогов освоить только очень способные дети.


        Но в классической гимназии, как уже сказано, традиционно силен и другой блок: математические и естественные науки, впервые созданные теми же греками. Благодаря этим наукам получает развитие рациональное начало, которое позволяет решать сложные задачи совсем другого характера. Классическое образование европейского типа безусловно предполагает развитие данного начала в его полноте, но исключает его преимущественное и тем более исключительное развитие.


        Знакомство учеников с древними языками позволяет преподавателю точных наук не думать о терминологии, которая строится на греческих и латинских корнях, а преподавателю биологии — сразу давать наряду с русскими латинские названия животных и растений. Это облегчает ученику усвоение точных и естественных наук, но предполагает наличие у него способностей к этим наукам и умение их применять, — в частности, в тех же гуманитарных науках, например лингвистике.


        Но в настоящей классической гимназии обязательно должен быть и третий блок дисциплин, позволяющий полноценно сформировать ученика: они традиционно объединяются под общим названием Закон Божий. Сюда входят Священная история и история Церкви, толкование Священных книг Ветхого и Нового Завета, элементы литургики, знакомство с другими вероисповеданиями, а также церковное пение.


        Закон Божий в российской гимназии должен быть обязательным предметом потому, что благодаря предметам этого цикла для учеников впервые в ясном свете открывается русская и европейская история, русская культура с ее неповторимой архитектурой, иконописью, литературой, а для кого-то — впервые может открыться и полнота церковной жизни. Россия всегда была православной страной: именно поэтому в ней так полно были представлены и другие вероисповедания, тогда как всякого рода шовинистические, националистические и прямо фашистские тенденции суть результат дикости и в буквальном смысле слова сатанинской ненависти к подлинной духовной культуре.


    Получившие такое образование в России только и могли претендовать на университетское образование, а выпускники университетов составляли ту прослойку образованных людей, из которых преимущественно рекрутировались администраторы и политики...

        Чтобы понять все это не теоретически, а на практике, то есть чтобы на основе понимания сделать конкретные практические шаги, — требуется определенная широта взгляда и прирожденная культура, которая в любом государстве формировалась и формируется постепенно. А эта широта и культура нам нужны сейчас: если она есть у чиновника — он поддержит хорошие школы, а классические гимназии в особенности; если она есть у родителя — он непременно постарается отдать свое способное чадо в гимназию и, как о своем собственном, будет заботиться об уровне классического образования в стране. 


        Почему в Европе, Америке и Японии, и даже далекой Австралии развивается тот тип образования, которым некогда могла гордиться Россия?


        В самом деле, до революции только в самом центре Москвы, в районе Остоженки, Пречистенки, Волхонки находились шесть гимназий: Классическая гимназия Поливанова (Пречистенка, 32), 1-я мужская классическая гимназия (Волхонка, 16), Классическая частная женская гимназия Фишера (Пречистенка, 36), Гимназия Московского общества преподавателей (2-й Обыденский,14), Гимназия Констан (2-й Обыденский, 9), Частная женская гимназия Арсеньевой (Пречистенка, 12)... А рядом были Лицей цесаревича Николая (Крымский пр., 2), Александро-Мариинский институт (Пречистенская наб., 11) и другие. Все они вкладывали свою лепту в тот неповторимый облик Первопрестольной, который то там, то здесь начинают угадываться вновь... Но восстановить классические гимназии — эту особую и неповторимую примету центра Москвы — и вновь воссоздать сам тип уничтоженного у нас классического образования оказывается совсем не проще, чем вновь возвести разрушенные храмы.


        В чем специфика этого типа образования и почему мы должны с таким вниманием к его восстановлению? Я думаю, некоторые примеры как недавней, так и очень давней истории помогут ответить на этот вопрос.

    (Продолжение следует.)

     

    Вставить в блог

    Классическое образование и политика. Российский флаг как тоска по идеалу

    1 сентября 1997
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru