rss
    Версия для печати

    Пришлось только соблюдать комендантский час. Интервью с настоятелем Свято-Троицкого Подворья Русской Православной Церкви в Белграде

    Сентябрьские террористические акты и война на Кавказе как-то вытеснили из нашей памяти югославскую трагедию. Своя боль заставила нас позабыть чужую. Но, думается, что именно сейчас не мешало б обратиться к балканским событиям полугодовалой давности. И пусть Москва- не Белград, а Кавказ — не Косово, пусть нас пока еще никто не бомбит и никто явно не отбирает у нас наши святыни, но стало понятно, что сильная Россия будет мешать очень иочень многим, а для того, чтоб ее ослабить, сгодятся любые средства. И, может быть, именно сейчас нам было бы полезно осмыслить печальный опыт Югославии. Поэтому мы публикуем интервью с иереем Виталием Тарасьевым, настоятелем Свято-Троицкого Патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Белграде. Единственный русский храм в городе был частично разрушен во время натовских бомбежек.
    — Отец Виталий, расскажите, пожалуйста, об истории Свято-Троицкого Подворья Русской Православной Церкви.
     
    —  Свято-Троицкий храм был построен в двадцатых годах нашего века на пожертвования представителей русской иммиграции и православных сербов. Взносы на постройку поступили также от политических деятелей того времени — от короля СХС Александра Карагеоргиевича, многих министров и членов правительства. Нашими соотечественниками выполнена внутренняя и внешняя отделка храма: проект сделан русскими архитекторами и инженерами, иконы на деревянном иконостасе написаны князем Михаилом Сергеевичем Путятиным, святой образ святителя Николая-чудотворца создан русскими иконописцами по благословению Митрополита Антония (Храповицкого) за упокой души его императорского величества царя Николая II, святой Киот во славу святого благоверного князя Александра Невского сооружен офицерами царского русского адмиралтейства, фрески на стенах храма и плафон на потолке расписаны бароном Мейендорфом.
     
    Первая Божественная Литургия в нашем храме была торжественно отслужена в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8(21) сентября 1924 года Святейшим Патриархом Сербским Дмитрием вместе с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Киевским и Галичским Антонием (Храповицким).
     
    В стенах храма погребен барон генерал Петр Врангель, умерший в Брюсселе, но завещавший похоронить себя в «братской, славянской, православной стране» — по обеим сторонам его могилы и по сей день стоят Андреевский и Российский боевые флаги. В 1946 году Свято-Троицкий храм вошел в состав подворий Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Следует отметить, что богослужения в храме не прекращались ни во время II Мировой Войны, ни во время коммунистического режима, ни во время бомбардировок стран НАТО весной этого года.
     
    —  Известно, что Ваш храм находится в центре Белграда, рядом со зданием телецентра, и был частично разрушен во время натовских бомбежек.
     
    —  Да, Свято-Троицкое подворье расположено в самом центре города, примерно в 80 метрах от здания белградского телевидения, и в ночь с 22 на 23 апреля, когда американцы бомбили телевидение, храм пострадал. Наши инженеры подсчитали, что ущерб равен примерно 150 тысячам долларов — частично разрушено здание самого храма, его крыша, купол, потолочные перекрытия, здание канцелярии и, что меня больше всего беспокоит, сильно повреждены фрески, которые расписывал в 1942 году барон Мейендорф. Полопались тротуары вокруг церкви, а сейчас осень, дожди, и влага может проникнуть внутрь помещения. На следующее утро, 23 апреля, строительная комиссия Белграда официально закрыла храм, и я не имею возможности там служить. Конечно, мы ничего возразить против такого решения властей не можем, потому что наш храм серьезно пострадал и приходится беспокоиться за безопасность каждого человека, который в него входит.
     
    —  А восстановительные работы ведутся силами прихода?

    —  В последние десять лет Югославия живет под экономической блокадой и уровень жизни наших людей — русских и сербов — очень плачевный. Я не могу рассчитывать только на материальные силы своих прихожан, поэтому я и нахожусь последние два с половиной месяца в Москве и пытаюсь как-то обратить внимание на наше подворье в Югославии. Надеюсь, что россияне откликнутся.
     
    —  Каков состав Вашего прихода — кого больше — сербов, русских?
     
    —   В Сербской Церкви приходская организация подчиняется строгим территориальным правилам, которые мы не можем и не хотим нарушать, поэтому мы призываем заходить в наш храм, прежде всего, русских людей. Основная часть наших прихожан — второе, третье поколение русских иммигрантов, потомки тех беженцев, которые попали в Югославию через Турцию и Болгарию, после трагических событий 1917 года. Конечно, и православные сербы регулярно заходят к нам, особенно на всенощные службы, которые характерны более для Русской Церкви, чем для Сербской.
     
    —  Отец Виталий, у нас молодежная православная газета, и хотелось бы знать, как живет белградская молодежь, много ли молодых православных людей у Вас в приходе?
     
    —  Да, мне известно о существовании домового храма святой мученицы Татьяны при МГУ и Вашего издания. И в России и в Сербии сейчас проходит процесс духовного возрождения. Что касается его источника и фундамента — он одинаковый. Но нужно всегда учитывать менталитет местного народа и некоторые его особенности. Например, у нас в России при многих храмах организованы воскресные школы, где один или несколько священников трудятся о духовном воспитании молодежи. В Сербии, к сожалению, такой практики нет. Что касается количества молодых людей, которые за последние десять лет крестились и обратили внимание на духовную жизнь, то оно значительно возросло. На нашем подворье мы стараемся поддерживать молодых прихожан. Уже пять лет существует воскресная школа, по воскресным дням до Литургии регулярно проводится урок для детей, а потом учащиеся идут на богослужение, также мы организуем разные мероприятия детскую елку в первое воскресенье после Рождества Христова, праздник на Пасху, и на наш престольный праздник — Троицын день.
     
    —  Известно, что натовские бомбовые удары изменили отношение сербского народа к духовной жизни. Скажите, это было заметно на жизни Свято-Троицкого подворья?
     
    —  Ну, конечно! Когда нас начали бомбить, была пятая неделя Великого Поста, и с каждым днем духовный подъем населения чувствовался все сильнее и сильнее. Во всех храмах Белграда, в том числе и в нашем, ежедневно совершались богослужения, пришлось только, наподобие Второй Мировой Войны, соблюдать комендантский час и литургию на
     
    Пасху мы совершали не в полночь, как советует благочестивая русская традиция, а в восемь часов утра. И по сей день, невзирая на все неприятности и трудности, духовный подъем сербского народа не ослабевает. Белград не очень большой город — там всего лишь 23 действующих храма и три монастыря, и нетрудно заметить, что количество людей, посещающих богослужения, заметно увеличилось. И потом, отношение к Отечеству, оно, ведь, проявляется и в духовном смысле, через пятую заповедь — «чти отца твоего и матерь твою».
     
    —  Мы знаем, что в Белграде находится могила митрополита Антония (Храповицкого), пострадала ли она во время бомбардировок?
     
    —  Нет, не пострадала. Митрополит Антоний, бывший Киевский и Галицкий, участник поместного собора Русской Православной Церкви 1917 года, в 1936 году был похоронен в усыпальнице под Иверской часовней, на так называемом «Русском» кладбище. Оно находится не в центре города, и бомбовые удары его не коснулись. Иверская часовня в Белграде — копия разрушенной часовни иконы Иверской Божией Матери на Красной площади в Москве, была сооружена в 1931 году также силами православных русских и сербов, рядом с памятником русским воинам-освободителям в Первой Мировой войне.
     
    В той же усыпальнице находится и могила келейника митрополита Антония, очень почитаемого русскими в Югославии духовника — архимандрита Феодосия, который после смерти митрополита Антония удалился в монастырь Высокие Дечани, сербскую святыню в Косове, и даже в послевоенное время до своей смерти в 1958 году был его настоятелем. Монастырь этот значим для нас русских еще и потому, что в период сербско-турецкой войны 1870-х годов в нем находились русские монахи - поданные Российской Империи и их присутствие защищало не только монастырь, но и все святыни в Косове и Метохии от турок...-Для нас, русских, представляет большую честь то, что наш соотечественник был настоятелем одного из известнейших косовских монастыря.
     
    —  Отец Виталий, а как живут сейчас православные люди в Косове?
     
    —  Православные люди в Косове сейчас живут очень и очень трудно. С момента «примирения», после заключения всех соглашений сложилась следующая ситуация: граница Югославии и Албании осталась открытой. Ее никто не контролировал, потому что югославские вооруженные силы и милиция должны были, согласно подписанному договору, покинуть территорию Косова и Метохии. Это условие югославской стороной было выполнено, но натовцы свои обязанности контролировать государственную границу проигнорировали. Банды албанских террористов просто, как по своему двору, гуляли через границу, и с этого момента начался процесс очищения Косова от православных сербов. В присутствии всех американских, английских, немецких, французских, голландских «миротворцев» албанцы буквально расстреливают сербов, насилуют, сжигают сельские храмы, а «миротворцы» фактически не реагируют. Но как только какой-нибудь серб, защищая себя или свою семью, выстрелит, его сразу же арестовывают, тотчас же поставляется информация в газеты. Действуют так, будто это нападение прямо-таки на американскую демократию! Судя по всему, в Косове будет американская военная база. Но, на мой взгляд, натовцы не учли один очень важный момент — менталитет албанцев. Это народ своеобразный, и многие тонкости и нюансы их национального характера не понятны даже косовским сербам, которые проживают вместе с албанцами веками. Американцам будет очень трудно держать ситуацию под контролем. Это значит, что сегодня в России взрывают жилые дома, погибает мирное население, наши старики-родители, наши дети. Еще одна база для террористов будет в Косово. Где будут взрываться дома — в Москве ли, в Белграде ли, Нью-Йорке ли, Париже ли, не знаю, я не пророк, но база создана.
     
    —    А в православных храмах Косова идут богослужения?
     
    —  Только в монастырях, как я уже сказал, даже югославские журналисты уже давно перестали считать косовские сельские храмы, которые взорвали или сожгли террористы.
     
    (Продолжение следует)

    Вставить в блог

    Пришлось только соблюдать комендантский час. Интервью с настоятелем Свято-Троицкого Подворья Русской Православной Церкви в Белграде

    1 ноября 1999
    Сентябрьские террористические акты и война на Кавказе как-то вытеснили из нашей памяти югославскую трагедию. Своя боль заставила нас позабыть чужую. Но, думается, что именно сейчас не мешало б обратиться к балканским событиям полугодовалой давности. И пусть Москва- не Белград, а Кавказ — не Косово, пусть нас пока еще никто не бомбит и никто явно не отбирает у нас наши святыни, но стало понятно, что сильная Россия будет мешать очень иочень многим, а для того, чтоб ее ослабить, сгодятся любые средства. И, может быть, именно сейчас нам было бы полезно осмыслить печальный опыт Югославии. Поэтому мы публикуем интервью с иереем Виталием Тарасьевым, настоятелем Свято-Троицкого Патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Белграде. Единственный русский храм в городе был частично разрушен во время натовских бомбежек.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru