rss
    Версия для печати

    Воплотившийся идеал. Нестройные заметки в конце второго тысячелетия

    Эти заметки не претендуют на культурологические или геополитические обобщения. В них лишь сделана попытка увидеть приоритет ценностей, каким он предстает для большей части человечества конца второго тысячелетия по Рождестве Христовом. Каким входит наш мир в XXI век?Какому идеалу подражают сегодня все больше и больше людей? На эти вопросы мы пытаемся ответить, анализируя опыт не только нашей страны, но и США — государства, открыто и агрессивно стремящегося сегодня к мировому господству.
    Время подводить итоги. Собирать их, как камни, рассматривать, как картины, исследовать, как явления. Подходит к концу второе тысячелетие. Так ли важно, завершится оно в этом году или же следующем или, как некоторые говорят, уже завершилось? Всем понятно, что отсчет времени — всего лишь условность, пусть и немаловажная. Любая дата или юбилей значимы как символ и как индикатор состояния человеческого общества. Впрочем, есть в них и мистическая сила: вспомним празднование тысячелетия Крещения Руси — какой импульс оно дало дремавшим религиозным чувствам русского народа. Несомненно, что и двухтысячелетие христианства не пройдет незамеченным в духовной и культурной жизни разных народов, в первую очередь — нашей страны.
     
    Во второе тысячелетие Киевская Русь вошла новокрещеной христианской державой, отрясшей прах былого язычества со своих ног. Весь христианский мир вошел еще неразделенным, хотя и носящим в себе начатки скорого раскола. Религия тогда была определяющим фактором в общественной и культурной жизни. Идеалом для большей части человечества все еще оставался Христос.
     
    К какому же результату пришло человечество в конце второго тысячелетия? Какой образ, идеал начертало оно теперь на своих знаменах?
     
    Правитель мира
     
    Ни для кого не секрет, что миром сегодня правят деньги. В основе подавляющего большинства конфликтов лежит золото (черное или других цветов — не так важно). Так, по мнению многих наблюдателей, агрессия против Югославии была инспирирована Америкой для того, чтобы ослабить евро, который угрожал доллару. Говорят также об индексе Доу-Джонса и прочих чисто экономических причинах развязывания войны.
     
    Достоевский больше века назад писал: «Буржуазный долгий мир... всегда почти сам зарождает потребность войны, выносит ее сам из себя как жалкое следствие... из-за каких-нибудь жалких биржевых интересов, из-за новых рынков... из-за приобретения новых рабов, необходимых обладателям золотых мешков, словом, из-за причин, не оправдываемых даже потребностью самосохранения, а, напротив, свидетельствующих о капризном, болезненном состоянии национального организма».
     
    В Америке, где 82% населения считают себя христианами, а 96% — верующими (Newsweek, 6.01.1992), даже на денежных банкнотах декларируется вера в Бога: «In God we trust». Впрочем, по замечанию одного умного человека, следовало бы уточнить — «в этого бога мы веруем», то есть в золотого тельца. Именно его понимает под «числом зверя» (т.е. 666) один современный богослов, ведь «в золоте, которое приходило Соломону каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (III Царств, 10:41).
     
    Революция в России, что уже стало общеизвестным, в значительной степени финансировалась американскими банкирами. Долгая, продолжавшаяся на протяжении всего XX века, борьба двух великих государств окончилась полным поражением России. Пришедшая от ничтожества к имперской мощи Америка стала единственной сверхдержавой. Именно поэтому она теперь может уверенно вершить судьбы всего мира.
     
    Война года
     
    Главным событием года, несомненно, стала война против Югославии. Итоги этой агрессии общеизвестны: около 1,3 тысяч убитых (в том числе 400 детей) и 5 тысяч раненых гражданского населения. Уничтожено около 90 памятников истории и архитектуры, более 300 зданий школ, вузов, библиотек, более 20 больниц. Экономический ущерб превысил 100 млрд. долларов. Уровень загрязнения окружающей среды в некоторых районах СРЮ после бомбардировок достиг катастрофических масштабов. Кроме того, послевоенные разрушения и убийства, содеянные в Косово албанскими экстремистами, носят столь же тотальный характер.
     
    Но дело даже не в насилиях и разрушениях. Ведь точно так же поступали в средние века, к примеру, татаро-монголы, выжигая все дотла, точно так же в нашем веке вел себя Гитлер с порабощенными государствами. Гораздо важнее другое — чем сопровождается подобная вакханалия.
     
    Международная ассоциация журналистов-профессионалов «Репортеры без границ» опубликовала объемистый доклад-обвинение с конкретными примерами преднамеренного и систематического обмана пресс-службой НАТО аккредитованных журналистов и, соответственно, мировой общественности. В пропагандистской кампании по демонизации сербов во главе с Милошевичем было допущено немало досадных саморазоблачительных промахов, ставших достоянием общественности.
     
    Так называемая «Освободительная армия Косова» финансировалась главным образом из средств, полученных от торговли наркотиками. Юрий Кружилин в «Независимом военном обозрении» отмечал, что по данным английских спецслужб в настоящее время рядом преступных группировок «контролируется большая часть европейского героинового рынка, каналы распространения наркотиков на Британских островах, в Германии, Австрии, Франции и странах Скандинавии. Большая часть от полученных средств идет на содержание поддерживаемой странами Запада в балканском конфликте OAK». Секретный документ, направленный Североатлантическим альянсом в Чехию, Венгрию и Польшу перед началом агрессии блока против Югославии и опубликованный тем же «НВО», свидетельствует, что приобретение оружия за границей финансируется в основном общинами косовских албанцев в Западной Европе, причем для этого используются 3-процентный «налог на независимость» с доходов эмигрантов, распространение наркотиков и проституция. Таким образом, понятно, что стоит за американскими лозунгами о борьбе с международным терроризмом и наркомафией.
     
    Лицемерие — вот что легло в основу внешней и внутренней политики Соединенных Штатов и их натовских вассалов.
     
    Многие обратили внимание на то, что все главные действующие лица агрессии против Югославии: Хавьер Солана, Герхард Шредер, Билл Клинтон, Тони Блэр и другие — принадлежат к поколению, протестовавшему против насилия и несправедливости, в частности, во вьетнамской войне. Многие из них целиком и полностью разделяли лозунг хиппи: «Make love, not war» («Твори любовь, а не войну»), даже участвовали в антивоенном движении. Цену этих убеждений показали события в Косово.
     
    Фазиль Искандер в своем интервью для радио «Свобода» точно подметил это явление: «В сегодняшней мировой практике политический талант определяется способностью человека быть неискренним, не подозревая о своей неискренности».
     
    Лицемерие стало американским флагом. Его образ — плачущий Клинтон «в раскаянии» о сотворенном с Моникой Левински. Его образ -само американское общество, рассуждающее о пуританизма и смакующее каждую черточку «сексуального скандала». Его образ — законопослушные американские граждане, которые после неожиданной отключки электроэнергии (а значит — света и сигнализации) ринулись грабить магазины. Его образ — бизнесмен с широкой улыбкой специально для Вас, думающий, чем бы Вы могли быть ему полезны.
     
    Впрочем, в нашей стране лицемерие цветет столь же пышным цветом. Каждый сам сможет привести бесчисленное количество примеров. Как писал генерал-лейтенант Н. С. Леонов в своей книге «Лихолетье», «у нас, особенно после 1917 года, ложь нашла чрезвычайно питательную среду в виде доверчивого, малограмотного населения с крайне низким уровнем гражданского сознания. Ложь пожаром охватила нашу общественную жизнь, стала почти неотъемлемой частью национального сознания, напрочь поразила литературу, искусство, погубила журналистику. Она стала основной формой общения между лидерами и народом и остается таковой посей день».
     
    Рекламная культура
     
    Лицемерие нашло для себя благодатную почву в виде рекламной культуры, господствующей в мире. Реклама давно уже вышла за узко утилитарные рамки. Она стала целой областью искусства, конкурируя в зрелищности и динамичности со многими другими его видами: живописью, театром, кинематографом. Порой извлечение прямой коммерческой прибыли даже отходит на второй план перед заманчивыми перспективами моделировать мировоззрение других и пропагандировать определенный образ жизни.
     
    Завоевание новых рынков сбыта является важной частью рекламной кампании. Не секрет, что распространение американского образа жизни является важной частью политики США, более того — национальной безопасности страны, о чем пишет, например, Збигнев Бжезинский в своей знаменитой книге о великих шахматных войнах. Это находит свое отражение и во внешней политике. «Поскольку подражание американскому пути развития постепенно пронизывает весь мир, это создает более благоприятные условия для установления косвенной и на вид консенсуальной американской гегемонии», — пишет Бжезинский.
     
    Хорошую рекламную кампанию провела Америка и в своей войне против Югославии. Натовские самолеты стали мощным двигателем торговли. На крыльях желания они принесли надменную силу и безграничную самоуверенность — два груза в подарок страждущему человечеству. «Небеса будут ваши», — отличный слоган для завершения этой кампании.
     
    «Раб и льстец»
     
    Через два тысячелетия человечество приходит к идеалу Иуды-предателя. Лицемерно целуя своих собратьев, люди не дрогнув предают их на смерть ради золотого тельца. Ведь Иуда, как известно, всегда имел при себе ящик для сбора денег, потому что, как повествует Евангелие, «был вором».
     
    Характерно, что в XX веке сам образ Иуды не только тщательно «отмывается», но даже преподносится в искусстве как положительный во всех отношениях. Общеизвестны утонченные интеллигентские размышления на эту тему: достаточно вспомнить «Три версии предательства Иуды» Борхеса. «Раб и льстец», как именуют Иуду церковные песнопения, очаровал весь мир своими сладкими словами и звенящими сребрениками. С таким идеалом мы встречаем третье тысячелетие.

    Вставить в блог

    Воплотившийся идеал. Нестройные заметки в конце второго тысячелетия

    1 января 2000
    Эти заметки не претендуют на культурологические или геополитические обобщения. В них лишь сделана попытка увидеть приоритет ценностей, каким он предстает для большей части человечества конца второго тысячелетия по Рождестве Христовом. Каким входит наш мир в XXI век?Какому идеалу подражают сегодня все больше и больше людей? На эти вопросы мы пытаемся ответить, анализируя опыт не только нашей страны, но и США — государства, открыто и агрессивно стремящегося сегодня к мировому господству.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru